Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно
будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии
их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить
данные темы.

Работа содержит 1 файл

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

мероприятий,  призывающих  общество  к  анархии,   нарушению   общественного

порядка.  В  этом  вопросе  государственными  органами  должен   соблюдаться

принцип законности, дополненный тактичностью, гибкостью  и т. д. Здесь  нужно

более  четкое  законодательство,  определяющее  границы  проявления   свобод

участниками массовых мероприятий.

    Правовую  основу государственной службы  в Республике Беларусь  составляют

 Конституция   Республики Беларусь, настоящий  Закон  и  иные  законодательные

акты.  На   отношения,   связанные   с    государственной    службой,     не

урегулированные   настоящим   Законом  и  иными   актами   законодательства,

распространяется   действие   норм   трудового,   пенсионного    и     иного

законодательства.

        Гарантии политических прав и  свобод:

* Государство   обеспечивает сохранение  и защиту  прав и законных  интересов

  общественных  объединений. Государство  может  оказывать  в  установленном

 законодательством   порядке    помощь     общественным    объединениям    в

 осуществлении    ими   уставной    деятельности.    Законодательство    об

 общественных     объединениях    состоит    из   Конституции    Республики

 Беларусь,  настоящего  Закона  и иных  актов  законодательства  Республики

 Беларусь.      Защита   прав    и    законных    интересов    общественных

 объединений  осуществляется   в   судебном   порядке,   если    иное    не

 предусмотрено   законодательными   актами.   Надзор    за    соответствием

 деятельности  общественных объединений  Конституции   Республики   Беларусь

 и   законам   Республики   Беларусь  осуществляют   Генеральный   прокурор

 Республики  Беларусь и подчиненные ему  прокуроры. Контроль за соответствием

 деятельности  общественных   объединений   их     уставам     осуществляют

 органы,   зарегистрировавшие   данные объединения.

* Государство  гарантирует   также защиту   прав   и   законных   интересов

 политических  партий,   создание   условий   для   выполнения   ими   своих

 уставных  целей   и    задач,    в    том    числе    путем    пользования

 государственными  средствами  массовой  информации.   Законодательство   о

 политических  партиях  состоит  из  Конституции   Республики     Беларусь,

 настоящего   Закона    и    других     актов  законодательства  Республики

 Беларусь. Надзор  за   соответствием  деятельности   политических   партий

 Конституции   Республики    Беларусь   и   законам   Республики   Беларусь

 осуществляют  Генеральный  прокурор Республики  Беларусь и  подчиненные   ему

 прокуроры.  Контроль  за  соответствием  деятельности  политических  партий

 Конституции   Республики   Беларусь,  действующему  законодательству  и  их

 уставам осуществляется  Министерством юстиции Республики  Беларусь.

*   «Свобода   собраний,   митингов,   уличных   шествий,   демонстраций   и

 пикетирования,  не  нарушающих  правопорядок  и   права   других   граждан

 Республики  Беларусь,  гарантируется  государством.   Порядок   проведения

 указанных   мероприятий   определяется    законом.»[27]    Гарантированная

 Конституцией  свобода их проведения  может  быть  ограничена,  но  лишь  «в

 случаях, предусмотренных  законом, в интересах  национальной  безопасности,

 общественного  порядка, защиты нравственности, здоровья населения,  прав  и

 свобод других  лиц»[28] (часть первая ст. 23 Конституции).

*  Непосредственное  участие  граждан  в  управлении   делами   общества   и

 государства  обеспечивается проведением референдумов, обсуждением  проектов

 законов   и  вопросов  республиканского  и   местного   значения,   другими

 определенными законом способами (ст. 37 Конституции).  Участие  граждан  в

 управлении  делами  своего  государства   является  выражением  суверенитета

 народа и  формой осуществления им своей  власти. Проведение  референдумов  и

 народных обсуждений  регулируется  соответственно  Избирательным  кодексом

 Республики  Беларусь (ранее Законом «О народном  голосовании (референдуме)»,

 а  также  Законом от 2 февраля 1988  года  «О  народном  обсуждении  важных

 вопросов государственной  жизни Республики Беларусь».

    Гражданам  Республики Беларусь в количестве  не  менее  50  тыс.  человек

впервые   предоставлено   право   законодательной   инициативы    (ст.    99

Конституции).

*  Право  на  обращение  в  государственные   органы   и   органы   местного

 самоуправления (ст. 39 Конституции)  –  важное  средство  осуществления  и

 охраны прав  личности. Лично или через своего  законного представителя любой

 гражданин может  обратиться в государственные  органы с жалобой  заявлением.

 Рассмотрение  обращений граждан  гарантируется,  что  нашло закрепление в

 Законе  об  основах  службы  в   государственном   аппарате,   законах   о

 прокуратуре,  милиции,  о  судоустройстве  и  статусе   судей   и   других

 нормативных  актах государства.

