Показатели эффективности правового воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

Содержание

Введение 2

Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5

1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5

1.2 Механизм правового воспитания 12

Глава 2. Институт правового воспитания: 15

2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15

2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18

2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23

Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28

Заключение 30

Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(25 страниц).doc

— 230.00 Кб (Скачать)

      Как и другие виды деятельности, юридическая деятельность и подготовленность ее кадров постоянно находится под наблюдением общественности. Открытость и гласность этой деятельности требует особого контроля и особого подхода к кадровому аппарату, специфических оценок работы ее сотрудников. На данный момент, по мнению руководителей государства и ведомств, общая оценка подготовленности к юридической деятельности невысока.

      Одной из причин неудовлетворительного состояния в сфере, связанной с юридической деятельностью, являются определенные субъективные факторы. Данная проблема была затронута Министром внутренних дел РФ Р. Наргалиевым.16                

          Но путем одного лишь правового воспитания вряд ли можно эффективно воздействовать на все существующие субъективные факторы неудовлетворительного состояния в сфере, связанной с юридической деятельностью. Правовое воспитание должно способствовать повышению правовой культуры юриста и развитию профессионального правового сознания,  а также профессиональных правовых или нравственно-правовых качеств.

        Обеспечение оптимальных условий для приобретения индивидом нравственно-правовых знаний, умений, качеств способствует формированию нравственно-правовой культуры как цели правовоспитательного процесса. Одним из таких условий является деятельное участие самого человека в этом процессе, активное стремление к их усвоению и закреплению. Поэтому не всегда правомерно утверждать,  что создание условий автоматически приведет к закреплению приобретаемых качеств на длительный срок. Органично присущими воспитуемому они могут стать только в том случае, если их значимость будет для человека осознанной и безусловной. В связи с этим предполагается непрерывное, планомерное развитие потребостно-мотивационной сферы. Только с помощью такого единства можно преобразовать знания в личные убеждения, сформировать навыки подлинно нравственного и правового поведения.

          Профессионалу мало быть юридически грамотным, необходима связь профессиональных знаний и функциональных обязанностей с внутренней нравственностью.

          Например, в практической деятельности специальных правоохранительных органов складываются такие ситуации, в которых требуется осуществить ответственный выбор одних правоохраняемых ценностей в ущерб другим. Значит, каждый правоприменитель должен найти оптимальное соотношение между правовым и нравственным оценочным подходом, что возможно при сочетании правового и нравственного воспитания сотрудников. С учетом того, что ценность- это одна из норм деятельности, которую должен самостоятельно определять субъект в некоторых ситуациях своей профессиональной активности. И здесь недопустим ни этический, ни профессиональный формализм.

        Необходимо затронуть вопрос о правовым воспитании в системе высшего и среднего специального образования, обеспечивающей подготовку профессиональных юристов., от которых в будущем в значительной мере будет зависеть реальное обеспечение прав и свобод человека, а также сказать о роли правового образования в учебных заведениях неюридического профиля. Потребность систематической юридико-воспитательной работы в данных учреждениях обуславливается тем, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

         Очень важно ознакомление с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой культуры выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества. А это прежде всего стабильное законодательство, традиции уважения к закону и ответственность перед ним, высокая правовая культура всех структур государственного  и социального механизма. Россия, к сожалению, похвалиться таким положением вещей пока не может.

         Юристы-профессионалы основную цель своей деятельности должны видеть в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, иными словами, в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемирово, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом. 
 
 
 

§ 2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 

       Кто же, собственно, воспитывает население? – само же население, общество.

Первоначальные  сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому  воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды.

        Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания – «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство».17

        Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа: Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь, Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет, Суды да пересуды доведут до остуды, Тяжбу завел - стал, как бубен, гол и мн. др. А раз так говорит народ – значит, так оно и есть! Это в большей мере относится к глубинке РФ. Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно – да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.

       Но народ действительно мудр – и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве: Правда всегда перетянет, Правда суда не боится, Судья праведный - ограда каменная, Закон не кол - не обтешешь. Если бы в умах закреплялись только такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее.

       Интересны, все-таки взгляды, выраженные в народных пословицах – некоторые из них разработаны и обоснованы теоретически в правовой идеологии. Проф. В.Д. Попков указывает на такие примеры: «Закон назад не пишется» соответствует правовому положению «Закон обратной силы не имеет», пословице «Незнанием закона никто не отговаривайся!» соответствует правовой принцип «Нельзя ссылаться на незнание закона»18.

