Политическая КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы научного исследования. В конце XX — в начале XXI вв. резко активизировались экономические, социальные, политические процессы, происходящие как в отдельных странах, так и во всем мире. Ответом на динамичные изменения социальных систем являются процессы реформирования, всесторонне охватившие жизнь современных обществ. На сегодня реформа государственно-административной системы в Китае является одним из наиболее активно протекающих политических процессов. Изменения охватывают многие из элементов политической системы Китая — государство, правящую партию — КПК, другие политические партии и объединения, меняется поведение государственных служащих и сознание рядовых граждан, растет их активность, происходит смена ценностей, предпочтений и идеалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В КНР.
1.1 Особенности изучения политических систем в современной науке
1.2 Концепция политической модернизации и специфика ее использования для характеристики изменений в политической системе КНР.
1.3 Место и роль государственно-административной реформы в политической системе КНР.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В
КНР: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ.
2 Л Социально-исторические предпосылки реформы политической системы.
2.2 Содержание и этапы государственно-административной реформы в КНР.
2.3 Принципы осуществления изменений в органах государственной власти в КНР.
ГЛАВА 3. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В КНР.
3.1 Опыт государственно-административной реформы в КНР и его значение.
3.2 Проблемы государственно-административной реформы в КНР.
3.3 Перспективы развития реформы политической системы Китая.

Работа содержит 1 файл

Политическая система КНР.docx

— 77.43 Кб (Скачать)

Политическая  система КНР: государственно-административная реформа тема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02, кандидат политических наук Ван Чуньянь

Автореферат

Диссертация

Артикул: 404715

Год: 

2010

Автор научной работы: 

Ван Чуньянь 

Ученая cтепень: 

кандидат политических наук

Место защиты диссертации: 

Владивосток

Код cпециальности ВАК: 

23.00.02

Специальность: 

Политические институты, процессы и технологии

Количество cтраниц: 

192

Оглавление диссертации кандидат политических наук Ван Чуньянь

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В КНР.

1.1 Особенности изучения  политических систем в современной  науке 

1.2 Концепция политической  модернизации и специфика ее  использования для характеристики  изменений в политической системе  КНР. 

1.3 Место и роль государственно-административной  реформы в политической системе  КНР. 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В 

КНР: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ И  ПРИНЦИПЫ.

2 Л Социально-исторические  предпосылки реформы политической  системы. 

2.2 Содержание и этапы  государственно-административной реформы  в КНР. 

2.3 Принципы осуществления  изменений в органах государственной  власти в КНР. 

ГЛАВА 3. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В КНР.

3.1 Опыт государственно-административной  реформы в КНР и его значение.

3.2 Проблемы государственно-административной  реформы в КНР. 

3.3 Перспективы развития  реформы политической системы  Китая. 

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Политическая система КНР: государственно-административная реформа"

Актуальность темы научного исследования. В конце XX — в начале XXI вв. резко активизировались экономические, социальные, политические процессы, происходящие как в отдельных странах, так  и во всем мире. Ответом на динамичные изменения социальных систем являются процессы реформирования, всесторонне  охватившие жизнь современных обществ. На сегодня реформа государственно-административной системы в Китае является одним  из наиболее активно протекающих  политических процессов. Изменения  охватывают многие из элементов политической системы Китая — государство, правящую партию — КПК, другие политические партии и объединения, меняется поведение  государственных служащих и сознание рядовых граждан, растет их активность, происходит смена ценностей, предпочтений и идеалов. В связи с процессом  изменений, которые охватили все  китайское общество, самое пристальное  внимание исследователей и действующих  политиков уделяется тем реформам, которые охватывают государственно-административную область жизни общества.

Государство — было и  останется главным действующим  лицом политической жизни. Его воздействие  на экономику, а вместе с ней и  на другие области, еще долго будет  играть активную, преобразующую роль в обществе. Вместе с тем, структура  и функции государственного аппарата в условиях перехода к рыночной экономике  претерпевают коренные изменения, что  притягивает к себе внимание исследователей. В практическом отношении изучение процессов реформирования административной системы актуально для определения  путей и перспектив дальнейшего  совершенствования государственной  власти, выявления границ и методов  ее воздействия на экономику общества. В теоретическом плане предпринимаемое исследование позволяет уточнить многие концептуальные представления, отражающие процесс реформирования административной системы, до сих пор остающиеся во многом дискуссионными.

