Основы конституционного права Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать объект в соответствии с предметом на основании исследования содержания методической и учебной литературы по данному вопросу.
Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:
- ввести понятие Конституции и конституционного развитие в ФРГ. Представить меры по охране основного Закона.
- обозначить значащие правовые детерминанты исполнительной, законодательной и судебной власти в соответствии с Основным Законом страны;
охарактеризовать германский федерализм
обобщить результаты исследований в работе.

Работа содержит 1 файл

КуР_Введение, Главы, Заключение, Лит-ра.docx

— 76.85 Кб (Скачать)

Законопроекты по другим вопросам, принятые бундестагом, тоже должны передаваться в бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется  и вступает в силу. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также  создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения  комитета бундестаг вправе принять  закон без согласия бундесрата. У  бундесрата сохраняется право в  течение двух недель заявить протест. Протест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым  большинством голосов общего числа  депутатов.

Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может  принимать законы самостоятельно, без  участия бундестага. Это возможно в условиях объявления правительством состояния законодательной необходимости. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять  его без согласия бундестага.

Парламент ФРГ, а именно бундестаг, равно как и в других странах, вправе делегировать правительству  полномочий по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции  федерации. Такие полномочия могут  быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При  делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие бундесрата. Его  согласие требуется также, если правительство  издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.

При принятии закона о бюджете  действуют правила, аналогичные  правилам, установленным в других государствах (представление проекта  только правительством, невозможность  без согласия правительства вносить  изменения, требующие дополнительных расходов, и др.)12.

Как и в других странах, парламент ФРГ осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответственность только перед бундестагом — как коллективную, так и индивидуальную (коллективная ответственность выражается, прежде всего, в ответственности канцлера — главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку. Вопрос о недоверии канцлеру должен голосоваться в бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Поскольку предложить кандидатуру нового канцлера на практике может лишь партия большинства в парламенте, конструктивный вотум недоверия применялся крайне редко, лишь в исключительных случаях.

Канцлер и сам может  поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием  принять закон, необходимый правительству. В этом случае при выражении недоверия  возможно избрание другого канцлера (по предложению президента) или  роспуск, парламента (бундестага: верхняя  палата не распускается). Роспуск парламента по указу президента следует, если новый  канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Парламент обладает и другими  полномочиями, присущими законодательному органу: ратифицирует международные  договоры (это делает обычно бундестаг, но на некоторые договоры требуется  согласие бундесрата), объявляет состояние  обороны при условии угрозы агрессии, формирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участвует  в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат формируют  Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вице-председателя Счетной палаты — органа финансового контроля)13.

Если парламент не может  собраться, то решения, имеющие силу закона, в период состояния обороны  принимаются совместным комитетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых  — депутаты бундестага и 1/3 — члены  бундесрата. Эти решения могут  быть отменены бундестагом с согласия бундесрата.

 

3.3. Федеральный Президент и федеральное правительство.

Исполнительная власть в  Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства. Поэтому  на деле президент является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами — Федеральным  собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально  числу их депутатов в бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может  быть избрано президентом только на два срока14.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства  или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который  прекращается в случаях, установленных  конституцией для ответственности  президента.

По конституции федеральный  президент обладает значительными  полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования  и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром (получение контрасигнатуры — подписи). Контрасигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недоверия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначения в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения кандидатуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран15.

Ответственность президента заключается в лишении его  данной должности. Это возможно в  случае обвинения в умышленном нарушении  конституции или закона. Такое  обвинение могут выдвинуть только бундестаг или бундесрат. Предложение  может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует большинства  в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный  конституционный суд, который и  принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент  в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный  конституционный суд вправе также  временно отстранить президента от должности  при предъявлении парламентом обвинения  — до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятствий  для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

Федеральное правительство. Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия бундестага). Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи, с чем ФРГ нередко называют канцлерской республикой16.

Положение канцлера, обязанности  министров, порядок работы правительства  и другие вопросы регулируются специальным  регламентом, который утверждается президентом.

Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению президента. Избранным считается лицо, которое  получит абсолютное большинство  голосов в бундестаге, т.е. федеральный  президент практически может  предложить, а бундестаг избрать  канцлером лидера партии, которая  располагает большинством мест в  парламенте. На практике в последние  десятилетия правительство формируется  одной из двух крупнейших партий —  ХДС или СДПГ, выступающей в  блоке со СвДП. Бывали случаи формирования правительства одной из этих партий, когда она получала абсолютное большинство  мест в бундестаге17.

Если предложенное президентом  лицо не получает большинства голосов, бундестаг сам может выдвинуть  кандидатуру канцлера. Если избрание канцлера в течение 14 дней не состоялось абсолютным большинством голосов, проводится второй тур, в котором для избрания, достаточно относительного большинства. Если и такая процедура не дала результатов, президент в течение 7 дней сам назначает канцлера (по существу, временно) и одновременно распускает парламент с назначением даты новых выборов. Это положение в ФРГ ни разу не применялось.

