Политическая КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы научного исследования. В конце XX — в начале XXI вв. резко активизировались экономические, социальные, политические процессы, происходящие как в отдельных странах, так и во всем мире. Ответом на динамичные изменения социальных систем являются процессы реформирования, всесторонне охватившие жизнь современных обществ. На сегодня реформа государственно-административной системы в Китае является одним из наиболее активно протекающих политических процессов. Изменения охватывают многие из элементов политической системы Китая — государство, правящую партию — КПК, другие политические партии и объединения, меняется поведение государственных служащих и сознание рядовых граждан, растет их активность, происходит смена ценностей, предпочтений и идеалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В КНР.
1.1 Особенности изучения политических систем в современной науке
1.2 Концепция политической модернизации и специфика ее использования для характеристики изменений в политической системе КНР.
1.3 Место и роль государственно-административной реформы в политической системе КНР.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В
КНР: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ.
2 Л Социально-исторические предпосылки реформы политической системы.
2.2 Содержание и этапы государственно-административной реформы в КНР.
2.3 Принципы осуществления изменений в органах государственной власти в КНР.
ГЛАВА 3. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В КНР.
3.1 Опыт государственно-административной реформы в КНР и его значение.
3.2 Проблемы государственно-административной реформы в КНР.
3.3 Перспективы развития реформы политической системы Китая.

Работа содержит 1 файл

Политическая система КНР.docx

— 77.43 Кб (Скачать)

Не менее значим круг источников, охватывающих официальные доклады, выступления и интервью политологов; выступления политических деятелей Китая, России19 и других стран.

К третьей группе источников относятся данные статистики, показатели изменений числа служащих, министерств, динамика внутреннего валового продукта и другая информация, позволяющая  следить за эффективностью проводимых мероприятий. В работе над диссертацией были использованы различные отчеты, справки, аналитические обзоры и  тому подобные материалы Государственного Совета КНР, Правительства РФ, различных  министерств в сети Интернет.

Богатый материал для анализа  представлен в периодической  печати КНР и РФ за 1978-2010 гг.

Среди китайских периодических  изданий особое место в свете  исследуемой темы занимают центральные  и региональные газеты: «Жэньминь  жибао», «Гуанминская Газета», «Газета  Пекинжибао»; «Бюллетень Пекинского административного  института»,

Административная трибуна», «Китайское административная управление», «Исследование политологии» и др.

Среди российских периодических  изданий важное место отводилось изучению центральных и региональных газет, таких как: «Российская газета»,

19 Международный научно-исследовательский  семинар «Российско-китайское взаимодействие  в политике, экономике, культуре  и образовании: опыт, проблемы, перспективы», посвященный Году Китая в России // Азиатско-тихоокеанский регион. Экономика,  Политика, Право. - 2007. - № 2. - С. 132-134.

Независимая газета»; журналов: «Власть», «Проблемы Дальнего Востока», «ПОЛИС», «Свободная мысль», «Мировая экономика и международные отношения», «Азия и Африка сегодня», «АТР: экономика, политика, сотрудничество».

В работе также использовались результаты экспертных опросов, опубликованных в СМИ.

Работа опирается на результаты социологического исследования, проведенного в ДВГУ 2005-2008 гг. Исследование осуществлялось на протяжении 5 лет.

Научная новизна работы определяется системностью подхода к изучению особенностей определенной части политической системы -государственно-административной системы в Китае и ее реформирования, предпринятого в 1978-2003 гг.

В ходе исследования были получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

1. Проведено комплексное  исследование проблем государственно-административной  реформы 1978-2003 гг. в КНР, включающее  в себя учет ряда факторов: исторических и актуальных, экономических,  социальных политических, культурных  и др.

2. При написании работы  введен в оборот новый фактический  и документальный материал, который  ранее не использовался в силу  того, что был опубликован только  на одном из языков - русском  или китайском. 

3. На основании анализа  курса и политики ЦК КПК,  политологической литературы, были  выделены ряд этапов в проведении  реформы в 1978-2003 гг. и дана их  характеристика.

4. Уточнено положение  о начале государственно-административной  реформы в КНР, а именно, обосновано  утверждение о том, что она  началась с 1978 г., а не позднее,  как считают ряд исследователей.

