Политические партии. Законодательный процесс в Федеральном собрании РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Согласно пункту 3 статьи 13 Конституции Российский Федерации «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийности».

Работа содержит 1 файл

Конституционое право РФ .doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     1. Понятие, признаки  и виды политических  партий по федеральному  закону от 11 июля 2001 года.

     Согласно  пункту 3 статьи 13 Конституции Российский Федерации «В Российской Федерации  признается политическое многообразие, многопартийности».

     Правовая  основа деятельности политических партий на территории России установлена Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», одной из важных целей которого необходимо считать укрепление существующих партий, ориентацию их на создание сильных и многочисленных региональных отделений. Имеет определенное позитивное значение то, что упомянутый Закон стимулирует партии принимать участие в выборах, предусматривая основания для ликвидации «спящих», бездействующих партий.

     Согласно  Федеральному закону от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    В Федеральном законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Политическая партия как самостоятельная организационно-правовая форма общественных объединений указана в Федеральном законе "Об общественных объединениях" при внесении в него изменений и дополнений 12 марта 2002 г., до этого партии считались разновидностью общественных организаций. Выделение партий в особую организационно-правовую форму можно объяснить тем, что им отводится важная роль в политической и государственной жизни. В части создания и деятельности партии и общественные организации во многом похожи. Отличие партий от общественных организаций в следующем:

    1) в партии может быть лишь  индивидуальное членство физических  лиц, в то время как в общественных  организациях возможно также  и членство иных общественных  объединений - юридических лиц;

    2) в партию входят лишь граждане Российской Федерации, в общественных организациях их уставами может допускаться членство иностранцев;

    3) партия является только федеральной  организацией, в то время как  общественные организации могут  быть по территории деятельности  федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях);

    4) партия должна быть обязательно  зарегистрирована Федеральной регистрационной  службой, а существование общественных  организаций допускается и без  юридической регистрации.1

     В Федеральном законе «О политических партиях» указаны требования, которым должна отвечать политическая партия:

    а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при  этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

    б) в политической партии должно состоять:

    с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее 45 тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов политической партии;

    с 1 января 2012 года - не менее 40 тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов политической партии;

    в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения  и иные структурные подразделения  должны находиться на территории Российской Федерации.

    Закон говорит о том, что цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Однако основные цели партии названы в самом Законе: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на всех видах выборов органов государственной власти, выборных должностных лиц местного самоуправления, представительных органов муниципальных образований, участие в выборах, а также в работе соответствующих органов и должностных лиц.

    Основные  принципы деятельности политических партий

    1. Деятельность политических партий  основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

    2. Деятельность политических партий  не должна нарушать права и  свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской  Федерации.

    3. Политические партии действуют  гласно, информация об их учредительных  и программных документах является общедоступной.

    4. Политические партии должны создавать  мужчинам и женщинам, гражданам  Российской Федерации разных  национальностей, являющимся членами  политической партии, равные возможности  для представительства в руководящих  органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

     Для политических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность, что и для общественных объединений  в целом.

     Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых  направлены на осуществление экстремистской деятельности.

     Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

     Не  допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной  принадлежности.

     Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности понимается указание в уставе и программе  политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных  интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

     Политическая  партия не должна состоять из лиц одной  профессии.

     Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается  создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

    Не  допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

    Создание  и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных  государств и структурных подразделений  этих партий не допускаются.

    Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

    Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

    Лица, замещающие государственные или  муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной  или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

    Существует  множество критериев классификации  политических партий, что придает  определенную значимость тем или  иным элементам правового статуса  политической партии. Значение классификации  заключается в том, что она помогает законодателю более точно сформулировать требования, предъявляемые к условиям и порядку создания и прекращения политической партии, к их организационной структуре и деятельности в различных условиях.

    В Федеральном Законе «О политических партиях» от 08.12.1995 г. указано, что в Российской Федерации могут создаваться общероссийские политические партии, межрегиональные политические партии и региональные политические партии.

    Общероссийские  политические партии - это политические партии, которые имеют территориальные организации более чем в половине общего числа субъектов Российской Федерации с количеством членов в каждой не менее ста или получили поддержку более 5 процентов общего числа избирателей, принимавших участие в выборах федеральных органов государственной власти.

    Межрегиональные политические партии - это политические партии, которые имеют территориальные  организации не менее чем в  двух, но не более чем в половине общего числа субъектов Российской Федерации с количеством членов в каждой не менее десяти.

    Региональные  политические партии - это политические партии, которые действуют на территории одного субъекта Российской Федерации.

    Однако  в Федеральном законе «О политических партиях» от 2001 г. не выделены виды политических партий, следовательно, каждый автор предлагает свою классификацию.

    Например, Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. выделяют следующие классификации политических партий:

    1) по классовой природе:

     • рабочие: социал-демократические, коммунистические;

     • буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, компрадорской, торгово-ростовщической буржуазии;

     • средних слоев: демократические;

     • крестьянские;

     • межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции, националистические, конфессиональные, трибалистские (племенные);

     2) по средствам политической деятельности:

     • преимущественно парламентские;

     • преимущественно внепарламентского  действия;

     3) по отношению к существующему общественному строю:

     • революционные - стремящиеся к качественной реструктурализации общества;

     • реформистские - ориентированные на существенные количественные преобразования общества, но с сохранением его основных структур;

     • либеральные;

     • консервативные - стремящиеся к стабильному сохранению основных признаков существующей действительности;

     4) по типу организационной структуры:

     • кадровые;

Информация о работе Политические партии. Законодательный процесс в Федеральном собрании РФ