Основы конституционного права Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать объект в соответствии с предметом на основании исследования содержания методической и учебной литературы по данному вопросу.
Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:
- ввести понятие Конституции и конституционного развитие в ФРГ. Представить меры по охране основного Закона.
- обозначить значащие правовые детерминанты исполнительной, законодательной и судебной власти в соответствии с Основным Законом страны;
охарактеризовать германский федерализм
обобщить результаты исследований в работе.

Работа содержит 1 файл

КуР_Введение, Главы, Заключение, Лит-ра.docx

— 76.85 Кб (Скачать)

Сама СДПГ характеризует  себя как реформистский союз старых и новых социальных движений. Наряду с признанием парламентской демократии и социального рыночного хозяйства  как основы общественного устройства ФРГ для этих объединившихся в СДПГ движений характерно стремление к ограничению экономической власти крупного капитала и достижению большего социального равенства и справедливости.

Как и ХДС, СДПГ считает  себя народной партией, открытой для всех социальных слоев и групп общества, однако традиционной опорой партии остаются, прежде всего, работающие по найму, в первую очередь организованный в профсоюзы рабочий класс ведущих отраслей материального производства.

СДПГ занимает прочные  позиции в государственном механизме  ФРГ. С 1970 по 1982 г. ее представители возглавляли  правительство ФРГ. В остальное  время она была крупнейшей оппозиционной  партией в парламенте (за исключением  периода с 1966 по 1970 г., когда СДПГ являлась правящей партией в коалиции с ХДС—ХСС). После парламентских выборов 1998 г. СДПГ вновь возглавила правительство. Еще более прочные позиции у партии на земельном и коммунальном уровнях. Так, в середине 90-х гг. СДПГ являлась правящей партией во всех землях ФРГ, кроме Баварии и Саксонии, причем в пяти землях — Бранденбурге, Нижней Саксонии, Сааре, Северном Рейне — Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне — она правила единолично.

 

4.3. Свободная демократическая  партия

Остальные политические партии значительно уступают ХДС—ХСС и СДПГ и по численности, и по политическому влиянию. Из числа этих партий только Свободная демократическая партия (СвДП) неизменно была представлена в парламенте всех легислатур, остальные появились там значительно позже, в 80-е и 90-е гг.

СвДП — единственная политическая партия Германии, которая после объединения  смогла значительно увеличить число  своих членов (с 65 тыс. в конце 80-х  до 135 тыс. в середине 90-х гг.), однако и сегодня она уступает ведущим политическим партиям ФРГ. Эта партия — наследница классического германского либерализма с его защитой неограниченной частной собственности и индивидуальных гражданских свобод. Социальный базис партии всегда был чрезвычайно неустойчивым, что выражалось в преобладании либо правых консервативных, либо левых социал-либеральных настроений и взглядов. Соответственно менялась позиция руководства партии, да и само руководство, в результате СвДП попеременно становилась союзницей ХДС—ХСС, затем СДПГ и, наконец, снова ХДС—ХСС. Участвуя в коалиции с более сильным партнером, СвДП стремилась сохранить свой собственный имидж самостоятельной политической силы, выступая против конфессионального влияния на политику со стороны ХДС—ХСС и коллективистских устремлений руководства СДПГ. Либеральный манифест 1985 г. отразил определенный крен партии вправо и ее сближение в социальных и политических вопросах с позицией ХДС—ХСС. В то же время в политических вопросах партия выступает за расширение законодательных гарантий основных прав и дальнейшее укрепление правовой безопасности граждан как необходимой предпосылки демократического обновления общества.

