Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо дать понятие главы государства в целом, во-вторых, нужно понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют функции и полномочия главы государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Президент как глава государства………………………………………………5
1.1. Понятие главы государства………………………………………………….5
1.2. Учреждение поста Президента в Российской Федерации…………………6
2. Функции Президента Российской Федерации………………………………..9
3. Полномочия Президента Российской Федерации……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Как глава государства он имеет в своем распоряжении все необходимые средства для проведения оперативной (своевременной) и массовой защиты прав. Президент России, выступая гарантом прав и свобод личности, может защитить права и свободы каждого, которые нарушены любыми органами власти или иными объективно существующими факторами (преступность, безработица, рост цен и т.д.).
Содержание правозащитной функции российского президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «… Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения.16
В целях защиты прав и свобод личности Президент РФ может издавать указы, расширяющие набор прав человека, не урегулированные законом, но не в праве их ограничивать.
Особое значение имеют
Послания Президента Российской Федерации.
Они не являются обязательными нормативными
актами, но служат ориентиром в законодательной
деятельности Федерального собрания по
защите прав и свобод личности. Анализ
посланий Президента России позволяет
сделать вывод, что на протяжении
ряда лет глава государства
В соответствии со статьей 88 Конституции РФ Президент вправе вводить на территории России или отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Особый режим устанавливается, когда необходимо защитить права и свободы личности, интересы общества и государства.
Таким образом, рассмотрев эти две функции Президента России, можно сделать вывод, что в статусе главы государства как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина нет неопределенности, поскольку его реализация подкрепляется конкретными полномочиями. Следить за соблюдением Конституции и прав и свобод личности – это типичные функции главы государства. Так, в разделе II статье 5 Конституции Франции говорится, что: « Президент следит за соблюдением Конституции…. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров».17
Похожая функция закреплена и в Конституции Индии. В своей Присяге Президент клянется именем Бога, что «сделает все, что в его силах, для сохранения, защиты и охраны Конституции и закона и что он посвятит себя служению народа Индии и делу его благосостояния».18
Президент Украины также обладает функциями гаранта Конституции и прав и свобод личности. В присяге Президент Украины обязуется: «…отстаивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Украины»19
В установленном Конституцией
Российской Федерации порядке Президент
принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности.
Конституция 1993 г. не содержит упоминания
о суверенитете республик. Однако нужна
кропотливая работа со стороны главы
государства по преодолению существующих
здесь противоречий. Речь идет о
деятельности Президента, касающейся
сохранения единого правового
На деятельность Президента России
в рамках данной функции важное влияние
оказывает и такая особенность
Российской Федерации, как наличие
в ее составе субъектов разного
вида. И хотя в Конституции закреплен
принцип равноправия субъектов,
правовые и фактические различия
между ними будут сохраняться
еще долгое время. В связи с
этим Президенту приходится иметь дело
с различными видами правовых отношений
с субъектами федерации, использовать
различные формы и методы работы.
Так, если главы исполнительной власти
краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов федерального значения
непосредственно подчинены
На деятельность Президента по охране
и защите суверенитета, независимости
и государственной целостности
России влияет и незавершенный характер
федеративных преобразований в ней.
С этим, в частности, связаны и
различные конфликтные
Закрепляя функцию Президента по охране
суверенитета, независимости и
Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Стоит отметить, что
разделение и
Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля.23
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме. Для этого Президент наделяется полномочиями (ст. 83, 84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначении на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует и с Государственной Думой (в связи с назначением главы Правительства, Председателя Центробанка), и с Советом Федерации (при формировании Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, назначении Генерального прокурора), и с Председателем Правительства (при назначении и освобождении членов Правительства).
Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов.24
Функция Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.25
Конституционная функция Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекает из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
При этом по Конституции
Президент определяет не весь комплекс
ближайших, среднесрочных и долгосрочных
целей и задач в сфере
Принципиальные позиции
главы государства по вопросам внутренней
политики государства находят свое
выражение в заключениях на проекты
федеральных конституционных
В рамках, имеющихся в его распоряжении
конституционно-правовых полномочий,
Президент определяет основные направления
внутренней политики также через нормотворческую
и организационно-
Для содействия Президенту
в реализации его конституционных
полномочий по определению внутренней
политики при главе государства
создан Государственный совет –
постоянно действующий
Президенту Российской Федерации
даны широкие права по проведению
внешнеполитического курса
По сложившейся практике
основные направления внешней политики
Президент формулирует в
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными). 27
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. Эти полномочия закреплены в ст. 83 Конституции Российской Федерации и могут быть разбиты на следующие основные группы: Президент и Федеральное Собрание, Президент и Правительство, отношения с субъектами РФ, Президент и судебная власть, военные полномочия, полномочия по введению чрезвычайного положения на территории РФ и в отдельных ее местностях, полномочия в сфере внешней политики, полномочия по решению вопросов гражданства и присуждению наград. Рассмотрим каждую группу полномочий Президента РФ в отдельности.
Парламент РФ официально существует как единое целое, но реально проявляет себя в деятельности двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. И все же у Президента есть полномочия, которые касаются парламента в целом.
Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.28
Постоянное взаимодействие с парламентом
– существенный участок работы Президента.
Осуществляя политику государства,
Президент вправе реализовывать
право законодательной