Политическая КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы научного исследования. В конце XX — в начале XXI вв. резко активизировались экономические, социальные, политические процессы, происходящие как в отдельных странах, так и во всем мире. Ответом на динамичные изменения социальных систем являются процессы реформирования, всесторонне охватившие жизнь современных обществ. На сегодня реформа государственно-административной системы в Китае является одним из наиболее активно протекающих политических процессов. Изменения охватывают многие из элементов политической системы Китая — государство, правящую партию — КПК, другие политические партии и объединения, меняется поведение государственных служащих и сознание рядовых граждан, растет их активность, происходит смена ценностей, предпочтений и идеалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В КНР.
1.1 Особенности изучения политических систем в современной науке
1.2 Концепция политической модернизации и специфика ее использования для характеристики изменений в политической системе КНР.
1.3 Место и роль государственно-административной реформы в политической системе КНР.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В
КНР: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ.
2 Л Социально-исторические предпосылки реформы политической системы.
2.2 Содержание и этапы государственно-административной реформы в КНР.
2.3 Принципы осуществления изменений в органах государственной власти в КНР.
ГЛАВА 3. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В КНР.
3.1 Опыт государственно-административной реформы в КНР и его значение.
3.2 Проблемы государственно-административной реформы в КНР.
3.3 Перспективы развития реформы политической системы Китая.

Работа содержит 1 файл

Политическая система КНР.docx

— 77.43 Кб (Скачать)

9 Ли Гуйсянь. Введение  в общественную административную-науку  // - Пекин: Народное изд-во, 2002.; Пань  Зохуа. Новое общественное управление  и определение целей административной  реформы в Китае // Бюллетень  Цзянсинского административного  института. - 2005. - № 1.

Изучая данные монографии и статьи, посвященные административной системе, можно прийти к выводу о  том, что, благодаря развитию теории государственного управления, в Китае  были успешно решены многие проблемы административной реформы. Данные ученые анализировали высказывания политических руководителей Китая, выясняли причины  сохранения бюрократизма и указывали  возможности его искоренения, они  выявили новые направления реформирования системы управления, уточнили цели административной реформы и наметили пути их достижения.

С конца XX века многие политологи Китая уделяли пристальное внимание изучению зависимостей между состоянием административной системы и эффективностью ее деятельности. Другие ученые занимались исследованием стратегии проведения административной реформы и направлений  ее развития. В центре их внимания находились пути совершенствования системы  государственного управления, результаты экономической реформы, совершенствование  деятельности администрации, взаимодействие центрального правительства, с местными органами власти. Часть ученых изучали  государственный строй развитых зарубежных стран. Это позволило  им выделить особенности модели административной реформы с китайской спецификой, обосновать усиление моральных приоритетов в выборе того или иного варианта реформирования государственного управления, влияние конфуцианства на этот выбор.

В начале XXI века китайские  ученые больше внимания уделяют процессу сокращения органов государственной  власти, а также возрастанию роли административных, служебных функций, уровню подготовки профессиональных госслужащих.

Весомый вклад в развитие теории государственного управления внесли российские ученые: Г.В. Атаманчук10. И.А. Василенко, А.В. Кива, В.В.

10 Атаманчук Г.В. Теория  государственного управления // - М.: Юридическая литература, 1997.; Государственное  управление (организационно-функциональные  вопросы) // - М.: Экономика. 2000.

Граждан, В.В. Лобанов11 и другие. Так, И.А. Василенко, А.В. Кива в своих  работах осуществили анализ моделей  административной реформы в России и Китае. По мнению авторов, России предстоит  пройти длительный путь реформирования политической системы, прежде чем она  превратится в современное демократическое  государство. Но этот же вывод мы можем  подтвердить и на примере Китая.

Е.С. Баженова, Н.Л. Мамаева, A.M. Григорьев, В.Г. Гельбрас, В.

1 "7

Кузнецова , рассматривая реформирование экономической и административной систем в Китае и в России, показали его итоги с разных точек зрения. Я.М. Бергер13 сосредоточил внимание на изучении китайской политико-административной реформы, обратив внимание на исторические условия, влияющие на выбор пути реформирования, на роль государственной власти в  проведении реформы и ее перспектив.

Всеволод Овчинников показал, что в Китае происходит «пятая модернизация», которая протекает  как политическая реформа, благодаря  чему

11 Василенко И.А. Административно-государственное  управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия // - М.: Логос, 2000.; Василенко И.А. Административно-государственное  управление как наука // Социологические  исследования. - 1993. - № 8; - 1994. - № 4; Она же. Менеджмент в государственных  организациях // Государственная служба. - 2000. - № 1; Кива А.В. Китайская  модель реформ // Вопросы истории. - 2002. - № 5.; Граждан В.В., Государственная  служба как политико-административная  власть // Власть. - 2001. - № 2; Лобанов  В.В. Административные реформы:  вызов и решения // Проблемы  теории и практики управления. - 1998. - № 1; Он же. Реформирование  государственного аппарата: мировая  практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики  управления. - 1999. - № 1; Он же. Управление  высшим административным персоналом (опыт Голландии и США) // Проблемы  теории и практики управления. -2000. - № 2.