 

4.4. Левая экологическая  партия «Зеленые»

В германском парламенте в 1983 г. появилась левая экологическая партия "Зеленые". Как политическое течение "Зеленые" впервые выступили на коммунальных выборах 1977 г. в федеральной земле Нижняя Саксония. После этого они участвовали в нескольких коммунальных и земельных выборах. Организационно партия оформилась в 1980 г. Какой-то цельной системы идей в партии нет, существует довольно эклектичное соединение различных взглядов и подходов. Вместе с тем можно отметить весьма критическое отношение к существующему в ФРГ общественно-политическому порядку, поиск альтернативных форм организации жизни, отчетливые социально-эгалитарные настроения и пацифистско-нейтралистские взгляды. После заимствования экологической проблематики крупными партиями политическое влияние "Зеленых" пошло на спад. Партия потерпела серьезное поражение на общефедеральных выборах 1990 г. и не попала в Бундестаг. Это вызвало острые внутрипартийные дискуссии о путях дальнейшего развития, которые, судя по результатам парламентских выборов 1994 г., не вывели партию из состояния глубокого кризиса. Она смогла преодолеть 5-процентный барьер и получить места в парламенте лишь благодаря объединению с близкой ей по идейно-политической ориентации организацией на востоке Германии  - Союз 90. Это объединение позволяет говорить, об образовании фактически новой партии - Союз 90 — Зеленые. После парламентских выборов 1998 г. "Зеленые" впервые вошли в правительство ФРГ.

4.5. Партия демократического  социализма и

 Республиканская  партия

На крайних флангах  политического спектра расположились Партия демократического социализма (ПДС) и Республиканская партия. ПДС с момента своего образования в 1989 г. стремится избавиться от ярлыка наследницы Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), правящей партии бывшей ГДР. Ее партийная программа 1990 г. отмежевывается от практики так называемого "реального социализма", который отождествляется с командно - административной системой, в то же время подчеркивается приверженность партии социалистической идее. Партия признает парламентскую демократию и многообразие форм собственности, одновременно она выступает за расширение форм демократического волеизъявления граждан, вплоть до признания правомерности внепарламентских акций сопротивления и ограничение экономической власти крупных монополий, и их воздействия на политику.

Партия имеет довольно сильное влияние на востоке Германии, где ее опорой является бывшая партийная и государственная номенклатура ГДР, а также значительное число рядовых членов бывшей СЕПГ.

Что касается Республиканской партии, то это правоэкстремистская партия, исповедующая откровенно националистические взгляды. Ее позиции довольно сильны в ряде. В принятой в июле 1993 г. программе содержится требование выдворения из ФРГ всех иностранцев, на которых возлагается ответственность за многие социальные проблемы страны — от безработицы до преступности, а также ужесточения законодательства о предоставлении убежища. Партия выступает за усиление правоохранительных органов и представляет себя как партию "закона и порядка".

 

 

ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГЕРМАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

 

Создание современного германского  федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким  путем хотели ослабить возможность  возрождения централизованного  милитаристского германского государства. ФРГ — это конституционная  федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких-либо федеративных договоров  между федерацией и землями в  Германии не существует. Систему отношений  федерации и земель, а также  земель между собой обычно характеризуют  как кооперативный федерализм, поскольку  существует законодательно оформленное  их сотрудничество между собой20.

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в  том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями  существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария  в 174 раза больше самой малой земли  Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн - Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык. ФРГ построена по территориальному принципу. При обособлении земель учитывались, прежде всего, исторические традиции, экономические связи. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе нет. Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть21.

Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ. Конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства, федерация гарантирует соответствие конституционного порядка земель положениям конституции ФРГ.

1) Земли имеют свои конституции, местные парламенты, принимают законы, имеют свое правительство, но хотя эти земли иногда в конституциях называются государствами, государственного суверенитета они не имеют;

2) на территории всей  федерации должен быть обеспечен  единый уровень жизни; у граждан  земель равные права и обязанности;  кадры федеральных органов должны  формироваться соответственно чиновниками  всех земель, если же тот или  иной федеральный орган действует  в земле, его сотрудники должны  набираться, как правило, из этой  земли;

3) все земли, независимо  от их размеров, имеют равный  статус, что не исключает определенного  неравенства их представительства  в бундесрате;

