Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.
Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, структура и функции политической системы общества................. 4
2. Виды политических систем................................................................................ 10
3. Место и роль государства в политической системе общества....................... 14
4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений ……………………………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………
Политическая система
Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счёт применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.
Основное назначение
Многообразие
политических систем, существующих в
современном мире, указывает на то,
что на процесс их формирования и
функционирования оказывает влияние
множество факторов: исторические традиции,
культура, экономическое развитие,
зрелость гражданского общества, геополитические
условия и т.д. Преобладание тех или иных
факторов обусловливает их особенности
и неповторимость. Однако теоретический
и практический интерес представляет
то, что их сближает, позволяет выявить
роль универсальных механизмов и закономерностей
их функционирования. Практическое значение
классификаций политических систем состоит
в определении достаточности условий, позволяющих
Типология
политических систем осуществляется на
основе учёта различных признаков.
Одна из первых классификаций исходит
из характера их взаимоотношения
с внешней средой. По этому критерию
политические системы подразделяются
на закрытые и открытые. «Закрытые политические
системы имеют ограниченные связи с внешней
средой, невосприимчивы к ценностям иных
систем и самодостаточны, т.е. ресурсы
развития находят внутри таких систем.»5.
Открытые системы всегда тесно связаны
с обществом благодаря налаженным
Французский
политолог Ж. Блондель различает политические
системы по содержанию и формам
1. Либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности.
2. Коммунистические
3. Традиционные
4. Популистские
5. Авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.
По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса выделяют 4 типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д.
Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.
Европейско-континентальная
политическая система (страны Западной
Европы) отличается расколотостью политической
культуры, наличием внутри национальных
культур противоположных
Доиндустриальные
и частично индустриальные политические
системы имеют смешанную
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.
Можно
также выделить устойчивые и устойчивые
политические системы. Устойчивые политические
системы характеризуются высокими адаптивными способностями,
3. Место и роль государства в политической системы общества.
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Это вызвано тем, что материя политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, и им необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества.
Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства.
Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Все это обусловлено следующими факторами.
1.
Государство выступает, прежде всего, как
стабилизатор в отношениях между различными
В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудием определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.