В назначении федеральных  министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению  канцлера, а увольняются канцлером (юридически — это делается актом  президента по требованию канцлера)18.

Основные направления  федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью  указов президента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоятельно, но несут за это ответственность перед канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает правительство.

Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С  его сменой уходят в отставку и  министры.

 

ГЛАВА 4. ПАРТИЙНАЯ  СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ГЕРМАНИИ

 

В Германии формально существует многопартийная система. В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий. За почти пятидесятилетнюю историю ФРГ ее партийная система претерпела определенные изменения. К 1961 году число партий, представленных в Бундестаге, сократилось до трех. В этой трехпартийной системе, существовавшей с 1961 по 1983 г., ведущие партии — ХДС—ХСС и СДПГ по очереди возглавляли правительство и являлись действительными контрагентами, как при двухпартийной системе. Однако они были недостаточно сильны, чтобы править без маленькой третьей партии — СвДП, которая при этой системе играла, несмотря на свою небольшую численность, весьма важную роль в формировании правительства.

В 80-е годы началось изменение  этой стабильной партийной системы, которая постепенно отходит от образца системы из двух главных партий и одной добавочной. Дальнейшие изменения произошли с воссоединением Германии. Следует, однако, иметь в виду, что процесс объединения не привел к кардинальным переменам в германской партийной системе, которая сохранила стабильность и преемственность. ХДС—ХСС и СДПГ остаются ведущими политическими партиями ФРГ, однако число партий, представленных в парламенте, возросло до пяти.

 

4.1. Христианско-демократическая  партия

Крупнейшей политической партией ФРГ является Христианско-демократический союз (ХДС), насчитывающий около 700 тыс. человек. Партия была основана в 1945 г. бывшим обер-бургомистром Кёльна и будущим первым канцлером ФРГ К. Аденауэром, который и придал этому политическому объединению форму союза, объединяющего всех граждан, исповедующих христианские ценности.

В основу идеологической платформы  было положено несколько составляющих19:

1) католическое социальное  учение, как оно было сформулировано в так называемых "социальных" энцикликах Пия IX и Иоанна XXIII. Его основой являются положения о свободе личности, социальной функции собственности, принцип субсидиарности (решения и ответственность распределяются снизу вверх: от каждого индивида — через семью, различные ассоциации и союзы, общины, земли — до государства в целом), положения о воспитательной роли семьи и церкви, поддержке частной инициативы и мелкого собственника и их защита от монополий и государства;

2) неолиберальные концепции,  которые нашли свое выражение  в сформулированной Л. Эрхардом  и рядом немецких экономистов доктрине "социально-ориентированного рыночного хозяйства";

3) консервативно-протестантские  учения.

Внешнеполитическими целями партии провозглашаются защита свободы и создание объединенной Европы.

ХДС считает себя народной партией, ее электорат составляют представители  всех социальных слоев, однако и сегодня  главной опорой партии являются работодатели, особенно представители крупного и  среднего финансово-промышленного  и торгового капитала. С момента возникновения ФРГ партия играет ведущую роль в политической жизни страны. В парламенте всех легислатур, кроме последней, она имела самую крупную фракцию, ее представители чаще занимали кресло канцлера, чем представители других партий. Близкой к ХДС по своим идейно-политическим установкам является баварская партия Христианско-социальный союз (ХСС). Она действует только в пределах Баварии (после объединения Германии руководство ХСС пыталось распространить деятельность партии на новые "восточные земли", однако, встретив резкое сопротивление со стороны ХДС, отказалось от этой затеи). На федеральном уровне партия образует единый блок с ХДС, в Федеральном парламенте существует единая фракция ХДС—ХСС.

 

4.2. Социал-демократическая  партия Германии

Старейшей политической партией  Германии является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Свою историю партия ведет с основанного Ф. Лассаллем в 1863 г. в Лейпциге Всеобщего германского рабочего союза и созданной А. Бебелем и В. Либкнехтом в 1869 г. в Айзенахе социал-демократической рабочей партии (позднее, в 1875 г., на съезде в г. Готе обе партии объединились и приняли нынешнее наименование — Социал-демократическая партия Германии). Вплоть до конца второй мировой войны официальной идеологией партии был марксизм, правда, не ленинского, а скорее меньшевистского толка. После 1945 г. партия отказалась от единой мировоззренческой теории и объявила себя объединением людей, придерживающихся различных направлений веры и мышления, но признающих основные ценности демократического общества — свободу, справедливость и солидарность. Это и нашло закрепление в Бад-Годесбергской программе СДПГ 1959 г.

Информация о работе Основы конституционного права Германии