Политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, структура и функции политической системы общества................. 4
2. Виды политических систем................................................................................ 10
3. Место и роль государства в политической системе общества....................... 14
4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений ……………………………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Государство и право.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

      Вместе  с тем между государством и  отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречии политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

      3. В ряду факторов, обусловивших  появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической  организацией экономически  господствующего класса.

      И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

      Классовый характер государства связывает  его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

     4. Государство является первым  результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность - форма бытия классового общества.

     «В  этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы»8.

     5. Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах оно предполагает, что только государство располагает возможностями воздействия на положение граждан, их групп во всех сферах жизни, т. е. заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, доходов от налогов и сборов оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

     Разумеется, здесь возникает масса противоречии, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

     6. Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

     Следует отметить, что в  условиях тоталитарного  политического  режима центральным элементом политической системы оказывается не государство, а партия. Поскольку тоталитаризм представляет собой идеократию (т. е. строй, в основе которого лежит монополизм какого-либо социального учения, идеологический диктат), а партия является источником господствующей идеологии, то именно в партии сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монополия на идеологию становится важной частью монополии на власть. Так, часть первая ст. 6 Конституции СССР 1977 г. гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Примерно такое же положение было в фашистской Италии и нацистской Германии.

     Вместе  с тем надо иметь в виду, что  при тоталитаризме партийный и государственный аппарат сращиваются, партия из общественной  организации трансформируется в государственный институт, приобретая при этом всю полноту государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений. 

        Для развития экономических отношений важное место занимает государство и право поскольку они оказывают правовое воздействие на данные отношения, стабилизируя и защищая их. 

      В научной литературе рассмотрению этому вопросу всегда уделялось особое внимание. И это не случайно, ибо от того, как понимается, а главное, как применяется механизм правового воздействия государства на  экономику, во многом зависят результаты его деятельности, результаты экономического развития страны.

      Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных  социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, в странах с высокоразвитыми рыночными  отношениями  преобладает  косвенное  вмешательство  государства  в экономику, так называемая рыночная модель построения экономики. В странах   со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики – государственная модель экономики.

      В государственной модели  регулирования экономики , мы имеем дело с преобладающим прямым вмешательством государства в сферу экономики. Государство при этом выступает не только в роли регулятора, но и в качестве непосредственного субъекта экономических отношений. Оно не только устанавливает, но и своими непосредственными действиями осуществляет содержащиеся в издаваемых им актах установки. Государство выступает, таким образом, одновременно и как исполнитель, и как регулятор разнообразных отношений, возникающих в сфере экономики.                                                         Разумеется, государство проявляется таким же двояким образом и во всех других случаях, практически при любой общественно-политической системе. Однако степень его регулятивной и непосредственно экономической деятельности, соотношение той и другой далеко не всегда бывают одинаковыми.

      Согласно   устоявшемуся  мнению  государственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений государственного управления. Основной смысл и содержание его заключаются в установлении и обеспечении государством  общих  правил  поведения (деятельности)  субъектов  общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

      Однако  только этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнениием требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.

      В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно  выступают органы государственной  власти и управления. В странах  общего права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права, субъектами государственного регулирования экономики могут выступать также и суды.

      Общепризнанными правовыми  формами   государственного  регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты. Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением, однако с двумя оговорками. «Первая. Зачастую не законы, а указы Президента, согласно сложившейся практике, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая процессы акционирования, приватизации и др. Весьма важным является то, чтобы эта практика всегда строго согласовывалась с ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, гласящей, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и что Президент только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

      Вторая  оговорка заключается в том, что  в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формами государственного регулирования. Они постепенно создаются  Конституционным Судом, и требуется  время для того, чтобы его решения  стали признаваться в качестве источников права»9.

      Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни общества являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы.

      С помощью данных средств государственного воздействия решаются не только вопросы  пополнения государственного бюджета, финансирования различных государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из менее приоритетной сферы экономики в более приоритетную.

      Путем использования данных средств решаются также вопросы привлечения или, наоборот, ограничения притока в  экономику страны иностранного капитала. Например, в России законодательные и исполнительно-распорядительные органы Российского государства приняли ряд нормативно-правовых актов, направленных на широкое привлечение в страну различных товаров из-за рубежа и иностранных инвестиций.                                                            Говоря о механизме государственного регулирования экономики, нельзя не обратить внимание на различные уровни государственного регулирования. В условиях федеративного государства, каковым является Россия, это прежде всего регулирование на уровне Федерации и отдельных субъектов Федерации.

      В западной юридической, социально-экономической  и политической литературе и практике вопросам государственного регулирования  экономики уделяется значительное внимание.

      Государственное регулирование экономики на Западе рассматривается в теории и на практике обычно в неразрывной связи  с социально-экономическим регулированием. Последнее предпринимается исключительно  в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.

      Предпринимаются также попытки выделения "чисто" экономического регулирования, касающегося  проблем себестоимости производимых товаров, их рыночных цен, проникновения  на рынок товаров, конкуренции и  пр.

Информация о работе Политическая система