Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа
Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации
Введение 2
Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5
1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5
1.2 Механизм правового воспитания 12
Глава 2. Институт правового воспитания: 15
2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15
2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18
2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23
Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
-правовое воспитание
-воспитательное
воздействие, осуществляемое
Использование
рассмотренных форм правовоспитательного
процесса позволяет гражданину преобразовывать
его обыденный жизненный опыт в первоначальное
правовое представление о регулировании
социальных отношений в обществе и государстве.
Дальнейшее развитие правовых знаний
создает предпосылки к формированию системы
правовых знаний и умения их применять
в различных жизненных ситуациях.
§ 1.2 Механизм
правового воспитания
Для того чтобы запустить механизм правового воспитания в каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридических знаний другим лицам, например, родственникам, друзьям, коллегам – зная как поступить в той или иной ситуации нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию. Для разъяснения юр. вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действующего совета или разъяснения. В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги – но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения и образования.
Механизм воспитательного действия права характеризуется особенностями объекта, функциональной направленностью, своеобразием связей его элементов.
Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Это формы, средства и методы правового воспитания.
Формы правового воспитания, по мнению В.П. Зенина, Н.И. Козюбры, В.В.Оксамытного - это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которых ниже указанные субъекты проводят работу по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность.12
В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания:
1. формирование
правосознания и правовой
2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;
4. самовоспитание;
5. выпуск
и распространение через
6. осуществление
правовой пропаганды
7. создание
общедоступных компьютерных
Методы правового воспитания - это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.13
Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами): убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение, наказание.
М.И. Козюбра пишет, что метод убеждения предполагает влияние на сознание и волю человека способами морального характера. Вследствие такого влияния, лицо, на которое направлено убеждение, воспринимает волю убеждающего как свою личную, у него формируются взгляды, отвечающие взглядам убеждающего, они приобретают форму моральных мотивов деятельности.14
Метод принуждения - столь же неотъемлемый элемент процесса правового воспитания.
Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов правовоспитательного процесса, формирования законопослушного поведения.
Убеждение и принуждение являлись основными методами правового воспитания в советский период, а точнее - их “умелое сочетание”.
В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь взаимосвязанных звеньев: Общественное правосознание, систему норм права, формы и средства правового воспитания, правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в общественном правосознании.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм. Рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политио-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.
Третий элемент- это средства правового воспитания. Они делятся на:
-материальные
(нормативные и
-устные
(лекции, семинары, беседы и т.п.)
Глава 2.Институт правового воспитания
§ 2.1 Правовое
воспитание в системе профессиональной
подготовки юристов
Специфической целью правового воспитания в рамках профессиональной группы, связанной с юридической практикой, является формирование юридического мировоззрения. Было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни, каждая профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека. Проблемы узости понимания профессионального правосознания не являются для российской юриспруденции абсолютно новыми. В исследовании, проведенном В.А. Щегорцовым, приводится более широкая трактовка этого явления как «дополнительных правовых знаний, обусловленных спецификой конкретной профессии, а также более широкое и глубокое знание законов, тех отраслей права, с которыми чаще приходится сталкиваться по долгу работы».15
Подобное профессиональное мировоззрение способствует формированию определенного отношения к праву, законодательству, правовым явлениям вообще. Правосознание профессиональной группы является отражением правовой практики, в которую включена социальная общность. Вследствие этого возникает вопрос: в чем же отличие профессионального правосознания работников правовой сферы от правосознания иных лиц, профессионально задействованных в общественной жизни?
Как правило, деятельность последних не имеет чисто юридической направленности, но тесно связана со сферой действия права. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируется в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.
Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут выполнять только юристы, а именно: установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в конкретном случае; издание правоприменительного акта.
Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.
В зависимости
от предмета подготовки отражения в
правосознании юриста образуются сферы,
соответствующие различным
В процессе правовой подготовки в правосознании юриста формируются базовые стереотипы в отношении тех норм права и элементов правовой действительности, которые будут иметь в дальнейшем важное значение именно для данной деятельности.
Особенности правового разума и правовых чувств юристов выражаются в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования. Снятию или нейтрализации противоречий, возникающих в процессе применения права.
Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. В самом общем виде результаты конкретно-социологических исследований профессионально-правового сознания юристов свидетельствуют о том, что, с одной стороны, специфика их правосознания проявляется в устойчиво положительных характеристиках, особенно по сравнению с полярной группой, а с другой – деформации их представителей иных групп. Имеют место раздвоенность и внутренняя противоречивость сознания, выражающиеся, в частности, в возможности противопоставления законности и целесообразности, в допустимости нарушений законности «в интересах дела», в умалении роли и значения прав, свобод и законных интересов личности.
Правоприменительные органы должны конкретизировать общие предписания правовых норм относительно конкретной жизненной ситуации. Правосознание работников этих органов влияет на качественность выносимых актов применения права. Любые деформации правосознания могут негативно отразиться на истинности и правомерности принимаемых юридических решений. Поэтому правосознание- это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.
Информация о работе Показатели эффективности правового воспитания