Политико-правовой режим В Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении и анализе особенностей функционирования органов внутренних дел Республики Беларусь в механизме государства.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как:
- понятие и назначение механизма государства, принципы его организации и деятельности;
- характерные черты и виды органа государства;
- значение органов внутренних дел в механизме государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ механизма ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ его ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2. характерные черты и ВИДЫ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА 17

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ
ГОСУДАРСТВА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

механизм госва.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Каждый  государственный орган сообразно  своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Аппарат государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов.  Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

      Для осуществления функций государственные  органы располагают необходимыми  материальными средствами,  говоря словами Ф.Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно  отнести разного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства [7, C. 98].

      Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что  его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, т.е. отдельное лицо или группа, коллектив, что находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях.

      Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

      Согласно  закону «О государственной службе в Республике Беларусь» государственным служащим является  гражданин   Республики Беларусь,  занимающий  в  установленном  законодательством порядке государственную  должность, наделенный соответствующими полномочиями и  выполняющий  служебные  обязанности за денежное вознаграждение из средств    республиканского    или  местных  бюджетов  либо   других предусмотренных законодательством источников финансирования [3, ст. 5].

      Рассмотренные признаки в своей совокупности и  органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

      Разносторонность  и многосложность деятельности государственного аппарата обусловливает значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

      Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

      а) органы, устанавливаемые Конституцией Республики Беларусь, законами для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент, Национальное собрание, Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти, суды, прокуратура Республики Беларусь);

      б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Национального собрания, Правительства, высших судебных органов Республики Беларусь).

      Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму — вторичными, производными от первых.

      На  основе принципа разделения властей  государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

      По  длительности действия государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Республики Беларусь согласно Конституции и законам действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения) [4, С. 131].

      Органы  государства различаются между  собой и тем, что одни из них  — коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит  из коллектива государственных служащих. Например, Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство, Верховный Суд. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность, например, Президент Республики Беларусь, Генеральный прокурор, Главнокомандующий вооруженными силами.

      Своего  рода обобщающим основанием классификации  государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре аппарата государства.

      Исследование  различных видов государственных  органов предполагает их комплексное  рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  В МЕХАНИЗМЕ

ГОСУДАРСТВА  

      Исходя  из того определения, что орган государства  можно охарактеризовать как юридически оформленную, организационно и хозяйственно обособленную часть государственного аппарата, состоящую из государственных служащих, наделенную государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства, можно соответственно определить место органов внутренних дел в аппарате государства.

      Данную  роль, которую выполняют органы внутренних дел в нашем государстве, можно  рассмотреть на примере милиции, которая входит в систему  органов  внутренних  дел, а Министр внутренних  дел  Республики   Беларусь  осуществляет  руководство  и является начальником всей милиции республики. Милиция представляет собой государственный вооруженный правоохранительный  орган,  призванный   защищать  жизнь,  здоровье, права, свободы  и законные интересы граждан,  общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

      Милиция в Республике Беларусь  состоит  из криминальной милиции, милиции общественной безопасности,  специальной транспортной милиции и милиции по организованной преступности и коррупции. При этом они выполняют свои задачи в тесном взаимодействии друг с другом. Организационная  структура  и   штатная   численность   милиции утверждаются Президентом Республики Беларусь.

      Место органов внутренних дел в аппарате государства можно определить посредством  тех задач, которые они ставят перед собой в соответствии с  законодательством. Это, в частности  [2, ст. 2]:

  • охрана общественного порядка;
  • обеспечение  личной и  имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;
  • предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;
  • обнаружение и раскрытие  преступлений,  розыск  лиц,  их совершивших;
  • защита   всех форм собственности от противоправных посягательств;
  • оказание   на   условиях   и   в   порядке,   установленных законодательством,  помощи  гражданам,  государственным  органам,  а также предприятиям,  учреждениям и  организациям в  защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;
  • исполнение  уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

      Деятельность  органов внутренних дел строится   на   принципах   законности, гуманизма,  уважения   прав  человека,  гласности,  тесной  связи  с трудовыми коллективами и населением.

