Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно
будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии
их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить
данные темы.

Работа содержит 1 файл

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

участия их в  управлении  жизнью  общества  и  решении  конкретных  вопросов

повседневной жизни.

    Правовое  регулирование механизма реализации  права  граждан на  свободу

собраний как  нельзя лучше иллюстрирует нелегкий  путь  юридической  науки  и

практики от формально-догматического подхода  к  объективно-реалистическому.

Конституция  СССР  1977г.  и  вслед  за  ней  Конституция  РСФСР  1978г.   в

первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений  на  способы

реализации названной  свободы. При формальном закреплении  политических  прав

граждан этого  не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане  могут

реально  воспользоваться  этим  правом.  Если  же  и  происходило  нарушение

традиции, виновного  ждала суровая кара.

    До недавнего  времени в нашем государстве  действовали  подзаконные   акты,

регулирующие проведение этих мероприятий (Указ Президиума Верховного  Совета

Республики Беларусь 1998 года). В  настоящее  время  порядок  организации  и

проведения   собраний,   митингов,   уличных   шествий,    демонстраций    и

пикетирования установлен Законом «О собраниях, митингах,  уличных  шествиях,

демонстрациях и  пикетировании» от 30 декабря 1977 года.  Законом  установлен

разрешительный   (а   не   уведомительный)   порядок   проведения   массовых

мероприятий. Главная  трудность реализации перечисленных  свобод содержится  в

совместимости публичных  мероприятий с общественным правопорядком,  поскольку

шествия, митинги, демонстрации проходят на городских  улицах и площадях,  что

создает трудности  для  граждан  и  нормального  функционирования  городского

хозяйства (в частности  транспорта).  Поэтому  гарантированная  Конституцией

свобода  их  проведения  может быть  ограничена,  но   лишь   «в   случаях,

предусмотренных   законом,   в    интересах    национальной    безопасности,

общественного порядка, защиты нравственности,  здоровья  населения,  прав  и

свобод других лиц»[10] (часть первая ст. 23 Конституции).    В законе  даны

определения публичных  мероприятий:

*  собрание  –  совместное  присутствие   группы  граждан,  собравшихся   для

 публичного  обсуждения  и  выражения   их  отношения  к  действиям   лиц   и

 организаций,  событиям  общественно-политической  жизни,  а  также  решения

 вопросов, затрагивающих  их интересы;

* митинг  – массовое  собрание граждан для публичного  обсуждения и  выражения

 их  отношения   к  действиям  лиц  и   организаций,  событиям   общественно-

 политической  жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;

* уличное шествие  – организованное массовое движение  граждан  по  пешеходной

 или проезжей  части улицы (дороги), бульвара, проспекта,  площади  с  целью

 привлечения  внимания к каким-либо проблемам  или публичного выражения своих

 общественно-политических, религиозных настроений либо  протеста;

* демонстрация  – организованное массовое движение  граждан по пешеходной  или

 проезжей части   улицы  (дороги),  бульвара,  проспекта,  площади  с  целью

 привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих

 общественно-политических,   религиозных   настроений   либо   протеста   с

 использованием  плакатов, транспарантов и иных  средств;

* пикетирование   –  публичное  выражение   гражданином  или  группой  граждан

 общественно-политических, групповых, личных и иных интересов  или  протеста

(без шествия), в том числе путем  голодовки,  по  каким-либо  проблемам  с

 использованием  или  без  использования   плакатов,  транспарантов  и   иных

 средств.

    Согласно  закону  организаторами  собрания,  митинга,  уличного  шествия,

демонстрации и  пикетирования могут выступать  граждане  Республики  Беларусь,

постоянно  проживающие  на  ее  территории,  достигшие   восемнадцатилетнего

возраста и обладающие избирательным правом.

    Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации  и  пикетирование  могут

проводиться в  любых пригодных для этих целей  местах,  за  исключением  мест,

использование  которых  запрещено   решениями   местных   исполнительных   и

распорядительных органов, принимаемыми в соответствие  с  настоящим  Законом

(Декрет Президента  Республики Беларусь  от  9  сентября  1999  года  №36  «О

некоторых мерах  по предупреждению чрезвычайных происшествий  при  проведении

массовых мероприятий»).

   Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут

проводиться с 8 до 22 часов[11].

    2.3 Право  на управление делами государства.

     В   Конституции  содержатся  нормы,  закрепляющие  право  гражданина  на

управление делами государства.  Граждане  Республики  Беларусь  имеют  право

участвовать в  решении государственных дел  как непосредственно, так  и  через

свободно избранных  представителей.

