Основы конституционного права Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать объект в соответствии с предметом на основании исследования содержания методической и учебной литературы по данному вопросу.
Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:
- ввести понятие Конституции и конституционного развитие в ФРГ. Представить меры по охране основного Закона.
- обозначить значащие правовые детерминанты исполнительной, законодательной и судебной власти в соответствии с Основным Законом страны;
охарактеризовать германский федерализм
обобщить результаты исследований в работе.

Работа содержит 1 файл

КуР_Введение, Главы, Заключение, Лит-ра.docx

— 76.85 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной закон Федеративной Республики Германия принимался как временная конституция, а потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле. Поэтому после объединения страны положение о временном характере Основного закона было удалено из Преамбулы. Тем не менее, вопрос о разработке новой конституции окончательно не снят с повестки дня, он лишь отложен на неопределенное время.

Цель работы – охарактеризовать объект в соответствии с предметом  на основании исследования содержания методической и учебной литературы по данному вопросу.

Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:

- ввести понятие Конституции  и конституционного развитие  в ФРГ. Представить меры по  охране основного Закона.

- обозначить значащие  правовые детерминанты исполнительной, законодательной и судебной власти  в соответствии с Основным  Законом страны;

  • охарактеризовать германский федерализм
  • обобщить результаты исследований в работе.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

    1. Разработка и принятие Основного Закона

После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946-47 гг. принимаются первые земельные конституции, отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.

Начало "холодной войны", растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. В этих условиях западные державы приняли решение способствовать образованию германского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. На Совещании западных оккупационных держав в Лондоне в феврале 1948 года был выработан план создания германского государства и определены принципы, которые должны быть положены в его основу. Этот документ, получивший название "лондонской рекомендации", был предложен на рассмотрение земельных правительств. Для обсуждения этих рекомендаций и выработки германской позиции земельные правительства провели ряд совещаний, наиболее известное из которых, состоявшееся в августе 1948 года на острове Херрехимзее, получило наименование "конституционного конвента". В нем приняли участие министры юстиции всех западногерманских земель, многочисленные эксперты в области конституционного права.1 Было принято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий.

В состав Совета вошли 65 делегатов, кроме того, в работе участвовали 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом. Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключительно в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не менее, для принятия конституции было достаточно одобрения большинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была открыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.2

 

    1. Главные черты Основного Закона

Основной закон — это  новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Основной закон состоит  из Преамбулы и 14 разделов, причем три  раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что  учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением  служить всеобщему миру. Далее  в Преамбуле констатируется, что немцы в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного  закона носит наименование "Основные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению  и охране основных прав служит вся  организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел "Федерация и земли" содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная  характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений  федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие  ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финансовой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.3

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции  ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет  прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм  и др.

По форме правления  ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что "конституционный  строй в землях должен соответствовать  принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

Характеризуя ФРГ как  демократическое государство, конституционный  законодатель исходит из представления  о том, что народ является носителем  государственной власти и ее единственным обладателем. "Вся государственная  власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные  органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", — гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом, Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения.

Основной закон характеризует  ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство  правовым, если оно обеспечивает приоритет  права в своей организации  и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности  нашли свое закрепление в следующих  конституционных принципах:

• обязательность закрепленных в конституции основных прав для  законодательной власти, исполнительной власти и правосудия. Основные права  являются непосредственно действующим  правом (ч. 3 ст. 1);

• верховенство конституции  и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

• учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);

• запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103);

• приоритет общепризнанных норм международного права, которые  являются составной частью федерального права и непосредственно порождают  права и обязанности для проживающих  на территории Федерации лиц (ст. 25).

Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч. 1 ст. 20). Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит из приоритета личной ответственности каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образование и т.п.

Основной закон говорит  о ФРГ как о федеративном государстве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится  к основополагающим принципам конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается  изменение положений Основного  закона, затрагивающих деление Федерации  на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут  меняться формы федеративной организации  государства. Неизменным должен быть принцип  деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным  должно быть участие земель в федеральном  законодательном процессе, но объем  их прав в этой области может меняться.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование  народов и предпринимаемые с  этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: "Оружие, предназначенное  для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства".

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ  в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания  федерального закона, требующего одобрения  Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза  Федеральное правительство должно незамедлительно информировать  Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата.

 

    1. Охрана Основного Закона

В ФРГ существует специальный  орган конституционного контроля —  Федеральный конституционный суд.

Федеральный конституционный  суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей  сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина —  бундесратом (верхней палатой). Бундестаг  избирает судей путем косвенных  выборов, создавая для этого специальную  комиссию на основе пропорционального  представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей  пяти высших судов страны, так как в ФРГ нет единого верховного суда, пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный  суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся4:

1) толкование федеральной  конституции в случаях спора  об объеме прав и обязанностей  участников конституционно-правовых  отношений (в частности, в связи  со спорами о компетенции высших  органов государства, по жалобам  земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров  и неясностей по вопросу о  взаимоотношениях федерации и  земель, а также земель между  собой (о совместимости федерального  права и права земель, о правах  и обязанностях федерации и  земель, об исполнении землями  федерального права, об осуществлении  федерального контроля в отношении  земель и другие);

3) рассмотрение жалоб  общин и их союзов5 по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправление;

4) рассмотрение заявлений  граждан на нарушение их конституционных  прав юридическими актами —  законами, актами административных  органов, судебными решениями; 

5) решение квазиуголовных  дел о лишении конституционных  прав граждан, использующих эти  права против свободного демократического  порядка, об антиконституционности  и, следовательно, запрещении  политических партий и других  объединений, об освобождении  от должности президента республики  в связи с обвинением, возбужденным  против него парламентом; 

Информация о работе Основы конституционного права Германии