Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть отличительные черты частного и публичного права.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и соотношение частного и публичного права;
- рассмотреть публичное право как область власти и подчинения;
- рассмотреть частное право как основа предпринимательства и рыночных отношений.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и соотношение частного и публичного права...................................4
2. Публичное право как область власти и подчинения…....................................9
3. Частное право как основа предпринимательства и рыночных отношений.18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных правовых актов и литературы…………………........30
Государственные органы - основные субъекты публично-правовых отношений. Вместе с тем в публичном праве ярко выражены интересы социальных общностей - народа, нации, населения, слоев общества. Своего рода "новой публичностью" является самоуправление и такая его разновидность, как местное самоуправление. Предстоит освоить статус публичных учреждений, оказывающих различные публичные услуги.
В-третьих, для субъектов публичного права характерно наличие компетенции - предметов ведения и властных полномочий10. Их решения и указания отражают повеление власти как таковой. Поэтому столь важно правильно определить и распределить властные полномочия - по "вертикали" и "горизонтали". К сожалению, на практике в статутных законах, положениях о министерствах и др. не всегда удается закрепить баланс целей, полномочий, взаимоотношений и ответственности государственных органов. Споры о компетенции требуют своих процедур.
В-четвертых, для публично-правового регулирования характерен императивный метод, когда субъект с властными полномочиями устанавливает нормы в одностороннем порядке. Их спектр весьма широк - от норм-целей и норм-принципов до норм-заданий и санкций. Общеобязательность правовых норм задает ту или иную программу правового поведения, деятельности правообязанных субъектов и как бы определяет диапазон выбора ими вариантов правомерного поведения. И здесь важно не злоупотреблять жестко-императивными и "наказательными" нормами, а использовать весь спектр норм. Широкое применение методов договорного регулирования в конституционном и административном праве открывает для этого благоприятные возможности.
В-пятых, публичное право включает в себя основные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости.
В нашей стране, в последние годы идет ускоренное обновление правовых систем. Это - сложный и противоречивый процесс, в ходе которого приходится определять, прежде всего, объекты законодательного регулирования. Тут возникает немало сложностей, связанных с неудачным выбором темы закона, его концепции и структуры, с "перекосами" в соотношении закона и подзаконного акта. Поэтому сохраняют актуальность проблемы научно обоснованной классификации правовых актов, их видов, соотношения актов между собой. Конституционные основы правовой системы предполагают и иные стабильные регуляторы.
Рамки публичного права раздвигаются
за счет более широкого взаимодействия
национального и международного
права. Возникает новый вид "общепубличных"
дел, в решении которых
В-шестых, публичное право устанавливает механизм и процедуры юридической защиты всех субъектов права. Самые актуальные вопросы сегодня - изменение и развитие законов во всех ветвях судебной власти и процессуальных кодексов о видах судопроизводства. Из возникающих коллизий рождается коллизионное право. Оно приобретает признаки самостоятельной отрасли и даже небольшой семьи, примыкающей к публичному праву11.
Все вышеназванные признаки публичного
права концентрируются в
Поскольку публичное право есть
системно-структурированное
Существенным образом меняются
объекты конституционного регулирования
и система конституционного права.
Традиционно оно развивалось
в рамках структуры действующей
Конституции и даже применительно
к ее главам. Государствоведческий
и институциональный аспекты
были очевидны. Ныне же, по нашему мнению,
конституционное право
Во-первых, оно устанавливает основы экономического, политического и социального строя, международных отношений. Конституционные начала экономики (формы собственности и др.) становятся мощными регуляторами.
Во-вторых, более полно выявляется потенциал Конституции как ядра правовой системы. А влияние конституционного права на другие отрасли права становится все более сильным, хотя здесь есть свои противоречия.
Осью публичного права выступает административное право, система которого, объекты и методы регулирования претерпевают ныне серьезные изменения. Традиционный "запретительно-наказательный" элемент отрасли явно теряет свое значение и возрастает роль ее четырех главных функций. Это - государственное управление, это - государственное регулирование, это - легализация, это - контроль и надзор. Масштабы первой из них меняются, вторая - увеличивается, третья - появляется и расширяется, четвертая - сохраняется. Баланс этих функций пока не вполне сложился, чему препятствуют устаревшие взгляды на систему и содержание данной отрасли.
В семью публичного права входит финансовое право, которое пока развито довольно плохо. Не вполне ясны его подотрасли и основные институты12.
В бюджетном праве, как подотрасли, остро ощущается необходимость эффективного регулирования системы бюджетов разных уровней и межбюджетных отношений, упорядочения распределения долей регулирующих федеральных налогов, государственных финансовых нормативов, взаимной ответственности Федерации и ее субъектов, принятия мер стимулирования доходной части бюджетов и строгого финансового контроля. Изъяны и недоработки в данной сфере ощущаются весьма остро.
