Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо дать понятие главы государства в целом, во-вторых, нужно понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют функции и полномочия главы государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Президент как глава государства………………………………………………5
1.1. Понятие главы государства………………………………………………….5
1.2. Учреждение поста Президента в Российской Федерации…………………6
2. Функции Президента Российской Федерации………………………………..9
3. Полномочия Президента Российской Федерации……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Президент как глава государства………………………………………………5
1.1. Понятие главы государства……………
1.2. Учреждение поста Президента в Российской Федерации…………………6
2. Функции Президента
Российской Федерации…………………………
3. Полномочия Президента
Российской Федерации……………..………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.
Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации пока не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности. Оно содержит в себе некоторые пробелы и недоработки. Нормы, составляющие институт президентуры, содержатся во множестве различных правовых актов, слабо систематизированы.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является правовое положение Президента Российской Федерации в системе государственной власти Российской Федерации.
Предметом исследования является конституционный статус Президента Российской Федерации.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо дать понятие главы государства в целом, во-вторых, нужно понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют функции и полномочия главы государства.
Источники.
Все источники, использованные при написании данной работы условно можно разделить на три группы:
во-первых, в процессе исследования использовались нормативно-правовые акты, а также Конституции СССР, РСФСР и различных стран, которые позволяют понять нам отдельные элементы конституционного статуса Президента РФ и провести аналогию с зарубежными государствами;
во-вторых, это учебная литература, которая включает в себя учебные пособия не только по конституционному праву России, но и конституционному праву зарубежных стран;
в-третьих, это специальная литература, к которой мы относим периодические издания.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования.
Методологической основой курсовой работы является комплексный системный подход. Применяются разнообразные приемы и методы научного познания, в том числе и общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, исторический и логический методы) и специальные (нормативно-правовой, сравнительно-правовой).
Принцип комплексности позволил
расширить теоретическую базу исследования
посредством использования
1. ПРЕЗИДЕНТ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
1.1. ПОНЯТИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
Глава государства (англ. head of state) – высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.1
По мнению В.Е. Чиркина
глава государства – это
Р.В. Енгибарян считает, что глава государства — это чаще всего высшее должностное лицо (в ряде случаев — коллегиальный государственный орган), официально занимающее высшую ступень в иерархии институтов государственной власти.3
М.В. Баглай утверждает, что главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее положение в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.4
Основываясь на приведенных выше мнениях, можно сделать вывод, что глава государства – это высшее должностное лицо, которое представляет государство как внутри страны, так и на международной арене.
В современных странах главой государства по общему правилу выступает либо президент, либо монарх. Монарх – это глава государства, власть которого передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. Примерами таких стран являются Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония. В республиках глава государства – это президент, который избирается или непосредственно населением (РФ, Мексика, Панама, Колумбия), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных выборов (Италия, ФРГ, Индия).
Президент (от лат. Presidents/praesidentis/ - сидящий впереди; англ. president) – выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления.5
Родиной института президентов являются США. Именно там, в 1787 году Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 году, стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.
1.2.УЧРЕЖДЕНИЕ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Конституции РСФСР 1918 года
было подтверждено, что Россия переходит
к республиканской форме
Вопрос о введении поста
президента в СССР обсуждался в связи
с подготовкой проекта
В 1962 году была создана комиссия для подготовки новой Конституции СССР. В ходе работы над ее проектом Н.С. Хрущев, сменивший И.В. Сталина на посту Секретаря ЦК КПСС, предложил учредить пост президента. Была даже подготовлена соответствующая глава проекта Конституции. Однако после его ухода в отставку работа комиссии была прервана.
В середине 70-ых годов была сформирована обновленная Конституционная комиссия во главе с Л.И. Брежневым – новым Секретарем ЦК КПСС. В ходе ее работы тоже обсуждался вопрос о президенте. «Но подготовленный весной 1977 года проект Конституции не предусматривал этой должности, предполагалось, что президентские функции будет, как и раньше, выполнять Президиум Верховного Совета, объявленный постоянно действующим органом Верховного Совета СССР. Реально же роль главы государства выполнял Генеральный Секретарь ЦК КПСС, который вскоре занял и кресло Председателя Президиума Верховного Совета СССР».7
Самые же первые реальные шаги к учреждению должности президента в отечественной практике были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева. Обращение к идее введения поста президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того периода, кризисом советского федерализма, проявившимся после объявления курса на его обновление в СССР. Республики в составе СССР стали издавать нормативные акты, существенно противоречащие Конституции СССР. На территории СССР возникли волнения и конфликты на национальной почве. Верховный Совет был просто не в состоянии принимать оперативные решения. Обсуждения всякой чрезвычайной ситуации нередко превращалось в митинги, борьбу интересов, демонстрацию политических амбиций. Поэтому возникла потребность, прежде всего в эффективной исполнительной власти, способной принимать в чрезвычайных обстоятельствах компетентные и оперативные решения.
На III Съезде народных депутатов СССР после оживленных прений и конфронтаций 14 марта 1990 года был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Согласно измененной Конституции главой Советского государства становился Президент СССР.
Соответствующие процессы протекали и в РСФСР. Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 г. и С.А. Авакьян приводит следующие причины его установления: во-первых, это размежевание партии и государства. Во-вторых, после проведения разделения властей выявилась потребность в согласовании законодательных и исполнительных органов, в координации их действий. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. В-четвертых, пост Президента был введен тогда, когда стала резко ослабляться роль единственной правящей партии – КПСС, когда начался политический плюрализм.8
Говорили, что: Президент нужен России – как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов.9
2. ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в статье 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской и иными федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.10
Теперь рассмотрим эти основные функции Президента РФ в отдельности.
Функция гаранта Конституции
подчеркивает особое место Президента
как главы государства и
Гарантируя Конституцию,
глава государства может
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами. Можно согласиться с утверждением Л.Д. Воеводина, что в демократическом и правовом государстве гарантом в истинном смысле слова является «суверен» - народ, а не какое-либо должностное лицо, как бы высоко оно не было поставлено на лестнице государственной иерархии.13
Категория «гарантирование
прав и свобод» традиционно