        После того, как ребенок вышел из семьи и попал в ситуацию, когда необходима социализация – его воспитанием занимаются уже обученные профессионалы.

Для того, чтобы прививать дух права, создавать правосознание должно быть уважение прав ученика в школе. Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества.19 Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе.        

        Реально, конечно же, управление целиком и полностью лежит на взрослых, но ученики получают возможность участвовать в «политической» жизни школы, они обсуждают различные вопросы, их мнение через учителей передается на педсовет. Даже на уровне избрания двух выборных в коллегию – это уже участие в свободных тайных выборах, когда твой голос зачастую решающий – это твое политическое право. Можно быть уверенным, что этот школьник, вступив во взрослую жизнь не пропустит государственных выборов. Кроме того, начиная уже с 5-го класса до или после выборов, во время «агитации», школьники устно или письменно обосновывают, почему они отдают свой голос именно этому кандидату – голосуют ли они «сердцем, эмоциями», или «разумом», веря, что этот кандидат сможет принести пользу школе.

        На практике же управление школой коллегией с участием учеников – очень сложная задача. При этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей, четко распределить полномочия, определить что может стать результатом общего решения, а что – результатом решения только учителей, учеников или родителей?

        В той же школе на видном месте вывешен «Билль о правах школы», где обозначены права школьников, учителей и администрации, родителей учащихся. Неукоснительное соблюдение этих прав является кредо школы.

В стенах школы или любого другого образовательного учреждения большим правовоспитательным  потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного  языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика – школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. – все это влияет на правосознание человека.

          Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно – воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр. Конечно, дети и дошкольники не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений – но зато с радостью ходят с родителями на выборы и собственноручно опускают избирательный бюллетень в урну.

        Вообще, что касается школы, нами был замечен следующий момент: в школе принять прививать интерес учащихся к определенным предметам: естественного цикла, или точным наукам, или гуманитарным. Но редко (если это не специализированное учебное заведение) интерес прививается к праву как науке, учебной дисциплине, социальному явлению. Поэтому сравнительно низок уровень знаний абитуриентов юридических факультетов (без дополнительной подготовки). На наш взгляд школа должна прививать правовую грамотность в таком же объеме, как общую грамотность, общую воспитанность, общую культуру. Пока не существует федеральной программы правового воспитания (по словам уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина, сейчас только идет ее разработка и обсуждение в министерствах науки и образования).20 Следующие шаги могли бы этому способствовать:

- создание  и внедрение внутришкольных и региональных программ правового воспитания – как, например, программа «Учусь договариваться» г. Пермь - стремиться с системному правовому воспитанию;

- создание  условий всестороннего и конкретного обеспечения интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе;

- ориентировать  правовые знания на практическую  значимость, социализацию и социальную  адаптацию обучаемых.

          Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. На вооружение берутся СМИ, политические и правовые активисты (устраивают митинги, встречи, раздают брошюры юридического содержания для изучения, предоставляют различную, часто даже разоблачительную информацию в сети Интернет). Даже такие мероприятия, как организация экскурсий в Государственную Думу РФ и в региональные законодательные собрания, посещение открытых судебных процессов способствуют правовому воспитанию взрослого населения..

         СМИ и их роль в распространении правовой информации давно обсуждается на разных уровнях. Эксперты в области журналистики и юриспруденции, а также психологии и политологии вынуждены констатировать частый низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов.

       Журналисты различных информационных изданий и телевизионных каналов наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов – мало того, что они не соблюдают внутренние отраслевые нормы права и этики, так они еще и прививают свое отношение публике – особенно это характерно для региональных СМИ. Репортажи о правовой и политической ситуации толкуются субъективно, часто безграмотно даже с точки зрения юридической терминологии, грамматики. Определенные слои населения (пенсионеры, домохозяйки) склонны доверять отдельным репортерам, считая их мнение компетентным, часто полагаясь на внешние и эмотивные симпатии. Люди же грамотные, юридически образованные сразу замечают такого рода ошибки. Некачественные, непроверенные материалы, распространяемые СМИ, подрывают доверие не только к конкретной публикации и данному изданию, но и вызывают негативное отношение к средствам массовой информации и журналистскому сообществу в целом.

Информация о работе Показатели эффективности правового воспитания