4) земли осуществляют  государственные полномочия постольку,  поскольку конституция не устанавливает  иного порядка, но федеральное  право имеет преимущество перед  правом земель;

5) компетенция федерации  и земель разделена. Различаются  исключительная компетенция федерации  (это 11 вопросов, в том числе  внешние отношения, оборона, железные  дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая (совместная) компетенция  и компетенция земель. Земля может  издавать законы в сфере конкурирующей  компетенции, если вопрос не  урегулирован федеральным законом.  Федерация вправе издавать законы  и в сфере, относящейся к  землям, если полагает, что вопрос  не может быть эффективно решен  землей, если регулирование одной  земли может нарушить интересы  другой земли и т.д. Кроме  вопросов исключительной и совместной  компетенции, федерация наделена правом издавать общие предписания по ряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По существу, это основы законодательства, законы-рамки. Используя данное право, федерация расширяет свою компетенцию за счет земель. Осуществляя свои полномочия, федерация и земли отдельно несут расходы, но если земля действует по поручению федерации, расходы несет последняя. Земли имеют свои бюджеты, но федерация должна принимать меры для экономического выравнивания земель путем оказания помощи, путем инвестиций и т.д.;

6) основной закон допускает  возможность федерального принуждения;  если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной  конституцией и федеральными  законами, федеральное правительство  может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять  свои обязанности (на практике  такие меры не применялись);

7) в соответствии с  концепцией кооперативного федерализма  все учреждения федерации и  земель должны оказывать друг  другу правовую и административную  помощь. В случаях серьезных нарушений  общественного порядка, при стихийных  бедствиях земля может просить  федеральное правительство о  направлении федеральных вооруженных  сил, полицейских сил другой  земли. В случае катастроф,  охвативших несколько земель, федеральное  правительство может и по своей  инициативе направить в соответствующие  земли вооруженные силы и дать  указания другим землям о направлении  в район бедствия полицейских  сил.

Как уже говорилось, земли  имеют свои законодательные органы — ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они формируют правительства  земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая конституция Германии - это четвертая в истории Германии конституция. Данная Конституция разрабатывалась  и принималась в обстановке демократического подъема, при значительном влиянии  трех западных держав-победительниц  и отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов  общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как  демократическое, социальное и правовое государство. Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным  законом, который принимается 2/3 голосов  в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).

ФРГ — это конституционная  федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких-либо федеративных договоров  между федерацией и землями в  Германии не существует. Других территориальных  образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе  не существует (административно-территориальное  деление — это уже деление  земель). Германская федерация в  своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства  между землями все же есть. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баглай М.В.Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2004
  2. Зубов А.А. Парламентская демократия в странах Запада.- М: Прогресс-культура.-1995;
  3. Иностранное конституционное право/Отв. ред. В.В. Маклаков, - М., 1996;
  4. Макарчук В.С., Общая история государства и права зарубежных стран-М., 2000;
  5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов, - М., 1998;
  6. Конституции зарубежных государств, - М.,1996;
  7. Каменская Р.В., Родионов А.Н. Политические системы современности.- М: Пресс.- 1994;
  8. Урьяс Ю. , Механизм государственной власти ФРГ, М Наука, 1988,
  9. Полиархия//Зарубежная политология. Словарь-справочник.- М: Луч. 1998;
  10. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.:
  11. Имашева Е.Г. – Конституционное право зарубежных стран
  12. Белоусов М.С. – Конституционное право зарубежных стран
  13. Ковачев Д.А. Конституционное право государств Европы - Учебное пособие
  14. Конституционное (государственное право) зарубежных стран:  В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. 2000 г.
  15. Конституционное право зарубежных стран , Учебник/ Под общ. ред. А. В. Малько. 2004 г.
  16. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. 2006 г.
  17. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран - учебник 1996 г.
  18. Хаманева Н.Ю. Конституционное право государств Европы - Учебное пособие
  19. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран - Учебник. 1997 г.

Информация о работе Основы конституционного права Германии