Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть отличительные черты частного и публичного права.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и соотношение частного и публичного права;
- рассмотреть публичное право как область власти и подчинения;
- рассмотреть частное право как основа предпринимательства и рыночных отношений.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и соотношение частного и публичного права...................................4
2. Публичное право как область власти и подчинения…....................................9
3. Частное право как основа предпринимательства и рыночных отношений.18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных правовых актов и литературы…………………........30
В заключении подведем итоги проделанной работы. В ходе написания работы мы выяснили, что деление права на частное и публичное, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно - его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различают общее право и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.
Суть указанного разделения состоит в том, что в любой системе права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).
Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами - предметы правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170 - 228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел.
Частное право связано в первую
очередь с возникновением и развитием
института частной
Частное право - это совокупность правовых
норм, охраняющих и регулирующих отношения
частных собственников в
Публичное же право составляют нормы,
закрепляющие и регулирующие порядок
деятельности органов государственной
власти и управления, формирования
и работы парламентов, других представительных
и правительственных
Разумеется, указанные функции, в конечном счете, тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено.
В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.
В настоящее время, когда признана
и законодательно закреплена частная
собственность, когда Россия взяла
курс на рыночные отношения, легализация
частного права стала естественной
и неизбежной. Без этого условия
невозможно формирование гражданского
общества, правового государства, стимулирование
частнопредпринимательской
По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, намного опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право - это в основном "рыночное право" и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ.
В России существующий Гражданский кодекс, призван стать "второй конституцией" - экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое "присутствие" в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.
В Кодексе получает окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.
Нормативно-правовые акты
Учебная и специальная литература
1 См. Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926. с. 19, 26.
2 См. там же. с. 26.
3 См. там же. с. 22.
4 См. Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926. с. 22.
5 См. там же. с. 24.
6 См. Лаптев В. В. Хозяйственное право — право предпринимательской деятельности // Государство и право. 1993. № 1. С. 37—39.
7 См. там же.
8 См. Быков А. Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития // Вести. Моск. ун-та. Сер.: «Право». 1993. № 6. С. 9.
9 См. Суханов Е. А. Система частного права // Там же. 1994. № 4. С. 33.
10 См. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001.с. 135.
11 См. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М.: Юринформцентр, 2000. с. 227.
12 См. См. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 2005. с. 117.
13 См. См.: Конституционное законодательство России. М.: Городец, 2006. с. 188.
14 См. Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Спарк. 2004. с. 94.; Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Изд-во Тюменского ун-та, 1998.с. 106.
15 См. Петрова Г. В. "О приведении норм российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами". Журнал российского права. 2000. N 12.
16 См. Правовое положение коммерческой организации. М.: Юстицинформ, 2006.с. 35.
17 См. Государственное регулирование экономической деятельности. М.: Юристъ, 2003; Участие государства в коммерческой деятельности. М.: Юристъ, 2004; Государственный контроль за экономикой. М.: Юристъ, 2003.
18 См. ст. 18, 49 ГК РФ.
19 См. п. 3 ст. 426 ГК РФ.
20 См. п. 1 ст. 10 ГК РФ.
21 См. ст. 74 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ГК РФ.
22 См. п. 1 ст. 2 ГК РФ.
23 См. п. 1 ст. 2 ГК РФ.
24 См. ст. 12 ГК РФ.
Информация о работе Отличительные черты частного и публичного права