Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении и анализе особенностей функционирования органов внутренних дел Республики Беларусь в механизме государства.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как:
- понятие и назначение механизма государства, принципы его организации и деятельности;
- характерные черты и виды органа государства;
- значение органов внутренних дел в механизме государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ механизма ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ его ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2. характерные черты и ВИДЫ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА 17
3. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ
ГОСУДАРСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Например, в Российской Федерации существует принцип федерализма в формировании и деятельности государственного аппарата, который определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой [7, С. 102].
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 7 Конституции Республики Беларусь органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Применительно к организации и деятельности аппарата Белорусского государства данный принцип содержит такие требования, как:
Принципы законности - это обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых систем основополагающие, исходные положения, лежащие, в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений.
С учетом многообразных и в некоторой степени противоречивых мнений различных правоведов рассмотрим следующие принципы (требования) законности: единство законности; верховенство закона; всеобщность законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершенное правонарушение; неразрывная связь законности и правовой культуры.
Единство законности. Несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов и значительные местные особенности, законность должна быть единой для всего государства, всех его регионов. Обеспечению законности противопоказаны любые попытки создать в отдельных частях государства, а тем более в отдельных организациях «свою» законность, отличную от общегосударственной, определяемой нормативными актами высших (центральных) органов государственной власти. «...Законность,- убедительно утверждал в свое время В.И. Ленин,- не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик». Это утверждение остается тем более актуальным для унитарного государства, каким является Беларусь [5, C. 421].
Принцип единства законности не предполагает формальное однообразие и единый шаблон в правотворчестве и применении законов, иных общегосударственных нормативных правовых актов и тем более ущемление самостоятельности местных государственных органов и учреждений. Каждый отраслевой и региональный государственный орган, учреждение, общественная организация по-своему конкретизирует и применяет законодательство с учетом отраслевой специфики и местных особенностей. Все дело в том, чтобы такая конкретизация и учет местной специфики не означали отступление от предписаний общегосударственных нормативных актов, не были направлены на обход действующих законов, декретов и указов Президента, постановлений Правительства.
Верховенство закона предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативных правовых актов, соответствие законам всех иных правовых актов (нормативных и правоприменительных). Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, является грубым нарушением законности. Наивысшей юридической силой в системе актов обладает Конституция - Основной Закон государства. Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понятна недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой.
Требование всеобщности законности означает, что в обществе не должно быть государственных органов, учреждений, общественных организаций, должностных лиц или каких-то категорий граждан, которые бы исключались, выпадали из сферы законности, не находились под воздействием права.
Только при тоталитарных политических режимах отдельные (руководящие) партии, партийные и государственные руководители оказывались за пределами требований законности.
В демократическом социальном правовом государстве не может быть какой-либо организации или отдельного лица, на которых бы требования законности не распространялись. Конституцией Республики Беларусь требование всеобщности законности распространяется и на государство, все его органы, должностных лиц (ст. 7), и на политические партии, другие общественные объединения (ст. 5), и на всех физических лиц, находящихся на территории республики (ст. 52).
Всеобщность законности находит свое отражение в равенстве всех субъектов права перед законом. «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов»,- записано в Конституции Республики Беларусь [1, ст. 22].
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Особая значимость этого требования определяется его повышенным практическим содержанием. Дело в том, что наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразны в силу его неэффективности, несправедливости, устарелости и даже противоречия праву как явлению якобы отличному от иерархически построенной системы нормативных правовых актов. Но при этом упускается из виду то, что вследствие своей формальной определенности и стабильности закон или иной нормативный акт не может изменяться одновременно с быстротекущей жизнью, развивающимися общественными отношениями. Он устаревает, в какой-то мере утрачивает свою эффективность и даже справедливость. Тем не менее любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, не могут быть оправданы.
Конечно, в отдельных случаях точное следование устаревшим и утратившим эффективность предписаниям закона может привести к отрицательным последствиям, однако допущение отступлений от требований законов по таким основаниям повлекло бы за собой нестабильность в правовом регулировании, неопределенность в правовых отношениях и в конечном счете причинило бы правопорядку и обществу несопоставимо больший ущерб.
Выход из такой ситуации возможен только путем внесения в действующее законодательство необходимых изменений и дополнений.
В этом свете оправданно говорить о презумпции целесообразности действующего закона. Такая презумпция не только с практической, но и с теоретической точек зрения обусловливает необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного к ним отношения отдельных лиц. Только устойчивый режим законности, исключающий возможности неисполнения законов под предлогом их нецелесообразности, может оградить граждан, всех других субъектов права и общество в целом от волюнтаризма и субъективизма отдельных должностных лиц, необоснованных правовых претензий, конфликтных ситуаций в сфере реализации права.
Особую значимость презумпция целесообразности закона и недопустимость противопоставления ей самой законности приобретают в сфере правоприменительной деятельности. В этой сфере учет пользы, эффективности и, следовательно, целесообразности принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Но и здесь целесообразность должна обеспечиваться только в рамках, предусмотренных законодательством.
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности аппарата государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в законодательных актах. Комплексное выражение эта группа получила в законе «О государственной службе в Республике Беларусь».
Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы [3, ст. 6]:
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
2.
характерные черты
и ВИДЫ ОРГАНА
ГОСУДАРСТВА
Задачи
и функции государства
Поскольку аппарат государства состоит из соответствующих органов, представляется логичным рассмотрение его с характеристики последних.
Орган
государства — это часть
Государственный
орган наделен властными
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что [7, С. 96]:
В
категории государственно-
Наличие
у организации, учреждения перечисленных
выше взаимосвязанных элементов, образующих
понятие государственно-
Государственный
орган обладает определенной экономической
и организационной
Информация о работе Политико-правовой режим В Республике Беларусь