Полномочия Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо дать понятие главы государства в целом, во-вторых, нужно понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют функции и полномочия главы государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Президент как глава государства………………………………………………5
1.1. Понятие главы государства………………………………………………….5
1.2. Учреждение поста Президента в Российской Федерации…………………6
2. Функции Президента Российской Федерации………………………………..9
3. Полномочия Президента Российской Федерации……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 88.22 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Президент как глава  государства………………………………………………5

1.1. Понятие главы государства………………………………………………….5

1.2. Учреждение поста Президента  в Российской Федерации…………………6

2. Функции Президента  Российской Федерации………………………………..9

3. Полномочия Президента  Российской Федерации……………..……………18

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Актуальность данного  исследования обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.

Вместе с тем, правовое регулирование  деятельности Президента Российской Федерации  пока не обладает достаточным уровнем  развернутости, глубины, упорядоченности. Оно содержит в себе некоторые  пробелы и недоработки. Нормы, составляющие институт президентуры, содержатся во множестве различных правовых актов, слабо систематизированы.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является правовое положение Президента Российской Федерации в системе государственной власти Российской Федерации.

Предметом исследования является конституционный статус Президента Российской Федерации.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо  дать понятие главы  государства в целом, во-вторых, нужно  понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют  функции и полномочия главы государства.

Источники.

Все источники, использованные при  написании данной работы условно  можно разделить на три группы:

во-первых, в процессе исследования использовались нормативно-правовые акты, а также Конституции СССР, РСФСР и различных стран, которые позволяют понять нам отдельные элементы конституционного статуса Президента РФ и провести аналогию с зарубежными государствами;

во-вторых, это учебная литература, которая включает в себя учебные пособия не только по конституционному праву России, но и конституционному праву зарубежных стран;

в-третьих, это специальная литература, к которой мы относим периодические  издания.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования.

Методологической основой  курсовой работы является комплексный  системный подход. Применяются разнообразные приемы и методы научного познания, в том числе и общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, исторический и логический методы) и специальные (нормативно-правовой, сравнительно-правовой).

Принцип комплексности позволил расширить теоретическую базу исследования посредством использования нормативно-правовых актов и Конституций СССР, РСФСР, а также конституций зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕЗИДЕНТ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

 

1.1. ПОНЯТИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

Глава государства (англ. head of state) – высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.1

По мнению В.Е. Чиркина  глава государства – это конституционный  орган и одновременно высшее должностное  лицо государства, представляющее государство  вовне и внутри страны, символ государственности  народа.2

Р.В. Енгибарян считает, что глава государства — это чаще всего высшее должностное лицо (в ряде случаев — коллегиальный государственный орган), официально занимающее высшую ступень в иерархии институтов государственной власти.3

М.В. Баглай утверждает, что главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее положение в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.4

Основываясь на приведенных  выше мнениях, можно сделать вывод, что глава государства – это  высшее должностное лицо, которое  представляет государство как внутри страны, так и на международной  арене.

В современных странах  главой государства по общему правилу  выступает либо президент, либо монарх. Монарх – это глава государства, власть которого передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. Примерами таких стран являются Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония. В республиках глава государства – это президент, который избирается или непосредственно населением (РФ, Мексика, Панама, Колумбия), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных выборов (Италия, ФРГ, Индия).

Президент (от лат. Presidents/praesidentis/ - сидящий впереди; англ. president) – выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления.5

Родиной института президентов  являются США. Именно там, в 1787 году Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 году, стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.

 

1.2.УЧРЕЖДЕНИЕ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции РСФСР 1918 года было подтверждено, что Россия переходит  к республиканской форме правления, однако этот переход не повлек за собой автоматического признания в отечественной практике института президентства. На протяжении советского периода развития ни в СССР, ни в РСФСР должность президента не учреждалась, хотя вопросы об этом поднимались. Причина заключалась в том, что согласно классическим мировым моделям институт президентства неразрывно связан с разделением властей. Государственная идеология советского социалистического периода отрицала разделение властей и считала ее чуждой социалистической системе ценностей.

Вопрос о введении поста  президента в СССР обсуждался в связи  с подготовкой проекта Конституции  СССР 1936 года, однако должность президента тогда не была учреждена. Так, в своем докладе по проекту Конституции И.В. Сталин, бывший тогда Секретарем ЦК ВКП (б) и сосредоточивший в своих руках всю реальную власть, сказал: « По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением и могущего противопоставлять себя Верховному Совету». Он высказывался «за возложение президентских полномочий на Президиум Верховного Совета СССР».6

В 1962 году была создана комиссия для подготовки новой Конституции  СССР. В ходе работы над ее проектом Н.С. Хрущев, сменивший И.В. Сталина на посту Секретаря ЦК КПСС, предложил учредить пост президента. Была даже подготовлена соответствующая глава проекта Конституции. Однако после его ухода в отставку работа комиссии была прервана.

