Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:03, курсовая работа
Объектом исследования являются правоотношения, вытекающие из предоставления политического убежища.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие данный правовой институт
Цель исследования - всесторонне изучить основные аспекты политического убежища согласно действующему законодательству.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА…………………………………………………………
6
Понятие иностранного лица и лица без гражданства по законодательству РФ……………………………………………………..
6
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………….
9
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА…………………………………….
16
Понятие политического убежища………………………………
16
Предоставление убежища в РФ…………………………………
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………… 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
6 |
|
6 |
|
9 |
|
16 |
|
16 |
|
20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. |
25 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… | 28 |
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях выхода государств из мирового финансового кризиса и регулярной миграции иностранных элементов вопросы предоставления политического убежища являются одними из важнейших в нашей стране.
В развитие ст. 14 Всеобщей декларации в рамках ООН были приняты специальные международно-правовые документы, посвященные правам беженцев. Так, согласно Конвенции ООН по правам беженцев 1951 г., временное убежище предоставляется людям, которые покидают территории, где идет война. Декларация ООН о территориальном убежище, принятая единогласно 14 декабря 1967 г., предусматривает, что «убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами.
На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений» (ст. 1, ч. 1 и 2).
Декларация ООН о территориальном убежище устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1, ч. 3).
Из данного определения следует, что к беженцам относятся не только лица, преследуемые по политическим убеждениям. Основанием получения статуса беженца может быть преследование по расовым, религиозным, национальным, социальным причинам. Конституция РФ непосредственно регулирует лишь возможность получения политического убежища. В соответствии с ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации урегулирован Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.1, которым было утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища2.
В юридической и повседневной лексике определение «иностранец» употребляется практически с момента появления письменности. Иностранец - лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или не имеет гражданства ни одного государства3.
Это
понятие является более общим
по отношению к понятию «иностранн
Объектом исследования являются правоотношения, вытекающие из предоставления политического убежища.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие данный правовой институт
Цель исследования - всесторонне изучить основные аспекты политического убежища согласно действующему законодательству.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
- изучить понятие и виды иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству РФ; выявить особенности передвижения иностранцев по территории РФ;
- изучить понятие права на убежище;
- рассмотреть понятие политического убежища и порядок его предоставления.
В работе использован традиционный сравнительно-правовой метод, метод обобщения, элементы анализа.
Иностранный
гражданин, в узком смысле этого
понятия, - это физическое лицо, которое,
не являясь российским гражданином,
является гражданином иностранного
государства и имеет
Следует особо подчеркнуть, что основанием для причисления лица, не являющегося российским гражданином, к категории иностранных граждан является наличие у него документов, подтверждающих его отношение к гражданству другого государства. Данная позиция более подробно изложена в ст. 10 Закона об иностранцах.
Следует отметить, что было бы не совсем правильно причислять к категории иностранных граждан человека по причине его фактического проживания на территории российского государства6. Это можно объяснить тем фактом, что институты пребывания и проживания отличаются друг от друга, несмотря на наличие схожих черт. Понятие «пребывание на территории государства» включает в себя, например, такую разновидность административного режима, как «следование транзитом по территории иностранного государства». Сам факт следования транзитом не дает оснований для того, чтобы причислить лицо к иностранцам временно или постоянно проживающим, но, в то же время, в период следования транзитом, данное лицо (негражданин) находится на территории иностранного государства.
Тем
самым для этого государства
вышеуказанное лицо будет являться
иностранным гражданином
Кроме того, существует мнение, что иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство иностранного государства7. Такая правовая позиция в отношении иностранцев по своей сути верна, но не совсем корректна: она не точна с точки зрения практики ее правоприменения.
Для Российской Федерации имеет значение именно факт документального подтверждения принадлежности лица к гражданству иностранного государства. Это обусловлено, в первую очередь, защитой его же законных прав. При применении к иностранцу административных мер по ограничению его прав и свобод или уголовно-процессуальных мер принуждения российская сторона должна будет уведомить об этом консульское подразделение дипломатической миссии соответствующего государства. Данное уведомление возможно лишь при наличии у российских должностных лиц документальных доказательств, что данное лицо является гражданином именно этого государства, а при отсутствии соответствующих документов (подтверждающих его правовой статус) данное уведомление представляется затруднительным.
Лицо без гражданства (апатрид) - это, в свою очередь, лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства (ст. 2 Закона об иностранцах).
В основном, появление такой категории людей чаще всего бывает вызвано несоблюдением или нарушением государствами общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в некоторых государствах институт утраты гражданства предусмотрен для женщин, выходящих замуж за иностранцев, хотя формально это противоречит Международной конвенции о гражданстве замужней женщины (1957 г.)8 и Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 1997 г.)9.
До сих пор остается злободневным вопрос о правовом положении на территории Латвии граждан бывшего СССР, не являющихся ее гражданами. Данных лиц Россия, согласно действующему российскому законодательству, не признает своими гражданами, хотя она и является правопреемником СССР. В то же время и Латвия не признает за такими лицами своего гражданства, то есть они по своей сути являются апатридами. В этом случае Латвия, несмотря на действующие международно-правовые нормы, ограничила право данных людей на выбор гражданства, что недопустимо. Таким образом, латвийское государство нарушило права человека.
В настоящее время, действующее российское законодательство ориентировано на сужение круга лиц, которые не имеют гражданства (ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»10 (далее - Закон о гражданстве)). В международном праве данный принцип был сформулирован в 1961 году в Конвенции о сокращении безгражданства.
Российская Федерация, выступая равноправным партнером иностранных государств на мировой арене в области обеспечения прав и свобод человека, является участником многочисленных международных организаций, которые занимаются проблемами, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивида, в том числе и иностранных граждан. Среди таких организаций следует отметить: Организацию Объединенных Наций (Комитет по правам человека, ЮНЕСКО), Совет Европы (Суд по правам человека), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.д.
Под
достаточно пристальным вниманием
со стороны российского
Таким образом, правовой статус иностранцев в Российской Федерации регулируется как национальным, так и международным законодательством.
Среди международных правовых актов универсального характера, регулирующих правовое положение человека, в том числе иностранцев, необходимо отметить следующие нормативно-правовые акты: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.), Декларацию о территориальном убежище (14 декабря 1967 г.), Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Конвенцию о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) Конвенцию о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) и т.д. Вышеуказанные и многие другие международные нормативные акты определяют основы правового подхода к формированию института прав человека на территории государств, которые являются участниками данных документов.