Политический режим, его понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы обусловлены ее актуальностью, они заключаются в следующем:

Рассмотреть политический режим как неотъемлемый элемент формы государства;
Классифицировать виды политических режимов;
Рассмотреть каждый вид политического режима подробно.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Милитаризация, агрессивность, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

     При фашистском режиме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощаются  карательные процедуры и ужесточаются санкции. Кроме того, вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными.

      Государство при данном режиме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни.

     Фашистское право – это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

     Фашизм в его классической форме в настоящее время нигде не существует, однако всплески идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным и партийным аппаратом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3 Авторитарный политический режим

      Более мягким, чем тоталитарный, но жестче чем демократический выступает режим авторитарный.

      Авторитарный режим – «государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа»18.

       Данное определение принадлежит Н. И Матузову, который называет его своего рода компромиссом между тоталитарным и демократическим политическими режимами.

       Также автор утверждает, что «главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений». Примером можно назвать политический режим Испании периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета.

   Авторитаризм  – «власть, влияние, способ социального управления, при котором управляющая система не воспринимает сигналы обратной связи, исходящие от управляемой системы. Государственный авторитаризм … означает, что государственная власть осуществляется так, как этого желает правящая политическая элита, независимо от воли большинства подвластных»19.

       Основными характеристиками авторитарного политического режима являются:

  1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  2. Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  3. Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  4. Суд является по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  5. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  6. В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные;
  7. Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
  8. Отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);
  9. Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном режиме;
  10. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;
  11. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);
  12. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
  13. «Силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;
  14. Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический.20

     Головистикова А. Н. называет авторитаризм способом «публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируется и не воспринимаются организацией власти»21.

     Объясняется это тем, что в условиях авторитарных  государств действует предварительная цензура и отсутствие политических свобод (либо они существенно ограничены).

     Средства массовой информации находятся под контролем авторитарной власти в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

     По своему составу, как и многие другие политические режимы, авторитарный политический режим неоднороден. Чаще всего выделяют деспотический, тиранический, военный авторитарные режимы.

     Деспотический режим – это абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

     Тиранический режим основан на единоличном управлении государством, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Но у этих двух разновидностей авторитарного режима есть отличие -  власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, а также смещением законной власти с помощью государственного переворота.

     Военный режим основан на власти военной знати, элиты. Данный режим  устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально, либо когда главой государства является один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует и внутренние, и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат. Он  включает не только армию и полицию, но и большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и др. В условиях военного режима отменяется Конституция и другие законодательные акты. Они заменяются актами военных властей.

     Авторитарные политические режимы отличаются от тоталитарного следующим:

  • При тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, при авторитарном режиме же предполагается наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
  • При тоталитаризме осуществляется  систематический террор по отношению к противникам режима, при авторитарном режиме же проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращения возникновения оппозиции.

     На протяжении столетий известны менее жестокие и более жестокие авторитарные режимы. Например, любая реальная монархия означает авторитарный режим, поскольку подданные правителя в основной массе не участвуют в политической жизни страны. Но монархический авторитаризм опирается не только и не столько на силу, сколько на политическую традицию и убежденность подданных в легитимности режима. Если при авторитаризме обеспечивается благосостояние общества, то в обществе не существует репрессий. В пример можно привести современные нефтедобывающие страны Азии. Но если же режим сопровождается массовыми грубыми нарушениями прав человека, то и репрессии рано или поздно все равно проявятся. Примером является режим Пиночета в Чили. 

   Заключение

       Политический режим является одним из трёх элементов формы государства и выступает как проявление организационно оформленной власти, как процесс её функционирования. Он характеризует не столько формы, сколько сущности государства. Не зря исследователи рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил.

     Политические режимы подразделяют на два полярных вида: демократический и антидемократический, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие.

     Демократические режимы характеризуются конституционным провозглашением, осуществлением социально-экономических и политических прав граждан и их организаций, существованием ряда политических партий, выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти, официальным признанием принципа законности и конституционности, принципа разделения властей. А также существованием институтов представительной и прямой демократии, наличием демократического законодательства. Из демократических режимов можно выделить античную, аристократическую, олигархическую, парламентскую, либерально-демократическую и другие виды режимов.

      Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц. Они характеризуются ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций. А также ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных. Можно выделить тоталитарный режим, из которого происходит фашизм; авторитарный режим, из которого в свою очередь  происходят деспотия, тирания и военные режимы.

     Таким образом, политический режим является неотъемлемым элементом формы государства, и, следовательно, всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражается на его режиме. Элементы формы государства взаимодействуют друг с другом, а именно -  политический режим влияет на форму правления и форму государственного устройства.

     Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Таким образом, исходя из политического режима государства, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

Кареев  С. А. Политический режим как элемент  формы государства (теоретико-правовое исследование).- Саратов, 1997.

Кутафин О. Е. Юридический энциклопедический словарь. – М. –  2002.

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства  и права: Учебник для вузов. - 2-изд., испр. и доп. - М.: Спартак, 2000.

Малько  А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.

Марченко  М. Н. Теория государства и права: учеб. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства  и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.

Ориу М. Основы публичного права.

Пиголкин  А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права: учебник; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – М.: Высшее образование, 2008.

Платон. Государство. // Собр. Соч. в 4 т. М., 1994. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политический режим, его понятие