Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа
Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно
будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии
их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить
данные темы.
власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства[4].
Теперь политические права составляют одну из сторон совокупности прав и
свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Республики
Беларусь. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы
существования человека и гражданина. Каждое право касается определенной
области жизни, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод.
Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы
по важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина.
В статье
21 Конституции Республики
дополнениями 1996г.) устанавливается, что высшей целью государства является
обеспечение прав и свобод его граждан. Однако законодательство Республики
Беларусь еще нуждается в доработке этих положений. Конституционный Суд
Республики Беларусь до сих пор не наделен правом рассмотрения вопросов о
соответствии Конституции нормативным актам по индивидуальным жалобам
граждан, связанным с нарушением прав человека. Следовало бы изменить данное
положение и предоставить право гражданину Республики Беларусь обращаться в
Конституционный Суд в том случае, если нормативным актом нарушены его
права, закрепив соответствующее положение в Законе Республики Беларусь 1994
года «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
Конституция Республики Беларусь в статье 59 дает абстрактную
формулировку: «Государство обязано принимать все доступные ему меры для
создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного
осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных
Конституцией». Нынешнему парламенту Республики Беларусь необходимо
пересмотреть текст данной статьи Конституции, внести изменения и закрепить
право граждан, не находящих защиты в рамках государства, на реализацию
своего конституционного права в рамках международного сообщества. Более
50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового
статуса человека и гражданина. Эти статьи сконцентрированы в разделе II
«Личность, общество, государство», отдельные статьи имеются в разделе I
«Основы конституционного строя», в разделе III «Избирательная система.
Референдум», в главе VI — «Суд» и в разделе V — «Местное управление и
самоуправление». В отличие от основных личных прав, которые по своей
природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения,
политические права и свободы связаны с обладанием человеком гражданства
государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права
«каждому», а политические «гражданам».
Политические
права и свободы являются
народу, реализацией народовластия.
Особенность их заключается в том, что осуществляются они не
индивидуально, а в сообществе с другими гражданами.
2. Характеристика политических прав и свобод граждан Республики
Беларусь в соответствии с действующим законодательством.
2.1. Свобода объединений.
Право на объединение – одно из самых всеобъемлющих политических прав
граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан, включая
право создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов.
Конституция предоставляет каждому право на это.
Однако «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних
дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности,
военнослужащие не могут быть членами политических партий и других
общественных объединений, преследующих политические цели»[5]. Настоящие
ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для
обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных
лиц.
Согласно Закону «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 года
общественным объединением является добровольное формирование граждан,
которое они образовали на основе общности интересов для совместной
реализации гражданских, экономических социальных и культурных прав (ст.
1)[6].
Право на объединение — одно из политических прав, цель которого
обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни,
а также юридически установить создание разного рода общественных
объединений. Это право дает гражданам возможность использовать в указанных
целях различные формы совместной организованной общественной деятельности,
объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности
общественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Закон
предусматривает 5 различных форм организационно-правовой формы их
функционирования.
* Общественная организация – совместная деятельность для защиты общих
интересов и уставных целей объединившихся граждан.
* Общественное движение – массовое общественное объединение, преследующее
социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые
его участниками.
* Общественный некоммерческий фонд – формирование имущества на основе
добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений и
использование
его на общественно-полезные
* Общественное учреждение – оказание конкретного вида услуг, отвечающих
интересам участников.
* Целью органа общественной самодеятельности является совместное решение
социальных
проблем, возникающих у
учебы.
Допустимо создание международных, республиканских и местных
общественных объединений. Они создаются по инициативе не менее 10 граждан
Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет,
могут создавать молодежные и детские общественные объединения.
Вместе с тем законы устанавливают и ряд ограничений права на свободу
ассоциаций. Прежде всего эти ограничения связаны с запрещением создания и
деятельности ассоциаций, цели и действия которых направлены на свержение
или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности
и безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание
национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции).
Порядок создания и деятельности политических организаций определяется
специальным Законом «О политических партиях» от 5 октября 1994 года.
Политической партией является независимое, образованное на основе
индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в
рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению
и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1).
Если членами общественных объединений могут быть как граждане
Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то
право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики
Беларусь. В качестве учредителей политических партий имеют право выступать
граждане Республики Беларусь, которые достигли 18-летнего возраста,
обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и
не находящиеся в местах лишения свободы[7].
По мнению
А.А. Головко, при такой
должно быть заинтересовано в реальном обеспечении прав и свобод граждан и
их объединений, которые являются политической базой его объема власти, а
также направлений и форм ее функционирования[8].
По Закону на территории Республики Беларусь могут создаваться три
группы общественных объединений:
* местные, деятельность которых распространяется на территорию одной или
несколько АТЕ;
* республиканские,
деятельность которых
Республики
Беларусь и которые имеют
* международные, деятельность которых распространяется на территорию
Республики Беларусь (одной или нескольких территориальных единиц) и
территорию одного или нескольких иностранных государств, имеющих
соответствующие организационные структуры[9].
В соответствии с политическими целями общественные объединения
оказывают большое влияние, и им предоставлена свобода действий в
политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право
распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации,
шествия и пикетирования. Им предоставлено право направлять и вносить
предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке
решений органов государственной власти, право защищать членов своих
организаций в суде и иных органах местного самоуправления и
правоохранительных органах. В частности, большое значение имеет действие
общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им
предоставлено, а именно: они должны быть зарегистрированы и иметь
соответствующие указания в уставах об участии в выборах.
2.2. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и
пикетирования.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина
представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и
обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на
государственные и общественные органы путем согласования и формирования
мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,
Информация о работе Политические права и свободы граждан Республики Беларусь