12 Баженова Е.С. 30 Лет реформ  в КНР: итоги, проблемы, перспективы  // Азия и Африка сегодня. - №  2. 2009.; Мамаева Н.Л. Китайская Народная  Республика: 60 лет партийно-политических  преобразований. КПК и КПСС: некоторые  направления сравнительного анализа  // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 5; Гельбрас В.Г. 30 лет реформ  открытости Китая, http://revolution.allbest.ru/history/000702760.html 20.02.2008.; Гельбрас В.Г. Реформы в  КНР: проблемы оценки итогов // Мировая экономика и международные  отношения. - 1995. - № 7; Гельбрас В.Г. Экономические реформы в России и Китае: попытка сравнения // Азия и Африка сегодня. -1997. -№3.; Гельбрас В.Г. Экономические реформы в России и Китае: попытка сравнения // Азия и Африка сегодня. -1997. -№5; Он же. КНР: противоречивые итоги / В. Гельбрас, В. Кузнецова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1999. - № 8; Гельбрас В.Г. КНР: год суровых испытаний / В. Гельбрас, В. Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 8; Гельбрас В. Цена экономических успехов Китая // Вопросы экономики. - 2007. - № 4; Гельбрас В.Г. КНР: социальные последствия реформ и открытости // Азия и Африка сегодня. - 2008. - № 8; Гельбрас В.Г. 30 лет реформ открытости Китая // Общественные науки и современность. - 2009. - № 3.

13 Бергер Я.М. Перспективы  политической реформы в Китае,  Выступление на юбилейной конференции  в Институте стран Азии и  Африки при МГУ им. M.B. Ломоносова 7 ноября 2006 г.; Бергер Я.М. Административно-политическое  обновление государственной власти  в Китае (к итогам 1-й сессии  ВСНП 110-го созыва) // Проблемы Дальнего  Востока, - 2008, - № 3; Бергер Я.М.  КНР. Десятилетия поисков и  свершений // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 10.; Бергер Я.М. Китай  - глобальная держава XXI века? // Азия  и Африка сегодня. - 2006. - № 7; Бергер  Я.М. Фондовый рынок КНР /Я.  Бергер, В.Михеев // Мировая экономика  и международные отношения. - 2008. - № 6; Бергер Я.М. Перспективы  политической реформы в современном  Китае http: // www/centrasia.ru/newsA.php?st=1228555380 26.02.2008. в Китае создана современная  цивилизация14. Л.П. Делюсин, специально  исследовавший социализм с китайской  спецификой, доказал, что опыт  реформ Китая применим в других  странах15. Особое внимание он  уделил анализу идей Дэн Сяопина  и его роли в реформировании  китайского социализма, а также  возможным угрозам и рискам, вызванным  реформами в Китае. 

В.М. Михеев16 в своей работе проанализировал угрозы, риски, вызовы развитию Китая. В.М. Полтерович, Д.А. Смирнов, К.А. Кокарев исследовали ход политических реформ, выявляли идейные истоки и  эволюцию теории

17 переходного общества  в КНР. М.Л. Титаренко рассмотрел  реформы с точки зрения факторов, влияющих на проведение, характер  и достигнутые успехи.

Л.М. Гудошников18 изучил Конституцию  КНР, ее развитие в процессе исторических перемен, происходящих в Китае, ее влияние  на реформу государственно-административного  управления.

Как видно, вопросы развития административной системы, ее отдельных  элементов, их реформирования стоят  в центре внимания современной политологической науки. В то же время нельзя сказать, что все 

14 Овчинников В. Пятая  модернизация политические реформы  создали современный Китай // Российская  газета. - Федеральный выпуск №  3910 - 2005. - 27 октября. 

15 Делюсин Л.П. Китайский  капитализм или социализм с  китайской спецификой? // Свободная  мысль. -1993. - № 12; Делюсин Л.П. Что  для русских Китай? Россия и  современный мир, 1998. Вып. 4; Делюсин  Л.П. Китай: традиции и современность  / - М.: Изд-во Наука, 1976.; Делюсин Л.П.  Китай: полвека - две эпохи // -М.: ИВ РАН. 2001; Делюсин Л. П.  Дэн Сяопин и реформация китайского  социализма // - М.: Муравей, 2003.; Делюсин  Л.П. Китай в поисках путей  развития / М.: Муравей, 2004.; Делюсин Л.П.  Трудный путь к социализму // Азия  и Африка сегодня. -1989. - № 10; Делюсин  Л.П. Идеалы социализма и мировая  эволюция общества // Азия и Африка  сегодня. -1992. -№ 2; Делюсин Л.П. Кто тормозит реформы // Азия и Африка сегодня. -1992. -№ 9; Делюсин Л.П. Реформы идут. Леваки бьют тревогу // Азия и Африка сегодня. -1997. -№ 9; Делюсин Л.П. Китай на пороге XXI века // Власть. - 1998. - № 3; Делюсин Л.П. Полвека - две эпохи // Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 10.

