Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:40, контрольная работа
Согласно пункту 3 статьи 13 Конституции Российский Федерации «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийности».
Техническое совершенство принимаемых законодательных актов как принцип законодательной деятельности. Правила законодательной техники должны быть обязательными установлениями для законодателя.
В качестве принципа иногда выделяют своевременность осуществления правового регулирования и соответственно осуществления законодательного процесса как непременное условие появления законодательства, отвечающего потребностям общества и государства.6
В структуре федерального парламентско-президентского законотворчества с учетом решающей роли в процессе создания закона не только парламента (Федерального Собрания РФ), но и главы государства (Президента РФ) можно выделить несколько основных составных типовых частей. Такими основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта и продвижения его от замысла до того качественного состояния, которое позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются стадии.7
Катков Д.Б. и Корчиго Е.В. выделяют в законодательном процессе следующие основные стадии:
1) законодательная инициатива;
2)
предварительное рассмотрение
3)
рассмотрение законопроекта и
принятие закона
4)
рассмотрение и одобрение
5)
подписание и обнародование
Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:
1)
преодоление разногласий,
2)
повторное рассмотрение
Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.
Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.
Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения; Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения; Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.
Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
1)
проектов законов Российской
Федерации о поправках к
2)
законопроектов о внесении
3) поправок к законопроектам.
Законопроект
считается внесенным в
Вторая
стадия – предварительное рассмотрение
законопроекта. Законопроект, подлежащий
рассмотрению Государственной Думой,
направляется Советом Государственной
Думы в соответствующий комитет
палаты, который назначается
Законопроект по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов направляется Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний.
Обсуждение
законопроекта в комитетах
По поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет правовую экспертизу законопроекта.
Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.
Третья
стадия - рассмотрение законопроекта
и принятие закона Государственной
Думой. Рассмотрение законопроекта
Государственной Думой
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:
1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
2) отклонить законопроект;
3) принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки.
Законопроект вместе с поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.
В
начале второго чтения законопроекта
в Государственной Думе с докладом
выступает представитель
Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.
Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.
По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы.
Совет
Государственной Думы назначает
третье чтение законопроекта для
голосования в целях его
Федеральный
закон принимается
Принятый
Государственной Думой
Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.
Четвертая
стадия - рассмотрение и одобрение
закона Советом Федерации. Поступивший
из Государственной Думы федеральный
закон, федеральный конституционный
закон, одобренный закон Российской
Федерации о поправках к
Рассмотрение
принятого Государственной
По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный закон.
Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.
По
результатам рассмотрения принятого
Государственной Думой
Информация о работе Политические партии. Законодательный процесс в Федеральном собрании РФ