Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:03, курсовая работа
Объектом исследования являются правоотношения, вытекающие из предоставления политического убежища.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие данный правовой институт
Цель исследования - всесторонне изучить основные аспекты политического убежища согласно действующему законодательству.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА…………………………………………………………
6
Понятие иностранного лица и лица без гражданства по законодательству РФ……………………………………………………..
6
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………….
9
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА…………………………………….
16
Понятие политического убежища………………………………
16
Предоставление убежища в РФ…………………………………
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………… 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Общепризнано, что право убежища является институтом, имеющим своим основанием государственный суверенитет, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По
сложившейся
Необходимо отметить, что как международно-правовой институт право убежища как является правом государства, а не правом физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства, Такая просьба представляет собой попытку выйти из-под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:
В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.
Во
внутригосударственном праве пр
Предоставление политического
убежища является суверенным правом
РФ как субъекта международного права.
Принятие решений о предоставлении политического
убежища — прерогатива Президента, который
реализует свои конституционное полномочие
от имени Российского государства с учетом
государственных интересов России на
основании общепризнанных принципов и
норм международного права в соответствии
с Конституцией. Этим вопросам посвящена
ст. 63 и ст. 89 Конституции РФ.
Ст. 63 Конституции РФ гласит26:
Ст. 89. Президент РФ:
РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно — политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права.
Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. акцентирует внимание на том, что предоставление убежища должно соответствовать государственным интересам России, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не носят характера общепризнанных принципов и норм международного права хотя бы потому, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе являются рекомендательными.
В соответствии с названным положением РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемым лицам, под которыми Женевская Конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (v) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.) понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.
Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а что очень важно — за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.
Преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Предоставление
политического убежища
Порядок предоставления РФ политического убежища и процедура рассмотрения ходатайств по этим вопросам установлены Положением, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746.
Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7 дней по прибытию на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое затем направляется в Федеральную миграционную службу России.
Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключение Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища РФ.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств во всех перечисленных выше органах не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
Указ Президента РФ о предоставлении РФ политического убежища лица вступает в силу со дня его подписания.
Федеральная миграционная служба России в 7-дневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
Лицо,
которому предоставлено политическое
убежище, пользуется на территории РФ
правами и свободами и несет
обязанности наравне с
Предоставление
политического убежища
Согласия детей,
не достигших 14 лет, не требуется.
Положением регулируется также порядок
лишения РФ политического убежища на основе
указа Президента по соображениям национальной
безопасности, а также в случае занятия
деятельностью, противоречащей целям
и принципам ООН, либо если лицо совершило
преступление и в отношении него имеется
вступивший в законную силу приговор.
Таким образом, в международном праве право политического убежища регулируется в основном обычаями международно-правовыми, а также Декларацией «О территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1967 г. Во внутригосударственном праве право политического убежища — особое личное право, которое Конституция и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Конституционными положениями определяются условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству. Основанием является федеральный закон и международный договор. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как запрет выдачи российских граждан установлен Конституцией РФ.
Уголовный кодекс РФ от 13 июля 1996 г. в ст. 13 закрепляет, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Следовательно, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах производится на основе процедуры, предусмотренной нормами уголовного закона России и международных договоров Российской Федерации.
Факт принятия Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует считать положительным, поскольку действовавший до принятия этого закона Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981 года с изменениями 1996 года явно устарел и не отражал новой сложившейся реальности. Многие нормы этого закона фактически не действовали и не могли применяться правоприменительными органами.
С принятием нового закона о правовом положении иностранных граждан ожидалось создание общей правовой базы, которая отражала бы правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства как совокупности прав и обязанностей публично-правового и частноправового характера, сформированной на основе общепризнанных принципов и норм международного права. К сожалению, Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 года не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев.
Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма.