Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо дать понятие главы государства в целом, во-вторых, нужно понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют функции и полномочия главы государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Президент как глава государства………………………………………………5
1.1. Понятие главы государства………………………………………………….5
1.2. Учреждение поста Президента в Российской Федерации…………………6
2. Функции Президента Российской Федерации………………………………..9
3. Полномочия Президента Российской Федерации……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Следует отметить, что до принятия
Конституции 1993г. Съезд народных депутатов
и Верховный Совет имели
Сейчас, внося проекты законов, Президент может некоторые из них определить как первоочередные, и это предполагает их оперативное, внеочередное рассмотрение Государственной Думой.31
Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, наконец, он же подписывает и обнародует законы РФ о поправках к Конституции РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные Законы, может наложить вето, т.е. отклонить Федеральный Закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ.
Конституция РФ предусматривает, что Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распускать Государственную Думу. В Конституции предусмотрены случаи возможного роспуска:
Конституция не предусматривает возможного роспуска Президентом Совета Федерации, да и вообще какого-либо прекращения полномочий этой палаты.
В каждой палате есть полномочный представитель Президента. Они представляют интересы Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в палатах.
Существует точка зрения, что из Конституции и федеральных законов не вытекает, что Правительство осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему органов исполнительной власти в России лишь номинально. Правительство и по букве Закона, и по практике – это действительно высший исполнительный орган общей компетенции. Президент без Правительства – это заведомо слабая фигура. Специфика взаимоотношений этих органов в том, что они должны выполнять свои функции без административной субординации.32
Напрашивается вывод, что при осуществлении своих полномочий Президент тесно взаимодействует с Правительством РФ. Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства.
Согласно п. «а» ст.83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает Парламент права самостоятельного формировать Правительство, и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.33
Если рассматривать процедуру дальнейшего формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением Председателя. Согласно п. «д» ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
При этом в Конституции РФ не установлен сам порядок назначения и не закреплены полномочия участвующих в назначении должностных лиц. Поскольку, как не установлено в случае утверждения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, каких-либо ограничений для отклонения Президентом представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не установлено, из смысла конституционных норм следует, что Президент РФ может отклонять эти кандидатуры бесконечно, пока не будет предложена устраивающая его кандидатура.34
П. «б» ст.83 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право председательствовать на заседаниях Правительства. Статья 31 ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» в дополнение к названному полномочию предоставляет Президенту РФ право председательствовать на заседаниях Президиума Правительства РФ.35
Глава Российского государства
определяет систему и структуру
федеральных органов
Существует также право
По мнению М.В. Баглая к этим полномочиям примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального Банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение.38 Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе.
Президент как глава государства вносит существенный вклад в формирование федеративных отношений в целом. Речь идет о создании условий для благополучного развития субъектов РФ, об оказании им поддержки со стороны Федерации, об учете интересов субъектов на федеральном уровне, о налаживании нормальных отношений между органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между самими субъектами.39
Президент заботится о создании необходимых структур исполнительной власти на федеральном уровне, а также и в соответствующих субъектах РФ или группах субъектов. В целях увязки интересов Российской Федерации и ее субъектов, их взаимодействия, согласованного функционирования подразделений федеральных органов и органов власти субъектов Президент ввел в 2000г. систему федеральных округов и своих полномочных представителей в этих округах.40
Конституция РФ возлагает на Президента важную задачу: «он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ».41
С участием Президента решается вопросы принятия и образования нового субъекта в составе РФ.
Президент предлагает представительному органу власти субъекта РФ кандидатуру на пост главы исполнительной власти субъекта РФ, при необходимости освобождает это лицо от должности.
Согласно п.2 ст.85 Конституции РФ «Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина да решения этого вопроса соответствующим судом».42
Издание указов о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является реализацией Президентом Российской Федерации конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации в сфере федеральных полномочий исполнительной власти, в том числе в отношении Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.43
В то же время согласно ст. 72 Конституции
РФ обеспечение соответствия нормативных
правовых актов субъектов Конституции
РФ и федеральным законам
В том числе поэтому Президент РФ может лишь приостановить действие акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не отменить этот акт и признать его тем самым утрачивающим юридическую силу.45
Отношения Президента РФ с судебной властью строятся на основе конституционного принципа независимости судей. В чем-то, наоборот, Президент сам зависим от некоторых судов.46 Например, конституционность его нормативно-правовых актов может быть оспорена в Конституционном суде, а дела о недействительности ненормативных актов рассматриваются Верховным Судом и Высшим арбитражным Судом. При отрешении Президента от должности заключение о наличии в его действиях состава преступления дает Верховный Суд, а о соблюдении процедур возбуждения обвинения – Конституционный Суд.
Как говорилось выше, Президент не
вправе вмешиваться в деятельность
судебных органов. Однако он участвует
в формировании органов судебной
власти. Так, только Президенту предоставлено
право выдвижения кандидатур для
назначения Советом Федерации на
должности судей
С этими полномочиями тесно связано и право Президента РФ влиять на назначение Генерального прокурора РФ. Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, Президент в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.47
Военные полномочия Президента РФ закреплены в ст.12 федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» и в ст. 87-88 Конституции Российской Федерации.
Согласно этому нормативно-
Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, утверждает военную доктрину государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию; вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше; утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны и другие полномочия, предусмотренные ФЗ «Об обороне».48