Политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, структура и функции политической системы общества................. 4
2. Виды политических систем................................................................................ 10
3. Место и роль государства в политической системе общества....................... 14
4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений ……………………………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Государство и право.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Политическая система  способна  эффективно  реагировать  на  возникающие требования при наличии у неё ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней  или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание её дистрибутивной функции.

     Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством  управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счёт применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

     Основное назначение политической системы состоит в ее организующем воздействии на общество.  «Чтобы выполнять свою организующую функцию, политическая  система  должна  отличаться  устойчивостью, стабильностью, высокими адаптивными способностями к меняющимся социальным условиям»4. Иными с ловами, политическая система должна быть жизнеспособной и эффективной. В рамках политической системы вырабатываются цели, задачи, пути развития общества, согласуются интересы различных социальных групп, обеспечивается безопасность и стабильность политического строя.  
 
 

          1. Виды  политических систем.

      

     Многообразие  политических систем, существующих в  современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и  функционирования оказывает влияние  множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий,  позволяющих  политическим  институтам  эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

      Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных признаков. Одна из первых классификаций исходит  из характера их взаимоотношения  с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. «Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем.»5. Открытые системы всегда тесно связаны с обществом благодаря  налаженным  механизмам  и  учету общественного  мнения.  Открытость позволяет политической системе быть гибкой, чутко реагировать на возникающие общественные потребности, приспосабливаться к меняющимся условиям. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и т.д.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем. Из исторического опыта можно сделать вывод, что открытые системы более актуальны в современном обществе.                               Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая  политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

     Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет  5  основных разновидностей:

     1. Либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности.

     2. Коммунистические системы,  или  авторитарно-радикальные,  ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости.

     3. Традиционные  политические системы,  опирающиеся  на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов.

     4. Популистские политические системы, преобладающие в  развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ.

     5. Авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

     В основу классификации политических систем может быть положен классовый  принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

       По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками  политического процесса   выделяют  4 типа  политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

     Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая  степень разделения политических ролей  и функций между участниками  политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д.

Власть  и влияние распределены между  различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует  в рамках однородной культуры, ориентированной  на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная  политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

     Доиндустриальные  и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных  политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

      Тоталитарные  политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.             

      Можно также выделить устойчивые и устойчивые политические системы. Устойчивые политические системы характеризуются высокими адаптивными способностями,  позволяющими им противостоять  неблагоприятным обстоятельствам (войнам, массовым беспорядкам, мятежам, экономическим кризисам). Институты устойчивой политической системы отличаются зрелостью, оптимальным взаимным сочетанием, согласованностью действий, основанных на единстве ценностей и конечных целей (одна их них - общественная стабильность). «В неустойчивых политических системах наблюдается незрелость социальных институтом, отсутствие налаженных механизмов, позволяющих разрешать конфликты интересов. Довольно часто политическая система оказывается неустойчивой вследствие доминирования в ней нелегальных элементов (например, активное влияние экстремистских сил)»6. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

3. Место и роль государства в политической системы общества.

      Политическая  система существует неразрывно с  государством, так как государство  является едва ли не самым главным  элементом политической системы. Это вызвано тем, что материя политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, и им необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества.

      Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.

       В историческом плане государство можно  считать первой политической организацией. Закономерно, что термин  «политика» и производные от него слова ведут  свое  происхождение от слова «полисы», которым древние  греки обозначали свои города-государства.

     Государство стало первой, но не последней и  не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.  И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Все это обусловлено следующими факторами.

     1. Государство выступает, прежде всего, как стабилизатор в отношениях между  различными  социальными  группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно сохраняет целостность человеческого общества, объедения вокруг себя различные слои общества. В конституциях оно стремится закрепить себя представится как государство всего народа, государство всех и для всех. Так преамбуле конституции Российской Федерации провозглашает: «Мы, многонациональный  народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся  государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности а свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем конституцию Российской Федерации»7.

     В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудием определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.   

  2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Информация о работе Политическая система