Политический режим, его понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы обусловлены ее актуальностью, они заключаются в следующем:

Рассмотреть политический режим как неотъемлемый элемент формы государства;
Классифицировать виды политических режимов;
Рассмотреть каждый вид политического режима подробно.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

   Глава 2. Классификация политических режимов

      Можно много и долго рассуждать о политическом режиме. Но решая вопрос о классификации, чтобы не запутаться, обычно исходят из подразделения их на два полярных режима - демократический и недемократический, или антидемократический. Эти режимы различаются особенностью набора методов и средств государственного властвования.

     Считают, что в более широком смысле рассматриваемая  категория характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, антидемократических, или же демократических методов властвования.

      Каждый из этих видов, в зависимости от этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, национальных, исторических и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды или разновидности.

   Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы принято называть автократическими (греч. autokrates – самовластный) или авторитарными (лат. auctoritas – устанавливающий режим личной власти). В зависимости от господствующей идеологии такой режим может быть тоталитарным, то есть авторитарно-коммунистическим, фашистским или расистским, а в зависимости от социального состава – военно-диктаторским, диктатурой пролетариата и т. д.

        Недемократический режим, в общем,  характеризуется ликвидацией или  значительным ограничением прав  и свобод граждан, запрещением  оппозиционных партий и других  организаций. А также ограничением  роли выборных государственных  органов и усилением роли исполнительных.

   Властные  полномочия сосредотачиваются в  руках главы государства или  правительства, а роль парламента и  других органов государственной  власти снижается до сугубо формальных институтов. 

   2.1Демократический  политический режим

      Политический режим государства отражает степень развития демократии в стране.

      Демократия (с греч. demokratia – народ + власть) – «форма (разновидность) общественной власти государства, основанная на признании народа в качестве источника власти»9. Следовательно, из определения, демократия означает народовластие или власть народа. Однако такая ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. «Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться»10.

       Данную идею высказывает  А. В. Малько, автор учебника по теории государства и права. С такой мыслью я согласна, так как демократический политический режим, по моему мнению, является наилучшим. Я считаю, что власть «многих» удерживается дольше и работает лучше.

      Такие страны, как Германия, Франция, США, Швеция, Великобритания придерживаются демократических принципов особо тщательно, они сильно продвинулись в данном направлении, и зачастую иные государства ориентируются именно на них.

       Демократический режим характеризуют следующие признаки:

  1. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  3. Предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  4. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  5. Легитимность  государственной власти;
  6. «Силовые» структуры (полиция, вооруженные силы, органы безопасности и т. п.) находятся под  демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;
  7. Доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
  8. Господство закона во всех сферах общественной жизни;
  9. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  10. В отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
  11. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
  12. Гласность, свобода от цензуры средств массовой информации;
  13. Осуществление принципа разделения властей. Законодательная власть призвана принимать законы, формировать стратегию развития общества. Исполнительная власть призвана осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства. Судебная власть призвана выступать арбитром в случаях конфликтов различного рода правонарушений11.

     Это самые важные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов государства. Знание вышеперечисленных признаков имеет огромное значение, помогая ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти. 

        Объединяя данные критерии, можно выявить более узкое, но совершенно верное представление о демократии. То есть данный режим характеризуется через конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций, существование ряда политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание принципа законности и конституционности, принципа разделения властей, существование институтов представительной и прямой демократии, наличие демократического законодательства.

      Большинство авторов придерживаются мнения, что демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

      Прямая демократия подразумевает осуществление власти народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, то есть она проводиться  в жизнь через следующее институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, петиции граждан, митинги и демонстрации, сходы  и собрания граждан, всенародные обсуждения.

     Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами) носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов непосредственной формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

       К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

  • дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе;
  • в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти;
  • обеспечивает контроль политической элиты и т. п.

        К недостаткам же относят:

  • отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью;
  • сложность и дороговизна проводимых прямодемократических мероприятий;
  • низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т. п.

      Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

         К сильным сторонам представительной демократии относятся:

  • дает большие возможности (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью;
  • более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т. п.

        К недостаткам представительной демократии часто относят следующее:

  • возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции;
  • отрыв представителей от своих избирателей;
  • принятие решений в интересах  не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т. д.

       По утверждению Головистиковой А. Н., что «даже самое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии»12, можно сделать вывод, что эти классификации, так или иначе, переплетаются друг с другом.

       Демократический режим, по мнению многих историков и юристов, имеет свои разновидности. Но часто мнения авторов не совпадают.

       Одни выделяют не более двух разновидностей демократии, другие же видят гораздо больше.

       Автор учебника по теории государства и права, кандидат юридических наук Головистикова А. Н. различает виды демократий, и пишет о том, что история знает различные формы демократических режимов, отличающихся  друг от друга степенью участия населения в осуществлении государственной власти. Например, античная демократия. Она представляет собой вид политического режима, построенного на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцев и лишении всех прав у рабов (по принципу раб – говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (греч. aristokratia – власть лучших в смысле «знати»). Близким по содержанию является олигархический режим (греч. oligarchic – власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью данного режима является финансовая олигархия. Отличие ее состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия являлась властью денег, наиболее богатых людей. Но с развитием общества данные политические режимы  вытеснялись более демократичными.

      Также Головистикова А. Н. называет режим парламентской демократии. Такой режим получил наибольшее распространение в современных условиях. Он основан на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии  является либерально – демократический режим (лат. liberalis – свободный). Этот режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, как считают многие ученые, в итоге ведут к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно–денежной, рыночной организации экономики. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, мнений, свободу слова,  форм собственности, дает простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции и других законах, но и становятся осуществимыми на практике.

      Следовательно, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и прямо не вмешивается в экономическую жизнь людей, оно лишь  устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Также государство выступает в качестве арбитра при разрешении споров между ними. На более поздних стадиях либерализма вмешательство государства в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер. Происходит это потому, что возникает необходимость рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращать международные конфликты и т. д.

       Либерализм допускает существование оппозиции, представляющей интересы меньшинства. Плюрализм и многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. А также при либерализме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, религиозные, профессиональные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Такие объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями. При либеральном режиме государственная власть формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей, и решения в управлении принимаются большинством голосов.

Информация о работе Политический режим, его понятие