В работе рассмотрены теоретические  основы и практика проведения административной реформы в Китае. Сегодня особенно актуальным представляется оценить  полученные результаты и определить дальнейшую концепцию развития государственной  власти в Китае, чтобы своевременно определить значимые проблемы и найти  наиболее оптимальные пути их решения. Актуальность исследования тем более  возрастает постольку, поскольку процесс  реформирования административных систем не затрагивает только и исключительно  один Китай. Сходные процессы наблюдаются  и в других странах. Поэтому, опыт трансформации административной системы, накопленный в Китае за годы реформ, может служить предметом анализа  для науки в других странах, в  том числе и в России. Работа посвящена анализу реформы в  КНР, затрагивающей структуру и  деятельность государственно-административной системы, а также осуществляемым на ее основе экономическим, социальным и политическим преобразованиям.

Основными направлениями  административной реформы являются оптимизация структуры и функции  государственной власти в той  мере, в какой она выступает  как деятельность по управлению экономикой, а вместе с ней и другими  социальными процессами, повышение  эффективности работы всего государственного аппарата. Таким образом, значительный объем работы посвящен исследованию процессов реформирования административной системы государства в КНР. Прослеживается эволюция организации государственного аппарата, отмечаются особенности экстенсивной и интенсивной моделей развития системы органов исполнительной власти.

Степень научной разработанности  проблемы. Истоки знания о государстве, институтах власти, общественно-политическом идеале были заложены еще античными  философами (Платон, Аристотель), а также  древнекитайскими мыслителями.

Начиная с Нового времени  в области исследования государства  плодотворно трудились такие  ученые, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, Г.

Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр и  др.

Особое внимание проблемам  деятельности государства стало  уделяться в конце XIX, начале XX века. Так, Вудро Вильсон - будущий президент  США - своими трудами заложил основы современной теории государственного управления. В работе "Изучение администрирования" (1887 г.) он обосновал необходимость  выделения новой области знания, которую он предложил назвать - «наукой  администрирования», и подчеркнул, что она «будет искать способы  улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию  управления". Под влиянием идеи В. Вильсона ведущее место в политической теории заняли вопросы государственного управления.

Основные принципы государственного управления были разработаны в трудах классиков теории государственной  власти, к числу которых можно  отнести по праву М. Вебера, А. Файоля, Ф. Гуднау, JI. Уайта, Ф. Тейлора1 и других исследователей.

Первым ученым, который  дал систематизированный анализ государственной власти, был немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Его классическое исследование "Хозяйство- и общество" (1921) явилось отправной точкой для  современного изучения государственной власти. Концепция «рациональной бюрократии» Макса Вебера считается основополагающей в классической теории государственной власти. Наибольшую популярность в теории государственной власти получили "классическая школа" и "школа человеческих отношений". Представителями "классиков" являлись А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси. Приверженцы классической школы Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и Г. Фордр, рассматривали государственную власть как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных

1 Вебер М. Политика  как призвание и профессия. - М.: Прогресс, 1990. - С. 665.; Файоль А. Общее  и промышленное управление. - М., 1924. - С. 131-134.; Уайт Л. Теория эволюции  в культурной антропологии // Уайт  Л. Избранное: Эволюция культуры. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 582.; Тайлор Ф.  Принципы научной организации  труда. - M., 1925. http://ww\v.i-u.ru/biblio/archive/taylorprincipi/ 12.10.2007. затратах ресурсов2. В рамках  «концепции человеческих отношений»  были разработаны различные мотивационные  модели, которые используются в  теории государственной власти3.

Важный вклад в изучение проблем государственно-административной системы в Китае внесли многие китайские деятели и учёные: Гуань  Хайтин, Чжан Лижун, Лю И. и другие. Они  исследовали проблемы реформирования административной системы в Китае  и других странах4.