* Статья 34 гарантирует  «право  на  получение,  хранение  и  распространение

 полной,   достоверной   и   своевременной   информации   о    деятельности

 государственных   органов,  общественных   объединений,   о   политической,

 экономической  и  международной  жизни,  состоянии  окружающей  среды»[29].

 Государственные  органы, общественные объединения,  должностные лица обязаны

 предоставить  гражданину Республики  Беларусь  возможность  ознакомиться  с

 материалами,  затрагивающими его права и  законные интересы.

* Право свободно  избирать и быть  избранными  в государственные органы  на

 основе   всеобщего,   свободного,   равного,   прямого   или    косвенного

 избирательного  права  при  тайном  голосовании  (ст.  38  Конституции)  —

 конституционное  право,  которое  подробно  регламентируется  в  законах  о

 выборах в  представительные органы государства.

    Закрепление,  охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для  их

претворения в  жизнь составляют длительную цепь правовых  актов  и  действий,

начало которым  кладет Конституция.

   Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые  рассматриваются

в качестве основных (фундаментальных), характерна их  наивысшая  юридическая

сила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности  являются базой  для

всей  системы  прав  и  свобод.  Права   человека   гарантированы   каждому,

находящемуся на территории государства, они едины  на всей территории.

     Государственные   органы,  общественные  объединения,  должностные  лица

обязаны   предоставить   гражданину    Республики    Беларусь    возможность

ознакомиться с  материалами, затрагивающими его права  и законные интересы.

    Заключение

    При   подготовке  курсовой  работы  использовалась  имеющаяся  научная   и

учебная  литература  по  политическим  правам.   Вопросы   курсовой   работы

рассмотрены с учетом прогрессивных форм и методов практической  деятельности

специалистов в  современных условиях.

    В данной  курсовой я попыталась рассмотреть  реализацию политических  прав

и свобод граждан, которая неизбежно возникает  в  процессе  жизнедеятельности

правового общества. Надо сказать, что  государство  не  может  и  не  должно

раздавать  всем  гражданам  правовые,  материальные  и  духовные  блага,  но

обязано обеспечить им возможность защищать свое право  на  достойную  жизнь.

Однако для этого  надо разумно ограничить  свободу  других.  Я  считаю,  что,

если государство  не сделает этого, то общество будет  постоянно  раздираться

острыми социальными  противоречиями и, в конце  концов,  погибнет.  Составляя

приоритет   демократического   государственного   и    правового    порядка,

политические права  и свободы человека  не  только  определяют  содержание  и

смысл конкретного  политического строя, но и  призывают  превратить  человека

из пассивного наблюдателя в активного участника  всех  событий  и  действий,

происходящих в  мире.

    Беларусь  сегодня  является  частью  мирового  сообщества.  Она   признает

Всеобщую декларацию прав человека,  Европейскую  конвенцию  «О  защите  прав

человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав  ООН,  Международные

пакты о гражданских  и политических правах и об экономических,  социальных  и

культурных  правах,  участвует  в  договоренностях  в  рамках  ОБСЕ,  многих

международных конвенциях.

    Подводя  итог, следует отметить, что Беларусь  сегодня считается  правовым

государством, хотя в реальности  права  и  свободы  человека  еще  не  стали

высшей  ценностью.  Формирование  правового  государства  и  уважение   прав

человека  –  задача  чрезвычайно  трудная,  и  ее  решение  возможно  только

благодаря  усилиям  всего  общества  в  течение  многих  лет,  связанных   с

преодолением  как  наследия  прошлого  (исторические  традиции  Беларуси  не

совместимы  с  демократией  и  свободой),  так  и  просчетов,  допущенных  в

последние годы. Однако  это  не  умаляет  того  факта,  что в ней заложен

огромный потенциал,  при  реализации  которого  Беларусь  имеет  шанс  стать

правовым и демократическим  государством.

    Как  показывает история,  каждому   поколению  необходимо  защищать  права

личности,  а  человечеству  еще  неизвестна   ситуация,   при   которой   не

требовались бы усилия для обеспечения  и  защиты  прав  и  свобод  человека,

поэтому  необходим  баланс  между  заботой  общества  о   человеке   и   его

собственной ответственностью за себя, между свободой и справедливостью.

    Подавляющая  часть перечисленных в Конституции   основных  прав  и  свобод

представляет собой  не простую совокупность, а определенную научную,  глубоко

продуманную систему, имеющую логические основания. Систему  основных  прав  и

свобод характеризует не только их группировка, но и те  приоритеты,  которых

придерживается   Конституция    в    их    последовательном    расположении. 

Информация о работе Политические права и свободы граждан Республики Беларусь