Показатели эффективности правового воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

Содержание

Введение 2

Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5

1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5

1.2 Механизм правового воспитания 12

Глава 2. Институт правового воспитания: 15

2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15

2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18

2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23

Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28

Заключение 30

Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(25 страниц).doc

— 230.00 Кб (Скачать)
>          Существует еще одна проблема. Располагая сенсационной, «горячей» информацией, обладатель ее подчас руководствуется своими мотивами и целями, используя средства массовой информации для манипулирования общественным мнением. А безответственность и самонадеянность, легкомыслие журналистов и редакций СМИ способствуют этому. Поэтому информация, правовая в том числе, распространяется под видом слухов, затем широко обсуждается в массах, и как результат – укрепляется в сознании.

Итак, основными  проблемами правовоспитательного процесса в Российской Федерации можно  назвать:

- отсутствие  доступа к правовой информации  на разных стадиях обучения;

- укрепление  в сознании «бытовых» воззрений  на право; 

- нежелание  самих граждан к правовому  самовоспитанию (отсутствие мотивации,  отсутствие веры);

- переизложение  правовой информации СМИ, неверное  ее толкование и подача;

- отсутствие  единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.

В связи  с последним пунктом интересен  опыт соседнего с нами государства  – Казахстана. В целях юридического воспитания граждан Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 21 июня 1995 года принято постановление «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». Перед государственными органами была четко определена программа правового всеобуча, и его задачи:

- формирование  высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры  и социальной активности;

- получение  учащейся молодежью специальных  правовых знаний в процессе  подготовки к избранной трудовой  деятельности;

- ранняя  профилактика правонарушений.

Правовой  всеобуч является средством воспитания граждан в духе уважения к закону, призванным помочь всем получить необходимый  минимум правовых знаний для выполнения профессиональных и общегражданских  обязанностей. Правовое воспитание населения  проводится по различным формам правового обучения, как Школы правовых знаний, семинары, круглые столы, деловые игры, диспуты, дискуссии и пр.

        Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане Республики Казахстан должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять свои права и обязанности и учиться защищать свои права.

Гражданин, обладающий правовой культурой, выражает это в обществе через толерантность, собственное достоинство, активную гражданскую позицию. Он в курсе тех проблем, которыми живут его страна, мир, и в меру своих возможностей содействует их решению.21

        Основными принципами праворазъяснительной работы в Республике Казахстан являются системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.

        Следует отметить, что проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления, на настоящий момент, уделяется недостаточно внимания. И причина не только в недооценке степени ее серьезности, но и затягивание разработки, принятия соответствующих нормативных актов и создания действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем, комплексные, и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан – всех возрастов и профессий, а не только детей (будущие поколения), в противном случае, не может идти речь о результативности правового воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 

       Анализ проблем преступности несовершеннолетних и ее профилактики свидетельствует о необходимости формирования общественно полезного сознания у несовершеннолетних. По справедливому замечанию доктора психологических наук Б.Г. Ананьева, последнее «складывается под влиянием социальной среды и воспитания». При этом надо учитывать, что несовершеннолетие, как возраст, «не только форма выражения объективных границ периодизации исследуемой категории людей, но и признак- мера оценки накопленных со временем общественно значимых свойств личности». 22

       В этом жизненном периоде несовершеннолетние, как правило, обладают незначительным набором социальных позиций, что объективно ограничивает уровень их притязаний и создает опасность конфликтов между их субъективными притязаниями и объективной возможностью их правомерного удовлетворения. Незначительный жизненный опыт может быть одной из причин аморальных устоев подростка. Ограниченный возрастом опыт межличностного общения может иметь своим последствием, в зависимости от характера и темперамента подростка, либо неуемное стремление к самоутверждению и лидерству, либо, наоборот, к конформизму, некритическому отношению к окружающим. У несовершеннолетних часто отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, нравственный максимализм, бескомпромиссность, негативизм, некритичность, несобранность внимания, внушаемость и т. п. Особенно несовершеннолетним свойствен конформизм, т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образу, обладающему наибольшей силой давления.

         В целом период становления личности несовершеннолетнего характеризуется отсутствием достаточного социального  опыта, несформированностью  твердых нравственных позиций, при одновременном стремлении к самостоятельности, к самоутверждению и т.д. Все это и другие возможные особенности могут стать причиной или условием конфликтных ситуаций, которые заканчиваются совершением преступных действий.

         Анализируя вышеназванные особенности, приходишь к убеждению, что девиантное  несовершеннолетних во многом представляет собой последствие различных дефектов социализации личности правонарушителей во взаимодействии с их психофизиологическими особенностями и с теми ситуациями, в которых они оказались.

        Данное положение свидетельствует о том, что формирование законопослушного гражданина во многом зависит от укрепления и оздоровления правового воспитания несовершеннолетних. В свою очередь отрицание несовершеннолетним правовых предписаний может привести к криминализации его поведения. Таким образом, социальная опасность правового нигилизма заключается в том, что он затрудняет, искажает или блокирует процесс социализации личности.

Вышеназванное обстоятельство подтверждается результатами проведенных криминологических  исследований, которые свидетельствуют  о связи между правовой запущенностью  и фактами преступного поведения подростка. Так, согласно опросу, 52% несовершеннолетних вообще не задумывались над вопросом взаимоотношений с законом. А основным источником знаний об уголовном праве для многих стали микросреда района проживания, ближайшее окружение данных лиц (родственники, друзья). Каждый пятый при этом считает, что быть судимым или носить знаки принадлежности к преступному миру- знак особой доблести. А каждый десятый из опрошенных полагает, что этот факт дает право на положение «сильного» в обществе.

