Политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, структура и функции политической системы общества................. 4
2. Виды политических систем................................................................................ 10
3. Место и роль государства в политической системе общества....................... 14
4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений ……………………………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Государство и право.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от конкретных целей  государственное регулирование  экономики, а вместе с ней и  социальной сферы в западных источниках классифицируется следующим образом.

      Экономическое регулирование. Оно подразделяется на регулирование с общими и частными целями. Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, на недопущение недобросовестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, развитие новых технологий и т.п.

      Социальное  регулирование преследует цель страхования  жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений  общественного порядка, оптимизации  рекламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения и т.д.

      В зависимости от форм государственного регулирования в западной литературе выделяются два его вида: политическое регулирование и так называемое "законодательно-административное" регулирование. Под "законодательно-административным" регулированием понимается практическая деятельность государственных органов по администрированию системы управления путем издания различных нормативных актов, а под политическим - государственное регулирование в области политики. Каждый из этих видов подразделяется в свою очередь на ряд направлений государственного регулирования.

      Так, законодательно-административное регулирование  подразделяется на такие направления, как законодательное регулирование предпринимательской деятельности; регулирование различных видов подготовительных процессов в предпринимательстве; регулирование рыночных отношений с помощью антимонопольного законодательства, регулирование, связанное с землепользованием отдельных лиц и организаций; административное регулирование цен; вмешательство государства в управление негосударственными предприятиями; регулирование всевозможных торговых операций; и др.

      Политическое  регулирование в зависимости от конкретной экономической ситуации в западной академической литературе подразделяется на такие направления, как специальный контроль над предпринимательской деятельностью государственных органов; регулирование посредством чрезвычайных экономических мер; регулирование посредством установления дополнительных налогов с предприятий; регулирование через обычные налоговые инспекции; и др.  

      Государственное регулирование в сфере экономики, равно как и в других сферах, имеет свои пределы.      Они обусловлены  различными   факторами.

                             

      Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и  иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Помимо всего прочего это неизбежно привело бы к угрожающему самому существованию государственной власти отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.

      Разумеется, учитывая интересы различных социальных слоев и групп, интересы правящих кругов и всего общества, государство  не может не считаться с тем, что  в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют, как минимум, две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, - тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию и тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя.

      Первую  из них обычно называют прогрессивной, иногда - революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органическое сочетание  их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов создают необходимую устойчивость государственному механизму, порождают определенный социальный баланс.

      В тех же случаях, когда государство  в силу каких-то причин не способно учитывать в равной мере данные тенденции, создавать проводимой им внутренней и внешней политикой необходимый для его нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находиться в постоянном кризисном состоянии, постепенно будет терять устойчивость и способность адекватно отвечать на вызовы со стороны окружающей его экономической и социально-политической среды.  В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные и пр.); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Заключение.

     Анализируя  различные точки зрения на понятие политической системы, рассматривая ее структурные элементы, можно  вывести следующие понятие  политической системы – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, посредством которых осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти, обеспечивается взаимосвязь общества и государства.

     Политическая  система состоит из следующих  подсистем:

     1. институциональная – государство, партии, группы давления, средства массовой информации, церковь и т.д.

     2. нормативная – политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы.

     3. коммуникативная – формы взаимодействия власти, общества и индивида.

     4. культурная – система ценностей, религия, ментальность.

     5. функциональная – средства и  способы реализации власти.

Политическая  система имеет ряд функций:

      1. функция политической социализации

      2. функция адаптации

      3. дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов)

      4. экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды)

     5. функция реагирования

      6.функция регуляции (контроль и регулирование)

     Для выполнения этих функций наиболее большими ресурсами обладает государство Поэтому она и занимает первое место среди всех институтов политической системы.                                                                                                                     Велика роль государства и в экономической сфере. Опираясь на право государство обеспечивает благоприятную среду в которой обеспечивается развитие  экономических отношений, их стабилизация и защита.

     «Говоря об экономической роли государства, следует решительно подчеркивать, что речь может идти о государстве выражающем интересы общества, проявляющем заботу о стране, в том числе заботу о ее будущности, а не о государстве, пекущимся о своем собственном существовании  и уж тем более, не о государстве, проводящем в жизнь меркантильные интересы отдельных лиц»10.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

1. Конституция  Российской Федерации

2.  Перевалов В. Д. Теория  государства и права. Учебник  для вузов. М.,  Норма 2007.

3. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.

4.  Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева В. М., 1994.

5.  Теория государства и права. Под ред. В. К. Бабаева  М., Юристъ 2004.

6.  Теория  государства и права.  Под ред. Н. И. Матузова М., Юристъ 2001.

7.  Теория государства и права. Под ред. М. Н. Марченко М., Зерцало 1998. 

10.Теория государства  и права. Под ред. В. В. Лазарева  М., Право и  закон, 2002.

11. Теория государства и права. Под ред. О. В. Мартышина. М., Норма 2007.

12. Теория  государства и права. Под ред. А. С. Мордовца. М.,  ЦОКР МВД РФ 2005.

    13. Политология.  Под ред. Н. И. Матузова М., Юристъ 1999. 
     
     
     

Информация о работе Политическая система