      Так, деятельность органов внутренних дел  является гласной,  открытой для  граждан, общественности и средств  массовой информации.  Они в   пределах,   определяемых   законом,   информируют государственные   органы,    общественные   объединения,    трудовые коллективы, население  и средства  массовой информации  о  состоянии правопорядка и мерах по его укреплению.

      Так, например, являясь частью аппарата государства, милиция   защищает   каждого   человека   независимо   от   его гражданства, социального,  имущественного и иного положения, расовой и национальной  принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. При этом всякое ограничение  граждан в  их правах  и свободах  допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.  Граждане вправе  получить от  работников милиции разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод.

      Лицо, считающее,  что действиями работника  милиции ущемлены его права, свободы  и законные  интересы, вправе обжаловать эти действия вышестоящему органу  или должностному  лицу  милиции,  прокурору,  в местный Совет народных депутатов, а также в суд.

      Милиция, как орган внутренних дел, предоставляет  возможность задержанным и заключенным  под стражу   лицам    реализовать   право    на   юридическую    защиту, незамедлительно уведомляет  о  месте  их  нахождения  родственников, администрацию по  месту работы  или учебы.  В  случае  необходимости милиция принимает  меры к  немедленному оказанию  им  медицинской  и другой  помощи,   а  также  устранению  опасности  чьей-либо  жизни, здоровью  или  имуществу,  возникшей  в  результате  задержания  или заключения под стражу указанных лиц.

      Сотрудники  органов внутренних дел, в частности, милиции, не  имеют права разглашать сведения,  относящиеся  к личной жизни  гражданина, порочащие  его  честь  и  достоинство  или могущие  повредить  его правам  и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного.

      Государственные органы,  общественные объединения,  должностные лица, трудовые  коллективы и  граждане обязаны  оказывать  содействие милиции в охране общественного  порядка и борьбе с преступностью. Обязанности и  права формирований  общественности,  создаваемых для содействия  милиции, а  также  внештатных   сотрудников  милиции определяются законодательством Республики Беларусь. В целях предупреждения и  раскрытия преступлений граждане могут привлекаться к сотрудничеству с органами милиции на конфиденциальной основе [2, ст. 7].

      Так, например, такой республиканский  орган как Министерство внутренних дел Республики Беларусь в соответствии с законодательством [2, ст. 13]:

  • определяет  приоритетные   направления   совершенствования организации и деятельности милиции в республике;
  • принимает  меры к  совершенствованию  правового  обеспечения деятельности     милиции,      разрабатывает     и     согласовывает общереспубликанские  стандарты   в  сфере   безопасности   дорожного движения;
  • координирует  деятельность  всех  органов  и  подразделений милиции;
  • осуществляет  оперативное  управление  силами  и  средствами милиции  при  проведении  общереспубликанских  и  межтерриториальных мероприятий по обеспечению правопорядка;
  • оказывает  милиции  консультационно-методическую  и  научную помощь, осуществляет инспектирование;
  • осуществляет  централизованное  информационное  обеспечение деятельности   милиции,    формирует   республиканские    справочно- информационные    фонды,     профилактические,     оперативные     икриминалистические учеты;
  • определяет    порядок    централизованного    материально- технического и вещевого снабжения милиции;
  • организует  подготовку кадров  милиции в  учебных заведениях министерств внутренних дел, разрабатывает должностные квалификационные требования к работникам милиции др.

      Роль  органов внутренних дел в аппарате государства заключается также  и в том, что, выполняя возложенные  на них задачи, они обязаны [2, ст. 15]:

  • принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных посягательств;
  • принимать необходимые меры по защите всех форм собственности от противоправных посягательств;
  • обеспечивать общественный порядок;
  • принимать и регистрировать поступающую информацию о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о них;
  • принимать меры по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений;
  • возбуждать уголовные дела и проводить дознание по ним;
  • в пределах своей компетенции исполнять решения суда;
  • разыскивать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
  • оказывать содействие в социальной адаптации лицам, отбывшим наказание;
  • осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований законов должностными лицами;
  • обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера на средства проводящих их организаций и лиц;
  • регулировать дорожное движение, осуществлять надзор за соблюдением правил, нормативов и стандартов в сфере безопасности дорожного движения;
  • принимать неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи и охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях и др.

Информация о работе Политико-правовой режим В Республике Беларусь