Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа
Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно
будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии
их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить
данные темы.
участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов
повседневной жизни.
Правовое
регулирование механизма
собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и
практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в
первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы
реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав
граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут
реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение
традиции, виновного ждала суровая кара.
До недавнего времени в нашем государстве действовали подзаконные акты,
регулирующие проведение этих мероприятий (Указ Президиума Верховного Совета
Республики Беларусь 1998 года). В настоящее время порядок организации и
проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и
пикетирования установлен Законом «О собраниях, митингах, уличных шествиях,
демонстрациях и пикетировании» от 30 декабря 1977 года. Законом установлен
разрешительный (а не уведомительный) порядок проведения массовых
мероприятий. Главная трудность реализации перечисленных свобод содержится в
совместимости публичных мероприятий с общественным правопорядком, поскольку
шествия, митинги, демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что
создает трудности для граждан и нормального функционирования городского
хозяйства (в частности транспорта). Поэтому гарантированная Конституцией
свобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях,
предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности,
общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и
свобод других лиц»[10] (часть первая ст. 23 Конституции). В законе даны
определения публичных мероприятий:
* собрание – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для
публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и
организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения
вопросов, затрагивающих их интересы;
* митинг – массовое
собрание граждан для
их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-
политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;
* уличное шествие
– организованное массовое
или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью
привлечения
внимания к каким-либо
общественно-политических, религиозных настроений либо протеста;
* демонстрация
– организованное массовое
проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью
привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих
общественно-политических, религиозных настроений либо протеста с
использованием плакатов, транспарантов и иных средств;
* пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан
общественно-политических,
групповых, личных и иных
(без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с
использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных
средств.
Согласно закону организаторами собрания, митинга, уличного шествия,
демонстрации и пикетирования могут выступать граждане Республики Беларусь,
постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего
возраста и обладающие избирательным правом.
Собрания,
митинги, уличные шествия,
проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест,
использование которых запрещено решениями местных исполнительных и
распорядительных органов, принимаемыми в соответствие с настоящим Законом
(Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1999 года №36 «О
некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении
массовых мероприятий»).
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут
проводиться с 8 до 22 часов[11].
2.3 Право
на управление делами
В Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на
управление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют право
участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через
свободно избранных представителей.
Право участия в управлении делами государства адресовано каждому
гражданину, а не политически организованной совокупности граждан,
ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а
осуществляет власть, является субъектом этой власти. Референдум есть
голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые республиканским
референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь (ст. 74
Конституции).
Положение данной статьи непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей
декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта «О
гражданских и политических правах», которая предписывает, что каждый
гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных
ограничений имеет право и возможность:
* принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так
и посредством
свободно выбранных
* голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,
производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при
тайном голосовании
и обеспечивающих свободное
* допускаться в
своей стране на общих
службе.
Право на референдум включает в себя не только право на участие во
всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого
вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты
общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при
принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение
принимается не путем референдума).
Следует иметь в виду, что и народные голосования (референдумы), и
народные обсуждения как важнейшие институты непосредственной демократии
несмотря на некоторую близость самостоятельны и не могут отождествляться.
Общим для них является непосредственное участие народа (граждан) в
правотворческой работе государственных органов, то, что они представляют
собой выражение общественного отношения к проблеме. Однако в первом случае
решение обычно является обязательным, во втором (при проведении народных
обсуждений) выявляется лишь мнение, которое юридически не обязательно для
властных структур государства.
Если в народных голосованиях могут участвовать лица, обладающие
избирательным правом, т.е. достигшие 18-летнего возраста, то в народных
обсуждениях вправе участвовать любой гражданин. Власть народа проявляется
также во всех элементах и субъектах политической системы общества, ибо
политика, по мнению А.А. Головко, – высшая форма самореализации народа[12].
2.4. Право
на получение, хранение и
Конституция
Республики Беларусь
прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно
участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь это право
на информацию.
Каждый человек вправе передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием
общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего
создать свою газету, использовать государственный или частный канал
телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации
не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и
объективности информации, получаемой обществом.
«Монополизация средств массовой информации государством, общественными
объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не
допускаются.»[13] Ни в каких редакциях СМИ (в том числе и
правительственных) ни в каком–либо государственном органе не может быть
лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом
снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица
обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность
ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пункт II 34 статьи сужает круг субъектов, граждан, которые могут
ознакомиться с материалами, затрагивающими их права. Пользование
информацией ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства,
личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.
Необходимо распространить положение этой статьи на всех людей, проживающих
на территории республики[14].
Право на информацию — одно из фундаментальных прав человека, призванных
обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и
государства. Оно относится к числу политических прав человека и гражданина
и связано не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с
Информация о работе Политические права и свободы граждан Республики Беларусь