Политико-правовой режим В Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении и анализе особенностей функционирования органов внутренних дел Республики Беларусь в механизме государства.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению таких вопросов, как:
- понятие и назначение механизма государства, принципы его организации и деятельности;
- характерные черты и виды органа государства;
- значение органов внутренних дел в механизме государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ механизма ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ его ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2. характерные черты и ВИДЫ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА 17

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ
ГОСУДАРСТВА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

механизм госва.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Например, в Российской Федерации существует принцип федерализма в формировании и деятельности государственного аппарата, который определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой [7, С. 102].

      Принцип законности заключается во всеобщности  требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 7 Конституции Республики Беларусь органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы.

      Применительно к организации и деятельности аппарата Белорусского государства данный принцип содержит такие требования, как:

  • верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов;
  • особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ;
  • решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

      Принципы  законности - это обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых систем основополагающие, исходные положения, лежащие, в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений.

      С учетом многообразных и в некоторой  степени противоречивых мнений различных правоведов рассмотрим следующие принципы (требования) законности: единство законности; верховенство закона; всеобщность законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершенное правонарушение; неразрывная связь законности и правовой культуры.

      Единство  законности. Несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов и значительные местные особенности, законность должна быть единой для всего государства, всех его регионов. Обеспечению законности противопоказаны любые попытки создать в отдельных частях государства, а тем более в отдельных организациях «свою» законность, отличную от общегосударственной, определяемой нормативными актами высших (центральных) органов государственной власти. «...Законность,- убедительно утверждал в свое время В.И. Ленин,- не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик». Это утверждение остается тем более актуальным для унитарного государства, каким является Беларусь [5, C. 421].

      Принцип единства законности не предполагает формальное однообразие и единый шаблон в правотворчестве и применении законов, иных общегосударственных нормативных правовых актов и тем более ущемление самостоятельности местных государственных органов и учреждений. Каждый отраслевой и региональный государственный орган, учреждение, общественная организация по-своему конкретизирует и применяет законодательство с учетом отраслевой специфики и местных особенностей. Все дело в том, чтобы такая конкретизация и учет местной специфики не означали отступление от предписаний общегосударственных нормативных актов, не были направлены на обход действующих законов, декретов и указов Президента, постановлений Правительства.

      Верховенство  закона предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативных  правовых актов, соответствие законам всех иных правовых актов (нормативных и правоприменительных). Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, является грубым нарушением законности. Наивысшей юридической силой в системе актов обладает Конституция - Основной Закон государства. Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понятна недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой.

      Требование  всеобщности законности означает, что  в обществе не должно быть государственных органов, учреждений, общественных организаций, должностных лиц или каких-то категорий граждан, которые бы исключались, выпадали из сферы законности, не находились под воздействием права.

      Только  при тоталитарных политических режимах  отдельные (руководящие) партии, партийные и государственные руководители оказывались за пределами требований законности.

      В демократическом социальном правовом государстве не может быть какой-либо организации или отдельного лица, на которых бы требования законности не распространялись. Конституцией Республики Беларусь требование всеобщности законности распространяется и на государство, все его органы, должностных лиц (ст. 7), и на политические партии, другие общественные объединения (ст. 5), и на всех физических лиц, находящихся на территории республики (ст. 52).

      Всеобщность законности находит свое отражение  в равенстве всех субъектов права  перед законом. «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов»,- записано в Конституции Республики Беларусь [1, ст. 22].

      Недопустимость  противопоставления законности и целесообразности. Особая значимость этого требования определяется его повышенным практическим содержанием. Дело в том, что наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразны в силу его неэффективности, несправедливости, устарелости и даже противоречия праву как явлению якобы отличному от иерархически построенной системы нормативных правовых актов. Но при этом упускается из виду то, что вследствие своей формальной определенности и стабильности закон или иной нормативный акт не может изменяться одновременно с быстротекущей жизнью, развивающимися общественными отношениями. Он устаревает, в какой-то мере утрачивает свою эффективность и даже справедливость. Тем не менее любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, не могут быть оправданы.

      Конечно, в отдельных случаях точное следование устаревшим и утратившим эффективность предписаниям закона может привести к отрицательным последствиям, однако допущение отступлений от требований законов по таким основаниям повлекло бы за собой нестабильность в правовом регулировании, неопределенность в правовых отношениях и в конечном счете причинило бы правопорядку и обществу несопоставимо больший ущерб.

      Выход из такой ситуации возможен только путем внесения в действующее  законодательство необходимых изменений  и дополнений.

      В этом свете оправданно говорить о презумпции целесообразности действующего закона. Такая презумпция не только с практической, но и с теоретической точек зрения обусловливает необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного к ним отношения отдельных лиц. Только устойчивый режим законности, исключающий возможности неисполнения законов под предлогом их нецелесообразности, может оградить граждан, всех других субъектов права и общество в целом от волюнтаризма и субъективизма отдельных должностных лиц, необоснованных правовых претензий, конфликтных ситуаций в сфере реализации права.

      Особую  значимость презумпция целесообразности закона и недопустимость противопоставления ей самой законности приобретают в сфере правоприменительной деятельности. В этой сфере учет пользы, эффективности и, следовательно, целесообразности принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Но и здесь целесообразность должна обеспечиваться только в рамках, предусмотренных законодательством.

      Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности аппарата государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в законодательных актах. Комплексное выражение эта группа получила в законе «О государственной службе в Республике Беларусь».

      Наряду  с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы [3, ст. 6]:

  • верховенства Конституции Республики Беларусь;
  • служения народу Республики Беларусь;
  • законности;
  • приоритета  прав  и  свобод  человека и гражданина, гарантий их реализации;
  • гуманизма и социальной справедливости;
  • единства  системы  государственной  службы  и ее дифференциации исходя    из    концепции  разделения  власти  на   законодательную, исполнительную и судебную;
  • гласности;
  • профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • подконтрольности  и  подотчетности  государственных   служащих, персональной  ответственности  за  неисполнение  либо   ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
  • добровольности поступления граждан на государственную службу;
  • равного  доступа  граждан  к любым должностям в государственной службе  и  продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • стабильности    государственной  службы  в  целях   обеспечения преемственности власти;
  • экономической,    социальной    и    правовой      защищенности государственных служащих.

      К числу этих принципов следовало  бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

      Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

2. характерные черты  и ВИДЫ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА  

      Задачи  и функции государства реализуются  посредством деятельности его аппарата. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой аппарат, через входящие в этот аппарат государственные органы и работающих в них служащих.

      Поскольку аппарат государства состоит  из соответствующих органов, представляется логичным рассмотрение его с характеристики последних.

      Орган государства — это часть государственного аппарата, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.

      Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

      Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что [7, С. 96]:

  • порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
  • орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;
  • установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
  • государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

      В категории государственно-властного  полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, аппарата государства в целом и отдельного государственного органа.

      Наличие у организации, учреждения перечисленных  выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный  орган.  Обладание  властными  полномочиями  -  важнейший признак государственного органа.

      Государственный орган обладает определенной экономической  и организационной обособленностью  и самостоятельностью.

Информация о работе Политико-правовой режим В Республике Беларусь