Чжан Гоцин, Ван Юйкай, Ху Вей, Ван Шисюн, Чжан Чжицзянь5,

2 Хилль В. Базисные  концепции исследований в менеджменте  // Проблемы теории и практики  управления. -1992.-№6.-С. 33-34.

3 Diesel P.M., Runyan W.M. Human Behaviour in the Organization. N.Y., -1971.

4 Гуань Хайтин. Сравнительный  анализ модели перестройки в  Китае и России // - Пекин: Изд-во  Пекинского увниверситета. - 2003.; Гуань  Хайтин. У Чуньфан. Динамика развития: регулирование и углубление моделей  перестроек Китая и России II - Пекин: Изд-во Пекинского, университета, - 2006.; История китайской политики  в XX веке / под ред. Гуань Хайтин. - Пекин: Изд-во Пекинского университета,

- 2002.; Чжан Лижун Сравнительный  анализ административного управления  в Китае и за рубежом // -Пекин:  Коммерческое изд-во, - 2002.; Лю И.  Административные реформы в современном  Китае // Власть. -2004, - № 8.; Лю И.  Административная реформа в России  и Китае: опыт сравнительного  анализа: внутренняя политика  государств // Вестник Московского  университета. Сер. 12. Политические  науки, - 2006. - № 2. - С. 69-75.

5 Чжан Гоцин. Размышления  о реформе административной системы  Китая // Гуанминская газета. - 1993. -21 февраля.; - 23 июня; Чжан Гоцин. Антиномия  централизации власти и передачи  властных правомочий местным  органам управления. Ценностные  ориентиры в выборе социальной  политики и эффективность деятельности  китайского административного управления  в новое время // Бюллетень Тяньцзиньского  административного института. - 2000. - № 1; Введение в административное  управление / под ред. Чжан Гоцин. - Пекин: Пекинское изд-во, 2000. Чжан  Гоцин. Современная реформа административной  системы в Китае // - Чанчунь:  Изд-во Цзилинского университета, 1994.; Китайская реформа административной  системы за последние двадцать  лет / под ред. Ван Юйкай. - Пекин:  Изд-во Чжунчжоуской классической  книги, 1998.; Ван Юйкай. Обзор и  размышления о реформе китайской  административной системы за последние двадцать лет// - Пекин: Китайское административное управление. - 1998. - N° 12; Ван Юйкай. От политического регулирования до обновления общественного устройства: обзор и размышления о реформе китайской административной системы за последние двадцать лет // Китайские государственные служащие. -1998. - № 10; Ван Юйкай. Новейшее развитие и заимствование опыта административной реформы в США // Исследование политологии. - 1998. № 4; Размышления о политическом развитии Китая / под ред. Ху Вэй.

- Наньчан: Изд-во Цзянсинкого  народа, 1996.; Ху Вэй. Правительственный  процесс // - Ханчжо: Жецзянское народное  изд-во, 1998.; Ху Вэй. Категория дуализма  политической функции: создание  условий реформирования систем // Общественная администрация и  человеческие ресурсы. - 1996. - № 4; Ху Вэй. На пути совершенствования  системы государственного регулирования  // Политика и право. -1995. - № 2; Ху  Вэй. Экономическая реформа и  реформирование политической системы  // Авангард общественных наук. - 1995. - № 2; Ху Вей, Ван Шисюн. Идеологическая  основа реформ китайской административной  системы и создания новой структуры  государственного управления // Исследования  политологии. - 1999. - № 3; Ван Шисюн.  Завершение третьей реформы китайской  административной системы // Трибуна  кадров КПК и административных  работников, - 1999. - № 11; Ван Шисюн,  Чен Чжован. Итоги административной  реформы 90-х гг.: осмысление цели  и определение стратегии реформирования // Нантинская социалистическая наука. - 2000. - № 7; Чжан Чжицзянь. Формирование  административной системы в соответствии  с социалистической рыночной  экономикой // Китайское административное  управление. - 1996. - № 10; Чжан Чжицзянь. Стратегический план и основные  задачи китайской административной  реформы // Административное и  социальное управление. - 1996. - № 12; Чжан Чжицзянь. Системы административного  управления и реформирование  органов // - Пекин: Большое энциклопедическое  изд-во, 1994.; Чжан Чжицзянь, Тан Техань. Воспитание государственных служащих  высокого уровня // -Пекин: Изд-во  Государственного административного  института. - № 142.

