Политические партии. Законодательный процесс в Федеральном собрании РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Согласно пункту 3 статьи 13 Конституции Российский Федерации «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийности».

Работа содержит 1 файл

Конституционое право РФ .doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Техническое совершенство принимаемых законодательных актов как принцип законодательной деятельности. Правила законодательной техники должны быть обязательными установлениями для законодателя.

    В качестве принципа иногда выделяют своевременность осуществления правового регулирования и соответственно осуществления законодательного процесса как непременное условие появления законодательства, отвечающего потребностям общества и государства.6

    В структуре федерального парламентско-президентского законотворчества с учетом решающей роли в процессе создания закона не только парламента (Федерального Собрания РФ), но и главы государства (Президента РФ) можно выделить несколько основных составных типовых частей. Такими основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта и продвижения его от замысла до того качественного состояния, которое позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются стадии.7

     Катков  Д.Б. и  Корчиго Е.В. выделяют в  законодательном процессе следующие основные стадии:

     1) законодательная инициатива;

     2) предварительное рассмотрение законопроекта;

     3) рассмотрение законопроекта и  принятие закона Государственной  Думой;

     4) рассмотрение и одобрение закона  Советом Федерации;

     5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

     Наряду  с основными стадиями в законодательном  процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

     1) преодоление разногласий, возникших  между Советом Федерации и  Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

     2) повторное рассмотрение Государственной  Думой и Советом Федерации  законов, отклоненных Президентом  РФ.

     Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.

     Первая  стадия законодательного процесса – законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

     Согласно  ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения; Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения; Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

     Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные  органы), могут вносить законопроекты  через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

     Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную  Думу:

     1) проектов законов Российской  Федерации о поправках к Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов (далее -законопроектов);

     2) законопроектов о внесении изменений  и дополнений в действующие  законы Российской Федерации,  законы РСФСР, федеральные конституционные  законы и федеральные законы, либо о признании этих законов  утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;

     3) поправок к законопроектам.

     Законопроект  считается внесенным в Государственную  Думу со дня его регистрации в  Управлении документационного обеспечения  Аппарата Государственной Думы.

     Вторая  стадия –  предварительное  рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной  Думы в соответствующий комитет  палаты, который назначается ответственным  по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в другие комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

     Законопроект  по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов направляется Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний.

     Обсуждение  законопроекта в комитетах Государственной  Думы проходит открыто и может освещаться в средствах массовой информации.

     По  поручению Совета Государственной  Думы или ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной  Думы осуществляет правовую экспертизу законопроекта.

     Подготовленный  к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

     До  принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной  инициативы, внесший законопроект, имеет право: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

     Третья  стадия - рассмотрение законопроекта  и принятие закона Государственной  Думой. Рассмотрение законопроекта  Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.

     При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

     По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная Дума может:

     1) принять законопроект в первом  чтении и продолжить работу  над ним с учетом предложений  и замечаний в виде поправок;

     2) отклонить законопроект;

     3) принять закон.

     В случае принятия законопроекта в  первом чтении Государственная Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

     Поправки  к законопроекту, принятому в  первом чтении, вносятся субъектами права  законодательной инициативы в ответственный  комитет. Ответственный комитет  изучает и обобщает внесенные поправки.

     Законопроект  вместе с поправками к нему рассылается  Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права  законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной  Думы не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.

     В начале второго чтения законопроекта  в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном  комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

     Затем председательствующий выясняет, имеются  ли возражения против поправок, рекомендуемых  ответственным комитетом для  внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения.

     По  окончании голосования по поправкам  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии законопроекта  во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.

     Принятый  во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для  устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

     По  завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом  в Совет Государственной Думы.

     Совет Государственной Думы назначает  третье чтение законопроекта для  голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта  в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

     Федеральный закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Принятый  Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

     Если  принятый Государственной Думой  федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

     Четвертая стадия - рассмотрение и одобрение  закона Советом Федерации. Поступивший  из Государственной Думы федеральный  закон, федеральный конституционный  закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

     Рассмотрение  принятого Государственной Думой  федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения  заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

     По  результатам обсуждения принятого  Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный закон.

     Федеральный закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, считается  одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

     По  результатам рассмотрения принятого  Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. На очередном заседании Совета Федерации рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

Информация о работе Политические партии. Законодательный процесс в Федеральном собрании РФ