Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:20, курсовая работа
Задачи данной работы обусловлены ее актуальностью, они заключаются в следующем:
Рассмотреть политический режим как неотъемлемый элемент формы государства;
Классифицировать виды политических режимов;
Рассмотреть каждый вид политического режима подробно.
Введение
Политический режим – один
из элементов формы
Мы живем в мире, где огромное внимание уделяется естественным правам и свободам человека и гражданина. А где, как ни в политическом режиме, определяется степень демократизации общества?
Эта тема актуальна на сегодняшний день, потому что каждому современному государству присущ определенный уклад, устройство, которое находит свое выражение в политическом режиме.
Именно характеристике
Задачи данной работы обусловлены ее актуальностью, они заключаются в следующем:
Таким образом, целью работы является
теоретический анализ видов политического
режима, характеристика каждого из них.
А также многосторонняя оценка политического
режима, как элемента формы государства.
Глава 1. Политический режим как элемент формы государства: понятие, история
Форма государства – это
Форма государства состоит из трёх элементов:
Политический режим является одним из трёх элементов и выступает как проявление организационно оформленной власти, как процесс её функционирования. Но политический режим несколько выпадает из комплексного понятия «форма государства», так как при его описании указываются содержательные аспекты государственности, а форма правления и форма государственного устройства являются формальными характеристиками государственности. Существует такая точка зрения, что политический режим – это характеристика не столько формы, сколько сущности государства.
В научной литературе существует несколько определений и представлений о политическом режиме. Одни из них незначительно отличаются друг от друга, другие вносят весьма существенные коррективы в традиционно сложившееся о нем представление.
Политический режим – «это совокупность средств, методов, способов или приёмов осуществления государственной власти»1. Данное определение является наиболее распространенным, так как это уже устоявшийся взгляд.
Существуют и другие, аналогичные ему, но, в то же время, в определенной мере отличающиеся от него определения. Например, можно рассмотреть политический режим как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, « через которые государственная власть легитимирует своё существование и функционирование »2.
В данном определении обращают на себя внимание два момента, отличающие его от традиционного определения. Во-первых, то, что режим ассоциируется с процессом не только функционирования государственной власти, но и её существования. А во-вторых, то, что политический режим связывается с процессом легитимности государственной власти. Легитимность власти означает принятие и поддержку её со стороны граждан и их объединений как соответствующей их представлениям о справедливости.
Также необходимо выделить следующее определение политического режима, как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии политической свободы в обществе»3. В данном определении политический режим, понимаемый также как процесс осуществления, «проявления» государственной власти и организации, дополняется ещё и ссылкой на то, что это «конкретное проявление» выражается как в «состоянии и характере», иными словами – в уровне развития демократии, так и в состоянии (уровне развития, степени гарантированности) политической свободы в обществе.
Наряду с вышесказанными определениями, укладывающимися в устоявшееся о нём представление, существуют и иные, далеко выходящие за рамки традиционных представлений определения.
В качестве одного из примеров такого нетрадиционного понимания политического режима может служить трактовка, данная М. Ориу.
Автор рассматривает его не как совокупность методов осуществления государственной власти, а как «государственное» и «негосударственное» состояние общества.
Отожествляя по существу политический режим с государственным строем, он исходит из того, что политический режим «есть некоторого рода надстройка», которая устанавливается по мере развития общества «над уже существующими политическими институтами»4.
В юридическом энциклопедическом словаре дается более обширное понятие. В нем говориться о том, что «политический режим, 1) в условном, широком смысле слова, реально существующий в стране общественный и государственный строй; 2) политический «климат» в стране, состояние демократии; 3) в строгом, собственном смысле слова, технология, порядок, стиль политической деятельности, фактически применяемые ею методы, соответствующее или несоответствующее официально провозглашенным в законодательстве основаниям (формальный и неформальный политический режим), в зависимости от конкретных политических условий политический режим складывается как ординарный или чрезвычайный»5.
По мере развития общества и накопления новых знаний о государстве и праве среди юристов-теоретиков и практиков сложилось совсем иное представление о политическом режиме - его понятии, содержании, роли в государственно-правовой жизни.
Идентифицируя его с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи неизменно рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил.
Решающую роль в установлении реального характера форм государства, как и других составных частей - атрибутов государства, неизменно играет именно политический режим. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражается на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Также необходимо отметить, что «в современных государствах в ординарном политическом режиме преобладают демократические методы (при необходимом минимуме авторитарных), а в чрезвычайном режиме возможно преобладание авторитарных методов. Преобладание авторитарных элементов не исключает демократизма, но он представлен главным образом демократией поддержки (государства гражданами), тогда как преобладание демократических элементов предполагает широкую демократию – участие граждан в осуществлении государственной деятельности»6.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций т.п.
Например, в учебнике теории государства и права под редакцией Лазарева В. В., Липень С. В. говорится, что понятия «государственный», «государственно-политический», «политико-правовой» и «политический» режимы характеризуют одно и то же явление. Однако в учебнике теории государства и права под редакцией М. Н. Марченко говорится, что «государственный режим никогда не отождествлялся с политическим режимом»7. Также упоминается о том, что государственный режим всегда был и остается всего лишь составной частью политического режима. Политический режим, по мнению М. Н. Марченко, явление и понятие более общее и более емкое, нежели государственный режим, включает в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций - составных частей политической системы общества.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Так как политическая система состоит из государственных и негосударственных образований, она показывает весь комплексов институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти. А политический режим показывает, как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Политический режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет её роль в государственно-правовом механизме и её социально-политическую значимость, указывает на её известную организационную законченность.
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима государства, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества.
Политический режим характеризует определенную характеристику, политический климат в государстве, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:
Таким образом, политический режим определяется
уровнем развития и интенсивностью социально-политических
процессов, состоянием отношений с бюрократией,
структурированностью правящей элиты,
господствующим в обществе политическим
сознанием и поведением, типом легитимности,
развитостью социально-политических традиций.