Политико-правовой режим В Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении и анализе особенностей функционирования органов внутренних дел Республики Беларусь в механизме государства.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как:
- понятие и назначение механизма государства, принципы его организации и деятельности;
- характерные черты и виды органа государства;
- значение органов внутренних дел в механизме государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ механизма ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ его ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2. характерные черты и ВИДЫ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА 17

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ
ГОСУДАРСТВА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

механизм госва.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ          3

1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ  механизма ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ его ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    5

2. характерные черты и ВИДЫ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА   17

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ

ГОСУДАРСТВА           21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    28

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Существует  такое определение государства  как политико-территориальная суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего  посредством правовых предписаний первоначальные интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляет на правовой основе всё более широкие общесоциальные функции.

      Социальная  сущность всего того, что порождено  человечеством, заключается в его  роли, назначении в обществе. Отсюда понятно, что сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Поэтому здесь немаловажное значение приобретает понятие самого аппарата государства.

     В начале 90-х годов XX века Республика Беларусь вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились и приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент государства, Парламент, Правительство, суды. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Республики Беларусь 1994 г.

     Актуальность  выбранной темы курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат (механизм) в Республике Беларусь проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий, а с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, - этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание ученых и практиков.

      Таким образом, объектом исследования в представленной курсовой работе выступают место и роль органов внутренних дел в механизме государства.

      Цель  работы заключается в изучении и  анализе особенностей функционирования органов внутренних дел Республики Беларусь в механизме государства.

      Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких  вопросов, как:

      - понятие и назначение механизма государства, принципы его организации и деятельности;

      - характерные черты и виды органа государства;

      - значение органов внутренних дел в механизме государства.

 

1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ  механизма ГОСУДАРСТВА,  ПРИНЦИПЫ его ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      Дело  в том, что задачи и функции  государства осуществляются при помощи государственного аппарата. При этом понятие «аппарат государства» и «механизм государства» по своей сути совпадают.

      Одни  ученые говорят о том, что термин «механизм» лишь оттесняет целостность  аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата, другие считают, что под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальные придатки» государственного аппарата, например, вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и др., используя которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность [9, С. 251-252].

      Существует и такая позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой [5, С. 83].

      В данном аспекте, при рассмотрении таких  вопросов необходимо исходить из того, что аппарат государства – это реальная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Он является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальный каркас, из которого оно состоит. Аппарат государства представляет собой целостную, иерархическую систему государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

      Общими  характерными признаками механизма государства является то, что он [4, C. 123]:

  • состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением - законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений;
  • в качестве первичных элементов имеет государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг другу. Обособление отдельных элементов механизма и превращение их в доминирующую силу влечет за собой кризис политической власти, который нередко испытывают государства;
  • наделяет каждый государственный орган властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует и как орган государства в целом;
  • имеет возможность при необходимости использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.);
  • призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан, поэтому сфера властных полномочий государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

      Говоря  о том, каким образом государственный  аппарат осуществляет управление обществом, необходимо отталкиваться от того, что сначала происходит регуляция наиболее важных общественных отношений при помощи права, т.е. издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы права.

      Все государственные органы и учреждения, их должностные лица, граждане и  общественные объединения должны подчиняться нормам права, реализовывать их в своем правомерном поведении. Необходим также контроль за тем, чтобы эти правила не нарушались. В этой связи выделяют три основные формы деятельности государственных органов:

  • правотворческая, которая направлена на разработку и издание нормативных правовых актов;
  • правоисполнительная, как форма властной деятельности органов государства по реализации норм права;
  • правоохранительная, т.е. форма правовой деятельности государства, обеспечивающая реализацию правовых норм.

      Осуществляя функции государства, государственные  органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы, предусматривающие  применение средств правового воздействия, - вплоть до принуждения.

      Таким образом, с помощью механизма государства практически осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства.

      Необходимо  отметить и тот факт, что между  функциями государства и его  аппаратом существует прямая и неразрывная связь. Это обусловлено тем, что аппарат государства создается для выполнения его функций, причем последним принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены перестраивать свою деятельность с учетом изменений в его функциях. Так, например, если в государстве берут верх функции, вытекающие из социальных или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы аппарата государства, как органы и учреждения насилия, принуждения. И наоборот, в социальном государстве, где первостепенное значение имеет всемерная защита прав и свобод человека, деятельность всех органов государства, в том числе карательных, направлена прежде всего на реализацию этой функции.

      Таким образом, механизм государства можно определить как целостную, иерархическую систему государственных органов, учреждений и организаций, которые осуществляют государственную власть, задачи и функции государства.

      Что касается принципов в организации и деятельности механизма государства, то их можно определить как законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования аппарата государства, которые подразделяются на:

  • общие принципы, относящиеся к аппарату государства в целом;
  • частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

      В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный  Конституцией Республики Беларусь и процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в законе «О прокуратуре Республики Беларусь» принцип организации и деятельности прокуратуры Беларуси, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Беларуси законами, независимо от органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д. [1, ст. 115].

      Обращает  на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного аппарата.

      Общие принципы, в свою очередь, принято  делить на две группы.

      К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, ко второй — принципы, сформулированные в законе от 04.06.2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и иных законах, например, «О Конституционном Суде Республике Беларусь», «О прокуратуре Республике Беларусь» и др.

      Первая  группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности аппарата  государства: народовластие, гуманизм, разделение властей, законность.

      Принцип народовластия проявляется в  демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Республике Беларусь — народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Республики Беларусь занимает аппарат государства в лице объединяемых им органов.

      Принцип гуманизма в формировании и деятельности аппарата белорусского государства основывается на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

      Конституция Республике Беларусь в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства. Конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития Беларуси.

      Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти [1, ст. 6], их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор аппарата современного Белорусского государства.

Информация о работе Политико-правовой режим В Республике Беларусь