Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа
Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно
будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии
их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить
данные темы.
государственными органами. В деятельности этих органов государства должна
присутствовать информационная открытость, призванная обеспечить доступность
для личности информации, представляющей общественный интерес или
затрагивающей личные интересы человека, систематическое информирование
граждан о подготавливаемых и принятых решениях. В государственно-правовой
системе республики отсутствует эффективный механизм реализации права на
информацию. Необходимо разработать данный механизм в ближайшее время.
Деятельность государственных органов, общественных объединений должна
протекать публично. В этих целях и в Конституции, и в других актах
предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так,
согласно статье
84 Конституции Президент как
посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и
основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с
ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел
в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития.
О заседаниях органов государственной власти граждане регулярно
информируются через телевидение, радио, другие средства массовой
информации.
Принципиально важным и с точки зрения информирования в деятельности
органов государства,
и с позиций обеспечения
и обязанностей является требование Конституции (ст. 7 Конституции) и актов
текущего законодательства о публикации или доведения до всеобщего сведения
иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных
органов.
Актуальным для наших граждан является требование о предоставлении
информации о состоянии окружающей среды. Такая обязанность возлагается не
только на органы общей, но и специальной компетенции, в частности,
Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др.
Определенные материалы, а значит и информация о них, могут иметь
ограниченный доступ, например, касающиеся государственной или коммерческой
тайны (Закон «О государственных секретах») [15].
2.5. Право избирать и быть избранным.
Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на
основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного
избирательного права при тайном голосовании (ст. 38) — конституционное
право, которое подробно регламентируется в законах о выборах в
представительные органы государства.
В начале закона определены его цели: гарантирование реализации
гражданами Республики Беларусь их конституционного права избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной
власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим
непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он
может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с
действующим законодательством, либо позднее и с наличием особых прав
(постоянное проживание на территории Республики Беларусь непосредственно
перед выборами, а так же обладание гражданством Республики Беларусь).
Выборы
– наиболее часто и широко
применяемая форма
демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной
кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается
определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов
формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободные выборы – важнейшая, широко применяемая форма непосредственной
демократии, в итоге которой избиратели формируют выборные органы
государственной власти, в своей деятельности осуществляющие
представительную демократию. Свобода выборов выражается в том, что
избиратели обладают полной возможностью по собственной воле, без всякого
принуждения участвовать в выборах, включая все избирательные процедуры в
соответствии с законом.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо
принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или
«против»)[16]. Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких
баллотирующихся кандидатур.
Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов, а
кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на
равных основаниях. Это обеспечивается тем, что избиратель не может быть
включен более, чем в один список избирателей, образуются равные по
численности округа и т.д.
Выборы могут быть как прямыми, так и косвенными (многоступенчатыми).
Путем прямых выборов избирается Президент, депутаты Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов
депутатов. Совет Республики Национального собрания формируется путем
косвенных выборов (ст. 91 Конституции).
Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением
избирателей в ходе голосования запрещается. В целях исключения внешнего
контроля за волеизъявлением избирателей им предоставляется возможность
использовать кабины для голосования. Бюллетень получает лично избиратель,
он же его опускает в ящик[17].
Можно
сказать, что всеобщее
существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается
граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому
состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять
гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается
недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых
отношений). Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица,
содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть
законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу (ст. 64
Конституции). Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их
еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином
преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные
избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном
порядке является актом произвола.
Конституцией
и на ее основе
также избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществления
государственного права. Например, возрастной ценз (ст. ст. 80, части первая
и вторая Конституции), ценз оседлости (ст. 80, часть вторая ст. 92
Конституции), образовательный ценз (часть вторая ст. 116 Конституции),
служебный ценз (часть четвертая ст.92 Конституции)[18].
2.6. Право равного доступа к любым должностям в государственных
органах.
В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой
граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных
органах (ст. 39 Конституции), что нашло закрепление в Законе об основах
службы в государственном аппарате, законах о прокуратуре, милиции, о
судоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства.
Право
поступления на
Беларусь, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено
законами Республики Беларусь. Не допускается установление при приеме на
государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных
ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка,
социального происхождения, имущественного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям (Международный пакт о гражданских и политических
правах).
Но в
то же время не следует
система конкурсов, тестирований, собеседований. Так, Законом «О
государственной службе в Республике Беларусь» утверждается, что поступлению
на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на
занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное
испытание[19] при наличии соответствующего образования, опыта работы,
квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено
законом Республики Беларусь, а так же регулярные аттестации государственных
служащих.
Конкурс проводится соответствующим государственным органом,
имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым или
закрытым.
Открытый конкурс проводится после опубликования объявления о
проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств
массовой информации.
В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане
Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям,
предъявляемым при поступлении на государственную службу.
Закрытый конкурс проводится среди состоящих в кадровом реестре
государственных служащих.
Государственные служащие, впервые поступившие на
государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не
менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет
Информация о работе Политические права и свободы граждан Республики Беларусь