16 Китай: угрозы, риски,  вызов развитию / под ред. В.М.  Михеева. - М.: Московский центр КАРНЕГИ, 2005.; Хилль В. М. Базисные концепции  исследований в менеджменте // Проблемы теории и практики  управления. - 1992. - № 6; Полтерович  В.М. Стратегии институциональных  реформ. Китай и Россия // Экономика  и математические методы / - 2006, - №  2; Смирнов Д.А. Идейные истоки  и эволюция теории модернизации  КНР. http://vvww.tellur.ru/~historia/archive/07/smirnov.htm 12.10.2007.; Кокарев К.А. К вопросу об  эволюции политической реформы  в Китае / Проблемы Дальнего  Востока, - 2004. - № 5.

17 Титаренко М.Л. Поступательный  характер китайских реформ: важный  фактор их успеха (звук). http://russian.cri.en/l/2008/10/18/ls259918.htm 18.10.2008.

18 Гудошников Л.М. Конституция  Китайской Народной Республики  в процессе исторических перемен  и реформ (к двадцатой годовщине  принятия действующей Конституции  КНР) // Проблемы Дальнего Востока. -2002. -№ 3; Гудошников Л.М., Поляков  В.П. Развитие конституционного  права Китайской Народной Республики (1988-2004 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. -2004. -№ 4; Гудошников Л.М. Реформирование  системы государственного управления  в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 4; Гудошников Л.М., Кокарев  К.А. Реформа государственного  аппарата КНР (90-е годы) // Китай  на пути модернизации и реформ. 1999. вопросы реформирования административных  систем решены в теории. Тем  более, много проблем возникает  при попытке реформирования отдельных  элементов административной системы.  Многие проблемы государственного  управления и пути его реформирования  носят дискуссионный характер.

Объектом диссертационного исследования является политическая система  КНР в период ее модернизации.

Предметом исследования выступает  государственно-административная реформа, осуществляемая в Китае с 1978 года по 2003 год, опыт ее проведения, проблемы и перспективы.

Цели и задачи исследования. Диссертационная работа предпринята  с целью установления основных характеристик  государственно-административной реформы 1978—2003 гг., проводившейся в КНР.

Для достижения указанной  цели в диссертационном исследовании необходимо решить следующие задачи:

- определить методологические  и теоретические основы исследования  политической системы; 

- выявить возможности  использования концепции политической  модернизации для характеристики  изменений в политической системе  КНР; 

- показать место и роль  государственно-административной реформы  в политической системе КНР;  выделить социально-исторические  предпосылки реформы политической  системы в КНР; 

- определить содержание  и этапы государственно-административной  реформы в КНР, дать им краткую  характеристику;

- указать принципы осуществления  преобразований в органах государственной  власти в КНР; 

- обобщить опыт проведения  государственно-административной реформы  в КНР; выделить проблемы реформирования  государственно-административной системы  в КНР; определить перспективы  государственно-административного  реформирования в рамках политической  системы КНР; 

Хронологические рамки исследования включают в себя период от начала реформ в 1978 до 2010 г.

Методологическая база исследования носит комплексный характер.

Для достижения цели и решения  поставленных задач в работе использовались следующие методы: институциональный (позволил рассмотреть политическую систему как определенную совокупность институтов, главную роль среди которых  играет государство), системный (предполагает анализ содержания реформ во взаимосвязи  всех их компонентов), структурно-функциональный (предусматривает исследование процесса проведения административной реформы, выяснения изменений, происходящих в структуре и функциях государственных  органов), сравнительно-сопоставительный (требует изучения мирового опыта, сопоставления  условий и попыток проведения реформ в Китае и других странах), и ряда других общенаучных методов  и методов социальных наук.

Автор работы стремился исследовать  тему в совокупности всех связей, в  контексте конкретной политической системы, в частности, КНР, с одной  стороны, а также эволюции и динамического  ее развития - с другой.

Источниковая база исследования. Решение задач диссертационного исследования стало возможным благодаря  исследованию широкого круга источников, прежде всего, официальных государственных  и партийных документов, изданных в КНР.

Наибольшую ценность для  понимания мотивов, целей, направлений  политического курса ЦК КПК в  его внутренней политике, представляют материалы XI - XVII съездов КПК, пленумов ЦК КПК, сессий ВСНП, различные постановления  и- законы, принятые органами государственной  власти.

Исследуя их, автор учитывал то обстоятельство, что официальные  документы как правило, являются концептуальной основой проводимого  политическим руководством курса на совершенствование административной системы.

Вторую группу источников составили речи и статьи руководителей  компартии и правительства Китая, в которых обосновывались цели развития общества и его отдельных сфер, в частности, политической системы, анализировался ход проводимых реформ, ставились задачи по повышению эффективности  преобразований.

Информация о работе Политическая КНР