Основы принципа разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности теории разделения властей.
Предмет работы – теория разделения властей.
Объект работы – общественные отношения в процессе изучения теории разделения властей.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить историю развития теории разделения властей;
- проанализировать доктрины разделения властей и прав человека;
- рассмотреть вопрос о практическом применении теории разделения властей;
- изучить теорию разделения властей и опыт ее реализации в современной России

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основы принципа разделения властей 4
1. Появление и становление принципа разделения властей 4
2. Сущность принципа разделения властей 7
Глава 2. Принцип разделения властей в России на современном этапе 21
1. Основы принципа разделения властей в России 21
2. Представительные и законодательные органы государственной власти 23
3. Исполнительная и судебная власть 25
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дорошенко.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Государственная Дума может  создавать комиссии, деятельность которых  ограничена определенным сроком или  конкретной задачей. К числу комиссий Государственной Думы относятся: мандатная; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосования и др. Действующим Регламентом Государственной Думы предусмотрено, что комиссии Государственной Думы формируются из числа членов комитетов палаты. По нашему мнению, такое положение применимо только для формирования Мандатной комиссии. Этот вывод основывается на том, что в соответствии с Регламентом Государственной Думы в состав комитетов Государственной Думы не входят Председатель Государственной Думы, его заместители, а также руководители депутатских объединений. Тем самым указанный выше принцип формирования комиссий Государственной Думы препятствует участию в комиссиях Государственной Думы ряда депутатов.

В принципиальном плане  схожая система комитетов и комиссий образуется Советом Федерации, однако число этих органов Совета значительно меньше и не отличается тем разнообразием, которое характерно для Государственной Думы. Таким образом, наличие в структуре Федерального Собрания двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы; выборность депутатов Государственной Думы и принцип представительства от субъектов Российской Федерации при формировании Совета Федерации; различия в компетенции палат; система комитетов и комиссий как Государственной Думы, так и Совета Федерации, - эти и другие существенные моменты характеризуют специфику организационно - структурного построения, а также компетенции российского парламента.13

Кроме того, необходимо хотя бы кратко проанализировать вопросы, которые  акцентируются в ч. 4 ст. 101 Конституции РФ. Речь идет о том, что каждая из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

В широком плане существует актуальная проблема парламентских  процедур и правил, регламентации  внутренней деятельности, а также такой важнейшей функции, как принятие законов, то есть законодательного процесса. В этом плане Федеральным Собранием накоплен как положительный, так и требующий критического анализа опыт.

Можно сказать, что российские законодатели лишь начинают овладевать парламентскими правилами и процедурами.

Эта проблематика затрагивается  в работе А.П. Любимова. Подчеркнем полезность его попытки сгруппировать наиболее существенные процедуры, относящиеся  к законодательному процессу.

В их число могут быть включены: процедура внесения законопроекта в парламент; процедура рассмотрения законопроекта в комитете Государственной Думы; процедура рассмотрения законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы; процедура одобрения федерального закона в Совете Федерации; процедура рассмотрения закона в комитете Совета Федерации; процедура рассмотрения закона, принятого Государственной Думой на заседании Совета Федерации; согласительная процедура между Советом Федерации и Государственной Думой; процедура депутатского запроса.

Следует подчеркнуть, что  за сравнительно небольшой период функционирования Федеральное Собрание накопило определенный опыт применения парламентских процедур.

В первую очередь, речь идет о регламентах палат Федерального Собрания, в которых регулируются процессуально - процедурные вопросы функционирования Совета Федерации и Государственной Думы; статус и процедурные права руководителей палат - Совета Федерации и Государственной Думы; порядок деятельности комитетов и комиссий палат; общий порядок (процедура) работы Совета Федерации и Государственной Думы; парламентские слушания; мероприятия в Государственной Думе (например, совещания, "круглые столы", семинары, конференции и др.); порядок голосования и принятия решений и др.

В Регламенте Государственной  Думы содержится специальный раздел, посвященный законодательной процедуре.

Несомненный интерес  представляет разработанный Правовым управлением Аппарата Государственной  Думы проект Законодательного кодекса  Российской Федерации, состоящий из 227 статей. В этом неофициальном документе предпринята попытка систематизации законодательных актов по вопросам подготовки и принятия законов в Российской Федерации.

Таким образом, идет процесс  разработки и систематизации парламентских  процедур, способствующий формированию специфической российской модели парламента и парламентаризма в целом.

 

Глава 2. Принцип  разделения властей в России на современном  этапе

2.1. Основы принципа разделения властей в России

Принцип разделения властей  является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.

Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом  и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Разделение властей  является характерным признаком  правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом “сдержек и противовесов”, под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве  обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.

Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как  “четвертая власть”.

Впервые свое юридическое  оформление принцип разделения властей  нашел в Конституции США (1778), в  конституционных актах Великой французской революции (1789—1794). Сегодня зтот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

В Российской Федерации  этот принцип также закреплен  в Конституции, где говорится, что  “государственная власть в Россииской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Конституция определяет построение системы высших органов  государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.

Опыт многих стран, давно  установивших разделение власти, свидетельствует  о том, что его важным элементом  является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.

Институт президентства в России характеризуется неясностью и “размытостью” полномочий и возможностей. Существует ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством, например. Совет Безопасности. Президентская власть при всей ее внушительности не опирается на какую-либо властную структуру, более того, судя по опросам общественного мнения, она не имеет и прочной социальной опоры.

Федеральное Собрание России является как бы “самоопределившимся  органом”. Депутаты Государственной Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.

2.2. Представительные и законодательные органы государственной власти

К числу представительных государственных органов относятся  законодательные учреждения и местные  органы власти и самоуправления. Они  формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени  и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти. 
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в Соединенных Штатах Америки).

Парламенты могут иметь  двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская  система имеет место и в  некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено  стремлением к более устойчивому  равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии). 
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и  главы правительства совмещаются в одном лице, и в избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президента, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.

2.3. Исполнительная и судебная власть

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов  и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства  РФ

- заместителей Председателя  Правительства РФ

- федеральных министров

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства  РФ:

- разрабатывает и представляет  Гос. Думе на утверждение федеральный  государственный бюджет

- обеспечивает исполнение  гос. бюджета после его утверждения  Гос. Думой

- обеспечивает проведение  в РФ единой финансовой, кредитной  и денежной политики

- обеспечивает единую  политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

- управляет федеральной  собственностью

- осуществляет меры  по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики  РФ

- осуществляет меры  по обеспечению законности, прав  и свобод граждан

- организует охрану  собственности и общественного порядка

- в своей деятельности  руководствуется Конституцией РФ  и федеральными законами

- издает постановления  и распоряжения, обязательные к  исполнению в РФ, обеспечивает  их исполнение

- имеет право подать  в отставку (отставку принимает  или отклоняет Президент РФ)

Информация о работе Основы принципа разделения властей