         Как отмечают специалисты, мерами, направленными на оздоровление и укрепление правового сознания несовершеннолетних, могут стать: привитие еще с дошкольного возраста уважения к основным (общечеловеческим) ценностям; воспитание уважения к индивидуальной самобытности человека и его взглядам; внушение уважения и чувства ответственности за судьбу нации, страны, ближайшего окружения.

         При этом следует иметь в виду, что социализация личности - это процесс обретения индивидом с помощью государственных и иных структур, семьи, других малых обществ и граждан мировоззрения и иных  социальных качеств, необходимых для нормального образа жизни. Социализация личности- длительный процесс, который приходится в первую очередь на несовершеннолетний возраст.

         Особое место в социализации личности несовершеннолетнего должно отводиться правовой социализации, поскольку знание и уважение правовых норм создает предпосылки для правомерного поведения. По мнению психологов, правовая социализация- это часть общего процесса социализации, представляющая собой процесс усвоения, принятия и реализации личностью правовых ценностей общества: правовых представлений, воззрений, идей, правовых чувств, эмоций, оценок моделей и норм поведения.23 Это процесс, где, с одной стороны, общество, окружающая среда, референтные группы, правовая практика определяют позитивную или негативную направленность процесса правовой социализации, а с другой стороны, личность активно и избирательно воспринимает внешние воздействия, способствуя либо тормозя процесс правовой социализации. При этом внешние нормативы должного поведения входят в сознание личности, оформляясь в определенную ценностно-нормативную модель поведения входят в сознание личности, оформляясь в определенную ценностно-нормативную модель поведения, более или менее отвечающую общепринятой модели ценностей. В ходе правовой социализации несовершеннолетним усваиваются критерии оценки юридически значимых ситуаций, складывается определенное отношение к правовым явлениям, вырабатываются навыки и формируется готовность к правовому поведению. Таким образом, правовая социализация- многоплановый двусторонний процесс, имеющий вместе с тем несколько основных элементов. В науке принято выделять три базовых элемента правовой социализации:

        Овладение, усвоение, познание правовой информации. Такую информацию подросток получает как стихийно, так и организованно. Элементы стихийной передачи свойственны непосредственному социальному окружению, родственникам, друзьям. Организованно правовую информацию доводят до личности государство, законодатель, школа, воспитательные организации, средства массовой информации. Роль организованно получаемой информации особенно велика, если речь идет об управлении и воздействии на процесс социализации несовершеннолетних. Здесь программа правовой информации органично связана с проблемой правового обучения и правового воспитания.

        Личностные восприятия правовых ценностей. В реальной действительности оно может иметь различные формы: от эмоциональной реакции на то или иное правовое явление до аргументированной позитивной или негативной оценки правовой нормы или практики ее применения. Личностное принятие правовых ценностей может означать и степень сформированности других черт индивидуального правосознания: эмоциональных, рациональных, волевых. В этой связи особое значение приобретают такие показатели, как самоконтроль и саморегуляция, входящие в систему формирования способностей несовершеннолетних. Правовое воспитание в этой системе способствует утверждению воззрений на государство и право, на гражданина и его правовой статус, на охраняемые законом общественные интересы и ценности. Правовое воспитание способствует выбору несовершеннолетним общественно полезных целей, принятию позитивных решений и совершению общественно полезных поступков.

         Воплощение в поступках и действиях личности правовых идей, принципов и императивов. Это практическая реализация усвоенных и личностно принятых правовых ценностей. Это этап проверки жизнью того, насколько успешно протекает процесс социализации. Поступки и действия- вот действительный критерий социализации личности.

        Исследования показали несформированность и искажение указанных критериев у несовершеннолетних правонарушителей встречается во всех трех элементах, что в будущем создает предпосылки противоправного поведения.24

Безусловно, органы общего и профессионального  образования обязаны содействовать  полноценному развитию подростка как  личности, его умственных и физических способностей: вовлечение его в процесс  образования как активного и подлинного участника, а не стороннего наблюдателя. В то же время анализ существующей программы преподавания правовых знаний в общеобразовательных школах и ПТУ позволяет прийти к выводу о том, что она не отвечает требованиям сегодняшнего дня ни по объему, ни по содержанию. Во-первых, в последнее время происходят значительные изменения в национальном законодательстве. Во-вторых, в действующих программах правового воспитания учащихся не учтены социально-экономические особенности развития нашего региона. В-третьих, в школах наблюдается острая нехватка специалистов, которые бы не только разбирались в юридических аспектах правового воспитания, но и владели бы информацией о криминологической ситуации в стране, регионе, учебном заведении.

           Для обеспечения указанной программы кафедрой уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института МВД РФ разработана и апробирована на практике программа правового воспитания учащейся молодежи с участием в ее реализации слушателей  ДВЮИ МВД РФ. Работа в этом направлении ведется с 1996 года и проходит на базе курсантского научного общества ( КНО) ДВЮИ МВД РФ. За пятилетний период существования программа охватила порядка 70 общеобразовательных средних учебных заведений г. Хабаровска, а также Центр по коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

        Опыт организации правового воспитания показывает, что указанная программа должна строиться поэтапно. При этом этапы правового воспитания должны быть тесно связаны между собой и в то же время отличаться задачами, стоящими перед каждым этапом.

          В зависимости от характера решаемых задач, организацию правового воспитания целесообразно подразделить на четыре этапа: оценочный; организационный; рабочий; контрольный.25

Информация о работе Показатели эффективности правового воспитания