Первые налоговые законы появились
столь стремительно (их было двадцать),
что в них нельзя не заметить следы
ведомственных налоговых
Активно развивается система судебной власти, "право правосудия", можно сказать. Здесь появилось много новых моментов. Небезынтересна постановка вопроса о формировании общего процессуального права. Вообще в нашем законодательстве много материальных, но очень мало процессуальных норм.
По-прежнему актуален блок уголовного
права и процесса, поскольку защитные
меры нужны для обеспечения
Есть отрасли с большой долей публично-правовых институтов и норм - трудовое право, экологическое право и др. И это требует более четкой их систематики, поскольку в противном случае политические страсти могут "смести" отдельные институты.
Международное право и, прежде всего, международное публичное право тоже находится "под крышей" публичного права. Это объясняется новым соотношением национального и международного права. Их взаимовлияние стало мощнейшим фактором. Не случайно система международного права шире отражает дифференциацию отраслей национального права.
Все вышесказанное позволяет
Для эффективного применения методов
публично-правового
Во-первых, важнейшее значение имеет
сочетание норм конституционного права
и норм других отраслей права, когда
первые служат нормативным ориентиром.
Достигаемое совмещенное
Во-вторых, необходимо правильно комбинировать
нормы разных отраслей национального
права в регулировании
В-третьих, для публично-правового регулирования становится все более характерным сочетание методов национального и международного права. Пока это происходит стихийно, подчас с односторонним использованием одних методов и забвением других. Ученые-международники в большей степени разрабатывают вопросы классификации норм международного права и их имплементации в национальном праве14. По нашему мнению, можно вести речь об обязательных нормах "международной среды", о нормах-целях, нормах-принципах, нормах-запретах, нормах-дефинициях, о модельных нормах. Такое деление их по содержанию, юридической силе и адекватной реакции на них национального права государств позволяет отметить и еще один новый момент.
Влияние и своего рода превращение международных норм в национальные нормы - сложный процесс15. В нем есть не только процедурные, но и нормативные аспекты ориентирования и преобразования первых. Коллизии этих норм согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ должны квалифицированно разрешаться как путем признания приоритета международных норм, так и соответствующего изменения национальных норм. Суды Сообществ и Содружеств, Генеральный совет ВТО с их штрафными и компенсационными санкциями служат надежными гарантиями действия международных норм.
В-четвертых, весьма актуальна проблема введения - на временной или постоянной основе - юридических режимов, как конституционных, так и административных, налоговых, таможенных и других. Речь идет о процедурах использования разных комбинаций правовых норм.
Эффективность использования государственно-
И в прошлом, и сегодня происходит
"обмен" сферами и методами
между публичным и частным
правом. Одни из них переходят в
область публично-правового
В последнее время официальные лица стали все чаще говорить о дерегулировании экономики в связи с намечаемым упрощением порядка регистрации юридических лиц, внешнеторговых операций и из-за сокращения внешних проверок предпринимателей. Но здесь скорее происходит дебюрократизация и изменение способов регулирования - когда оно в большей степени опирается непосредственно на закон и четкие процедуры. Стимулируется активность коммерческих структур16. Но потребность в государственном регулировании не исчезает, ибо оно лишь меняет свои формы. Либерализация сочетается с жестким правовым контролем. Опыт иностранных государств это убедительно подтверждает17. К тому же интерес к корпоративному управлению и праву не должен быть преувеличенным.
Словом, подвижность сфер публично-правового регулирования является постоянно действующим фактором. Она выражается в изменении и объектов, и методов правового воздействия, и уровней принятия правовых решений, когда договорные средства и локальные акты выступают на передний план в регулировании федеративных, управленческих и хозяйственных отношений. Но всегда должно быть сохранено главное - официальное признание верховенства закона и легальной допустимости юридических актов и действий.
Чрезмерный акцент на правовую статику приводит к недооценке реализации законов. Слабость механизмов их действия порождает юридические коллизии и нарушения законности, критические и не всегда ожидаемые отклонения от нормативной модели. Правовая система - в целом или ее элементы - почти не имеет собственных компенсирующих резервов на такие случаи, кроме техногенных и чрезвычайных ситуаций. Между тем предвидение, моделирование таких резервов и способов их использования актуально.
В законодательстве возрастает удельный
вес актов с комплексными нормами.
Приоритет отраслевых норм сохраняется,
но при этом обеспечивается публичный
интерес как таковой и как
суммарное отражение частных
и корпоративных интересов
К тому же происходит заимствование
методов "партнерских отраслей",
когда договорный метод частного
права находит применение в конституционном
и административном праве, когда
судебная защита становится универсальной
для всех субъектов публичного и
частного права, когда в отраслях
частного права четко определяется
компетенция субъектов
Информация о работе Отличительные черты частного и публичного права