     Право   участия  в  управлении  делами  государства  адресовано  каждому

гражданину,  а   не   политически   организованной   совокупности   граждан,

ассоциированных  как  народ,  ибо  народ  не  «участвует»  в  управлении,  а

осуществляет  власть,  является  субъектом  этой  власти.  Референдум   есть

голосование по тому или иному  вопросу;  решения,  принятые  республиканским

референдумом,  подписываются  Президентом  Республики   Беларусь   (ст.   74

Конституции).

    Положение  данной статьи непосредственно  вытекает из статьи  21  Всеобщей

декларации прав человека, а так же из  статьи  25  Международного  пакта  «О

гражданских  и  политических  правах»,  которая  предписывает,  что   каждый

гражданин без  какой  бы  то  ни  было  дискриминации  и  без  необоснованных

ограничений имеет  право и возможность:

* принимать участие  в ведении государственных дел  как  непосредственно,  так

 и посредством  свободно выбранных представителей;

*  голосовать  и  быть  избранным  на   подлинных   периодических   выборах,

 производимых  на основе  всеобщего   и   равного  избирательного  права  при

 тайном голосовании  и обеспечивающих свободное волеизъявление  избирателей;

* допускаться в  своей стране на общих условиях  равенства  к  государственной

 службе.

    Право  на референдум включает в   себя  не  только  право  на  участие  во

всенародном (местном) голосовании, но и право требовать  выставления  любого

вопроса  на  голосование,  а  также  право   требовать,   чтобы   результаты

общенародного  (местного)  обсуждения  по  этому  вопросу  учитывались   при

принятии  окончательного  решения   по   данному   вопросу   (если   решение

принимается не путем  референдума).

    Следует  иметь в  виду,  что  и   народные  голосования  (референдумы),  и

народные обсуждения  как  важнейшие  институты  непосредственной  демократии

несмотря на некоторую близость самостоятельны и  не  могут  отождествляться.

Общим  для  них  является  непосредственное  участие  народа   (граждан)   в

правотворческой работе государственных органов,  то,  что  они  представляют

собой выражение  общественного отношения к проблеме. Однако в  первом  случае

решение обычно является обязательным, во  втором  (при  проведении  народных

обсуждений) выявляется лишь мнение, которое юридически  не  обязательно  для

властных структур государства.

     Если  в  народных  голосованиях  могут  участвовать  лица,   обладающие

избирательным правом, т.е. достигшие  18-летнего  возраста,  то  в  народных

обсуждениях вправе участвовать любой гражданин.  Власть  народа  проявляется

также во всех элементах  и  субъектах  политической  системы общества,   ибо

политика, по мнению А.А. Головко, – высшая форма самореализации народа[12].

     2.4. Право  на получение, хранение и распространение  информации.

    Конституция  Республики Беларусь закрепляет  большой  объем  политических

прав и  свобод  граждан,  реализация  которых позволяет им  более активно

участвовать в  осуществлении политической власти. В первую очередь это  право

на информацию.

     Каждый  человек  вправе  передавать,   производить   и   распространять

информацию любым  законным способом, т.е.  он  может  сделать  ее  достоянием

общества под  собственную  ответственность  за  ее  достоверность,  для  чего

создать  свою  газету,  использовать  государственный  или   частный   канал

телевидения, выступить  с публичной лекцией и др. Распространение информации

не  должно  быть  монополией  государства  –  в   этом   залог   полноты   и

объективности информации, получаемой обществом.

    «Монополизация  средств массовой информации  государством,  общественными

объединениями   или   отдельными   гражданами,   а    также    цензура    не

допускаются.»[13]    Ни   в   каких   редакциях   СМИ   (в   том   числе   и

правительственных) ни в каком–либо  государственном  органе  не  может  быть

лиц, надзирающих  за работой печатных органов, а тем более обладающих  правом

снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.

     Государственные   органы,  общественные  объединения,  должностные  лица

обязаны   предоставить   гражданину    Республики    Беларусь    возможность

ознакомиться с  материалами, затрагивающими его права  и  законные  интересы.

Пункт  II  34  статьи  сужает  круг  субъектов,   граждан,   которые   могут

ознакомиться   с   материалами,   затрагивающими   их   права.   Пользование

информацией ограничено законодательством в целях защиты чести,  достоинства,

личной и семейной жизни граждан и  полного  осуществления  ими  своих  прав.

Необходимо распространить положение этой статьи на всех  людей,  проживающих

на территории республики[14].

    Право  на информацию — одно из фундаментальных прав человека,  призванных

обеспечить не только его личные интересы, но и  участие в  делах  общества  и

государства. Оно  относится к числу политических прав человека  и  гражданина

и  связано  не  с  отношениями  между  гражданами,  а  с  их  отношениями  с

Информация о работе Политические права и свободы граждан Республики Беларусь