Нин Сао, Чжоу Чжижэнь, Ван  Хунин, Ван Юнчэн6 изучали проблемы стратегии, занимались выявлением основных задач, которые была призвана решить китайская административная реформа, выясняли условия формирования органов  государственной власти и ее действия в соответствии с социалистической рыночной экономикой.

Б о Гуйли, Чжан Чжаньбин, Чжан Синьгуан и ряд других исследователей изучали проблемы взаимодействия «центра» и «мест», возникшие в ходе реформ.

Чжан Канчжи, Бао Синьцзянь, Ян Синь, Ян Гуаньцюн8 и другие ученые исследовали влияние социалистической демократии на протекание административной реформы в Китае, ее перехода в  новое состояние.

Ли Гуйсянь, Пань Зохуа9 и  другие авторы анализировали причины  успеха поэтапного реформирования, властные полномочия и возможности влияния  китайского правительства на ход  реформ, исследовали условия выбора новой стратегии реформирования в будущем.

6 Нин Сао. Административные  модели и реформы // Новый кругозор. - 1998. - № 3; Чжоу Чжижэнь. История  и перспективы развития китайской  административной системы // Новый  кругозор. - 1996. - № 4; Чжо Чжижиань. История и перспективы китайской  административной реформы // Новый  кругозор. - 1996. - № 4; Чжоу Чжижэнь.  Оценка формальных и принципиальных  изменений в государственном  управлении // Китайское административное  управление. - 2003. - № 4; Ван Хунин.  Анализ административных экосистем // - Шанхай: Изд-во Фуданьского университета, 1989.; Ван Хунин. Стратегия административной реформы 90-х гг. в Китае // Газета Вэнхуй. 1992. - 26 июня; Ван Хунин. Двигатель и направление административного развития в Китае в девяностых годах // Тяньцзиньские общественные науки. - 1992.-№ 5; Ван Юнчэн. Необходимость выбора новой стратегии реформирования в будущем // Ежемесячный журнал изучения теорий. - 1998. - № 2.

7 Бо Гуйли. Взаимодействие  центрального правительства государства  с местными органами власти // -Чанчунь: Изд-во Цзшшнского университета, 1991.; Бо Гуйли. Динамика и новые  тенденции реформирования китайской  административной системы // Новый  кругозор. - 2003. - № 4; Чжан Чжаньбин. Укрепление власти в уездах: два  взгляда на реформу вертикали  властей // Газета времени учебы. - 2005. - 4 августа; Чжан Синьгуан. Ликвидация  областных городов и увеличение  уездов для создания нового  типа системы административного  управления в деревнях // Китайская  реформа. - 2005. -№ 12.

8 Чжан Канчжи. Усиление  значения моральных приоритетов  в выборе административной системы  // Бюллетень партийной школы фудианского  провинциального совета КПК. - 1998. - № 2; Чжан Канчжи. Административная  система нового правительства  // Китайское административное управление. - 2003. -№ 5; Бао Синьцзянь. Реформирование  административной системы для  установления социалистической  демократии // Социалистическое исследование. - 1993. - № 4; Бао Синьцзянь. Целевая  структура двух направлений китайского  реформирования административной  системы // Исследование общественных  наук. - 1994. - № 3; Ян Синь. Реформирование  китайской административной системы  по модели функционирования предприятий  // Бюллетень Чендуского педагогического  института. - 2005. - № 8; Ян Синь. Взаимодействие  процессов реформирования экономической  и административной систем // Обсуждение  теории. - 2005. - № 3; Ян Гуаньцюн. Современная  модель китайского административного  управления // - Пекин: Изд-во Пекинского  педагогического университета, 1999.

Информация о работе Политическая КНР