Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.
Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, структура и функции политической системы общества................. 4
2. Виды политических систем................................................................................ 10
3. Место и роль государства в политической системе общества....................... 14
4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений ……………………………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………
В зависимости от конкретных целей государственное регулирование экономики, а вместе с ней и социальной сферы в западных источниках классифицируется следующим образом.
Экономическое регулирование. Оно подразделяется на регулирование с общими и частными целями. Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, на недопущение недобросовестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, развитие новых технологий и т.п.
Социальное регулирование преследует цель страхования жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного порядка, оптимизации рекламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения и т.д.
В
зависимости от форм государственного
регулирования в западной литературе
выделяются два его вида: политическое
регулирование и так называемое "законодательно-
Так,
законодательно-
Политическое регулирование в зависимости от конкретной экономической ситуации в западной академической литературе подразделяется на такие направления, как специальный контроль над предпринимательской деятельностью государственных органов; регулирование посредством чрезвычайных экономических мер; регулирование посредством установления дополнительных налогов с предприятий; регулирование через обычные налоговые инспекции; и др.
Государственное
регулирование в сфере
Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Помимо всего прочего это неизбежно привело бы к угрожающему самому существованию государственной власти отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.
Разумеется, учитывая интересы различных социальных слоев и групп, интересы правящих кругов и всего общества, государство не может не считаться с тем, что в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют, как минимум, две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, - тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию и тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя.
Первую из них обычно называют прогрессивной, иногда - революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органическое сочетание их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов создают необходимую устойчивость государственному механизму, порождают определенный социальный баланс.
В
тех же случаях, когда государство
в силу каких-то причин не способно
учитывать в равной мере данные тенденции,
создавать проводимой им внутренней и
внешней политикой необходимый для его
нормальной жизнедеятельности социальный
баланс, оно неизбежно будет находиться
в постоянном кризисном состоянии, постепенно
будет терять устойчивость и способность
адекватно отвечать на вызовы со стороны
окружающей его экономической и социально-политической
среды. В числе объективных факторов, оказывающих
решающее влияние на определение пределов
государственного вмешательства в экономику,
в первую очередь необходимо указать на
экономические, социальные, политические
и иные условия, при которых осуществляется
процесс регулирования экономики; характер
доминирующих в обществе экономических
отношений (жестко централизованные, плановые,
рыночные, смешанные и пр.); уровень развития
общества, государства, права и экономики;
объективно существующие технико-юридические
возможности и пределы; существующие в
обществе традиции, обычаи, обыкновения
и пр.
Заключение.
Анализируя различные точки зрения на понятие политической системы, рассматривая ее структурные элементы, можно вывести следующие понятие политической системы – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, посредством которых осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти, обеспечивается взаимосвязь общества и государства.
Политическая система состоит из следующих подсистем:
1. институциональная – государство, партии, группы давления, средства массовой информации, церковь и т.д.
2. нормативная – политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы.
3. коммуникативная –
4. культурная – система ценностей, религия, ментальность.
5. функциональная – средства и способы реализации власти.
Политическая система имеет ряд функций:
1. функция политической социализации
2. функция адаптации
3. дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов)
4. экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды)
5. функция реагирования
6.функция регуляции (контроль и регулирование)
Для
выполнения этих функций наиболее большими
ресурсами обладает государство Поэтому
она и занимает первое место среди всех
институтов политической системы.
«Говоря об экономической роли государства, следует решительно подчеркивать, что речь может идти о государстве выражающем интересы общества, проявляющем заботу о стране, в том числе заботу о ее будущности, а не о государстве, пекущимся о своем собственном существовании и уж тем более, не о государстве, проводящем в жизнь меркантильные интересы отдельных лиц»10.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Перевалов В. Д. Теория
3. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.
4. Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева В. М., 1994.
5. Теория государства и права. Под ред. В. К. Бабаева М., Юристъ 2004.
6. Теория государства и
7. Теория государства и права. Под ред. М. Н. Марченко М., Зерцало 1998.
10.Теория государства и права. Под ред. В. В. Лазарева М., Право и закон, 2002.
11. Теория государства и права. Под ред. О. В. Мартышина. М., Норма 2007.
12. Теория государства и права.
13. Политология.
Под ред. Н. И. Матузова М., Юристъ 1999.