5. Впервые рассмотрен  накопленный опыт проведения  административно-государственной реформы,  проводимой в КНР, что может  быть использовано в России  и других странах. 

6. В научный оборотов  результате перевода ряда новых  материалов и документов с  китайского языка на русский,  впервые введены новые факты  по изучаемой проблеме.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Главной задачей государственно-административной  реформы в КНР в 1978-2003 гг. стало  приведение структуры и функции  органов исполнительной власти  страны в соответствие с потребностями  рыночных преобразований. Смысл  данной реформы заключался в  профессионализации, функциональном  и структурном сокращении, а также  в повышении эффективности органов  исполнительной власти КНР. 

2. Важнейшим принципом  реформы органов власти КНР  явилось требование руководства  ЦК КПК проводить ее в рамках  социализма с китайской спецификой. Установлены последствия и роль  преобразований в системе государственного  управления Китая на пути перехода  к свободному рынку. 

3. Первым шагом реформы  явилось сокращение количества  органов государственной власти  и изменение их функций в  условиях политической стабилизации  общества.

4. Основной причиной успехов  реформ, достигнутых в обществе, и, прежде всего, в экономике,  является то, что все преобразования  проходили в рамках социализма  с китайской спецификой, заимствования  же из западной практики и  теории реформирования производились  с учетом накопленного опыта  и конкретной ситуации.

5. Мероприятия, проводимые  руководством КНР в рамках  его стратегии государственно-административной  реформы, в основном достигли  поставленных целей в области  оптимизации структуры и функции  органов государственной власти  в соответствии с требованиями  рыночных реформ, однако привели  к неоднозначным результатам  в социально-экономической сфере. 

6. Государственно-административная  реформа в КНР 1978-2003 гг. -лишь  начало совершенствования всей  политической системы общества, она будет иметь свое продолжение  в изменении всех других элементов  системы - государства, партий, в  том числе и правящей КПК,  других политических объединений. 

Теоретическая значимость работы заключается:

• в развитии теоретико-методологического  уровня современных исследований политологических институтов, социально-политической концептуализации этого явления;

• в расширении эмпирической основы для теоретического анализа  комплекса политических проблем, •  особенно проблемы воздействия политических средств на всю систему общественных отношений и, прежде всего, на государственно-административную систему Китая;

• в том, что выявленные в ходе исследования общие тенденции  проведения административных реформ могут  быть конкретизированы и использованы в анализе процессов изменения  политической системы в целом, развития демократических начал общественной жизни.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается:

• в возможности,1 опираясь на данные, полученные в диссертационной  работе, усовершенствовать способы  практического реформирования политических институтов и средств исполнения политических решений;

• в том, что результаты работы могут найти применение в  образовании, управленческой деятельности, регионоведении.

Апробация работы.

Основное содержание и  выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры  истории и теории политики ВИМО

ДВГУ, нашли отражение  в публикации' 13-ти' научных статей, в содержании выступлений на китайских, российских и международных конференциях:

Международной конференции  «Российско-китайское взаимодействие в политике, экономике, культуре и. образовании: опыт, проблемы, перспективы», посвященной  Году Китая в России (Владивосток, 21-22 июня 2007 г.).

Международной конференции  «Современные проблемы науки и образования  в социокультурном пространстве АТР: материалы научной конференции  с международным участием». (Владивосток, 24 апреля 2009 года).

Россия-Восток-Запад. Проблемы межкультурной коммуникации. 4-я  международная научная конференция, посвященная Году русского языка  в Китае и 110- летию образования  ДВГУ (Владивосток, 2-4 марта 2009 г).

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы: источников и исследований, приложений.

Заключение диссертации по теме "Политические институты, процессы и технологии", Ван Чуньянь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проведенное исследование теории и практики государственно-административной реформы в рамках политической системы  Китая позволило решить поставленные в диссертации задачи.

Определив методологические и теоретические основы исследования политической системы удалось представить  ее как целостное, сложное образование, в центре которого находится деятельность государства. Состояние государственного аппарата, его эффективность и качество труда его служащих влияет на состояние дел в других сферах общества.