В середине 70-ых годов была сформирована обновленная Конституционная  комиссия во главе с Л.И. Брежневым – новым Секретарем ЦК КПСС. В ходе ее работы тоже обсуждался вопрос о президенте. «Но подготовленный весной 1977 года проект Конституции не предусматривал этой должности, предполагалось, что президентские функции будет, как и раньше, выполнять Президиум Верховного Совета, объявленный постоянно действующим органом Верховного Совета СССР. Реально же роль главы государства выполнял Генеральный Секретарь ЦК КПСС, который вскоре занял и кресло Председателя Президиума Верховного Совета СССР».7

Самые же первые реальные шаги к учреждению должности президента в отечественной практике были сделаны  вскоре после прихода М.С. Горбачева. Обращение к идее введения поста  президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того периода, кризисом советского федерализма, проявившимся после объявления курса на его  обновление в СССР. Республики в  составе СССР стали издавать нормативные акты, существенно противоречащие Конституции СССР. На территории СССР возникли  волнения и конфликты на национальной почве. Верховный Совет был просто не в состоянии принимать оперативные решения. Обсуждения всякой чрезвычайной ситуации нередко превращалось в митинги, борьбу интересов, демонстрацию политических амбиций. Поэтому возникла потребность, прежде всего в эффективной исполнительной власти, способной принимать в чрезвычайных обстоятельствах компетентные и оперативные решения.

На III Съезде народных депутатов СССР после оживленных прений и конфронтаций 14 марта 1990 года был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Согласно измененной Конституции главой Советского государства становился Президент СССР.

Соответствующие процессы протекали  и в РСФСР. Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 г. и С.А. Авакьян приводит следующие причины его установления: во-первых, это размежевание партии и государства. Во-вторых, после проведения разделения властей выявилась потребность в согласовании законодательных и исполнительных органов, в координации их действий. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. В-четвертых, пост Президента был введен тогда, когда стала резко ослабляться роль единственной правящей партии – КПСС, когда начался политический плюрализм.8

Говорили, что: Президент нужен России – как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов.9

 

2. ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в статье 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской и иными федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.10

Теперь рассмотрим эти  основные функции Президента РФ в  отдельности.

  1. Президент как гарант Конституции Российской Федерации.

Функция гаранта Конституции  подчеркивает особое место Президента как главы государства и является многоаспектной. Прежде всего, это положение статьи 80 Конституции РФ обращено к самому Президенту, который должен строго соблюдать Конституцию. Гарантируя Конституцию, Президент может (и должен) требовать соблюдения ее норм всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, гражданами и их объединениями. В принципе, обеспечивать исполнение Конституции должны все органы государственной власти и должностные лица. Но они могут делать это в какой-либо области или частично, в то время как Президент – единственное лицо, которое гарантирует Конституцию в целом. Президенту принадлежит в гарантировании Конституции доминирующая роль.11 Как гарант Конституции, Президент должен быть эталоном ее соблюдения, и может с этой позиции оценивать деятельность руководимых им органов, а также должностных лиц, относительно которых глава государства вносит предложения о назначении на должность.

Гарантируя Конституцию, глава государства может действовать  как непосредственно, так и через  органы государственной власти. В  качестве гаранта Конституции Президент  несет персональную ответственность  за эффективность действия механизма  защиты Конституции в целом. «На  Президенте Российской Федерации, которому российский народ вручил мандат доверия, лежит конституционная обязанность  защищать интересы всего государства, гарантировать правовой порядок на территории всей страны».12

  1. Президент как гарант прав и свобод человека и гражданина

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет сделать вывод, что он обязан гарантировать права  и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.  Можно согласиться с утверждением Л.Д. Воеводина, что в демократическом и правовом государстве гарантом в истинном смысле слова является «суверен» - народ, а не какое-либо должностное лицо, как бы высоко оно не было поставлено на лестнице государственной иерархии.13

Категория «гарантирование  прав и свобод» традиционно рассматривается  в науке как создание условий  и средств, обеспечивающих фактическую  реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.14 Отсюда следует вывод, что как юридически, так и практически нет ни одного субъективного права (свободы) человека и гражданина, в реализации которого Президент не имел бы возможности участвовать.15

Информация о работе Полномочия Президента РФ