Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа
Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации
Введение 2
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5
1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5
1.2 Механизм правового воспитания 12
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Задачей первого (оценочного) этапа, является проведение комплексного анализа криминогенной обстановки преступности несовершеннолетних города (района) в целях выявления степени его криминальной зараженности. Для этого используются такие методы, как анкетирование и интервьюирование школьников, консультирование с экспертами, делается анализ статистических данных преступности несовершеннолетних и пр. Как показывает практика, на данном этапе целесообразно проведение « круглых столов», в работе которых должны участвовать представители КДН, ОППН, администрации школ и других заинтересованных лиц. В ходе «круглых столов» делается общий анализ состояния преступности несовершеннолетних, что в будущем позволит выбрать необходимую тематику правовых бесед.
Второй этап работы- организационный. Задачей данного этапа является, во-первых, подбор кандидатов для проведения правовых бесед; во-вторых, составление тематики и конспектов проведения бесед, здесь же должна определяться периодичность их проведения. Указанная работа строится при непосредственном участии администрации учебного заведения, представителей КДН.
Подбор кандидатов для проведения правового воспитания в ДВЮИ МВД РФ проводится с учетом анализа, во-первых, его дисциплинированности, и, конечно же, его заинтересованности в реализации программы правового воспитания. Слушатели должны не только обладать хорошими познаниями в области правовых дисциплин, но и уметь в устной форме четко и ясно изложить материал.
Третий этап-рабочий. На нем решается основная задача- проведение правового воспитания. Как показывает пятилетняя практика организации правового воспитания, этот этап является наиболее сложным. Эффективность восприятия аудитории зависит от того микроклимата, который складывается на первых встречах. Начать беседу-это подлинное искусство, и оттого, как это сделает лектор, во многом зависит заинтересованность аудитории к восприятию подаваемой информации. Необходимо установить тесный психологический контакт между лектором и аудиторией. Для этого целесообразно использовать такие вариации построения бесед, как изложение материала – вопросы аудитории – ответы на вопросы либо вопросы лектора – ответы аудитории – изложение материала – выводы лектора. Оправданно использование в ряде случаев игровых элементов.
Контрольный этап предлагает подведение итогов правового воспитания. Эффективным способом решения данной задачи является проведение контрольного анкетирования. Опыт показывает, что у тех учащихся, которые прошли курс правового воспитания, во-первых, значительно повысился уровень правовых знаний, во-вторых, стало преобладать позитивное отношение к правопослушному поведению.
В заключение хотелось бы отметить, что
профилактика преступлений и правонарушений
является одной из важнейших задач и одновременно
составным звеном системы борьбы с преступностью
несовершеннолетних. При этом наиболее
эффективной признается ранняя профилактика
преступлений, связанная с обеспечением
благополучия нравственного развития
детей, а также оказанием помощи несовершеннолетним
из « группы риска».
§ 3. Показатели
эффективности правового воспитания
Эффективность правового воспитания определяется достаточно сложной и многоплановой системой оценок, складывающихся в обществе и государстве социальных отношений. Это связано с существованием должного количества действующих законов, обеспечением государством требуемого уровня законности и правопорядка, профессионализмом государственных служащих (и прежде всего юристов). На индивидуальном уровне эффективность правового воспитания связана с осознанием каждым гражданином необходимости правомерного поведения и личной правовой активностью в своей жизнедеятельности. В том числе оценке подвергается сформированное отношение к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Осознание уважения к праву переходить во внутреннюю потребность и привычку поддерживать интерес к происходящим в государстве изменениям в области правовой регуляции социальных отношений во всех сферах общества и государства. Дисбаланс между наличием права и возможностью его осуществления в своих интересах сводит к минимуму воспитательной потенциал права. В современных условиях социально-полезная активность личности становится важнейшим фактором общественного прогресса. В политике Российского государства для обеспечения достойной жизни и свободного развития его граждан.
Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностной ориентации.
Эффективность воспитательного действия права пропорциональна, с одной стороны, его содержательной части, с другой – уровню правосознания, общей и правовой культуры населения.
Главная цель правового воспитания –привитие правовой культуры. Она достигается путем формирования:
1)правовых знаний, умений и навыков;
2)правовых убеждений, сознательности;
3)высокой
социально-правовой активности
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодежью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищенности требует активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».26
Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.
У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (адвокатура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.
С долей большой уверенности можно сказать,
что учащиеся современных школ и вузов
не получают должного правового воспитания,
так что в ближайшие 30-50 лет в России не
может идти речи о правовом государстве
и гражданском обществе. Сейчас уже есть
позитивные результаты работы по правовому
образованию в некоторых школах, регионах,
коллективах России, но пока только на
уровне апробации. Механизмы правового
воспитания еще только разрабатываются.
Заключение.
Таким образом, из вышеизложенного материала работы, следует сделать следующие выводы.
Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания.
Следует заметить, если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов.
До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса.
После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей ПРАВА. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно правовоспитанный человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).
Важно свести к минимуму такие ошибки. Важно приучать население быть воспитанным
Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма- одна из проводимой в стране правовой реформы.
Одна из главных целей правового воспитания, как отмечалось в данной работе,- выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.
Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга:
"...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны «неправа», до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы».27
Весь процесс современного правового
воспитания должен быть направлен на достижение
указанных целей, формирование высоких
волевых качеств личности, способной защитить
добро от зла, право от «неправа», справедливость
от несправедливости.
Используемая литература
Информация о работе Показатели эффективности правового воспитания