Современное общество претерпевает значительные перемены, что требует  постоянной работы по совершенствованию  деятельности государственного аппарата. Этот процесс может быть описан в  рамках концепции политической модернизации и применен для характеристики изменений  в политической системе КНР. Государственно-административная реформа, проводимая в КНР, является частью тех изменений, которые претерпевает вся политическая система общества и выступает как начальный  этап ее модернизации.

На основе проведенного исследования в диссертации сформулированы теоретические  и практические выводы в отношении  дальнейшего возможного пути развития административных реформ Китая в  современных условиях и обозримой  перспективе.

Исследование теории и  практики проведения административной реформы в современном Китае  и других странах, в том числе  и в России, позволили установить качественные изменения, которые произошли  за это время в государственно-административном управлении, а также выделить особенности  и оценить результаты осуществления  административной реформы. На сегодняшний  день можно говорить о том, что  реализация административной реформы  способствует улучшению китайской  системы государственного администрирования.

Административные реформы, которые- предпринимались в Китае, в общем способствовали прогрессу  административного управления. Результаты исследования показали, что в разных странах существуют различные экономические, политические и социальные условия  для проведения административных реформ, поэтому в каждой из них нужно  выбирать свой путь изменения административной системы в соответствии с поставленной целью. Можно говорить о разных моделях  реформирования административной системы.

Известно, что при определении  концепции и методов осуществления  реформы государственного управления необходимо учитывать социально-экономические, политические и культурные предпосылки, сложившиеся в стране. От этого  зависит успех преобразований и  перспективы реформаторской деятельности в плане экономического и политического  развития.

Спустя тридцать два года после начала проведения административной реформы в Китае, можно говорить о значительной роли выбора научной  концепции развития для построения гармоничного общества. Обоснованность проводимых преобразований с учетом особенностей восточной модели государственного управления, для которой характерно декларативное претворение реформы  сверху вниз, постепенное реформирование начиная от деревни до города, доминирование  экономики над политикой. Этим можно  объяснить успешность реформирования и экономический рост в Китае.

Сама практика административной реформы на нынешнем этапе, функционирование институтов государственной службы в демократических странах свидетельствуют  о том, что политическая активность государственных служащих должна быть ограничена: в государственных органах, как правило, не образуются структуры  политических партий и общественных организаций, государственные служащие защищены от попыток заставить их осуществлять какую-либо административную деятельность в интересах отдельных  партий, при исполнении служебных  обязанностей они обязаны руководствоваться  исключительно требованиями законов. На взгляд диссертанта, это важное положение должно найти свое отражение в законодательстве и практике реформирования.

В целом реализация административной реформы в Китае проходит успешно. Для него характерен постепенный  переход к более эффективным  способам управления путем усиления индивидуальной ответственности чиновников за выполнение государственных решений  и качественного оказания услуг  населению и бизнесу. Полученные данные позволяют использовать опыт Китая в других странах для  дальнейшей реализации переходной политики и совершенствования теории и  практики государственного управления.

Таким образом, в диссертации  доказаны те положения, которые выносились на защиту, а именно:

Главной задачей государственно-административной реформы в КНР в 1978-2003 гг. стало  приведение структуры и функции  органов исполнительной власти страны в соответствие с потребностям рыночных преобразований. Ключевой смысл данной реформы заключался в их профессионализации, функциональном и структурном сокращении, а также в повышении эффективности.

Важнейшим принципом реформы  органов власти КНР явилось требование руководства со стороны ЦК КПК  проводить ее в рамках социализма с китайской спецификой. Установлены  последствия и роль преобразований в системах управления Китая на пути перехода к свободному рынку.

Первым шагом реформы  явилось сокращение органов государственной  власти и изменение их функций  в условиях политической стабильности общества.

Основной причиной успехов  реформ, достигнутых в обществе, и, прежде всего, в экономике, является то, что все преобразования проходили  на путях социализма с китайской  спецификой, а если заимствования  из западной I I I практики и теории реформирования и происходили, то только с учетом накопленного опыта и учета конкретной ситуации.

Установлены практические последствия  вступления КНР в ВТО и его  влияние на государственное управление в КНР; выработаны предложения по стратегии и тактике подготовки к вступлению в ВТО.

Информация о работе Политическая КНР