Основы конституционного права Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать объект в соответствии с предметом на основании исследования содержания методической и учебной литературы по данному вопросу.
Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:
- ввести понятие Конституции и конституционного развитие в ФРГ. Представить меры по охране основного Закона.
- обозначить значащие правовые детерминанты исполнительной, законодательной и судебной власти в соответствии с Основным Законом страны;
охарактеризовать германский федерализм
обобщить результаты исследований в работе.

Работа содержит 1 файл

КуР_Введение, Главы, Заключение, Лит-ра.docx

— 76.85 Кб (Скачать)

6) рассмотрение жалоб  на решения бундестага, касающихся  выборов, приобретения или утраты  членства в бундестаге, и некоторых  других жалоб.

Дела рассматриваются  одним из двух сенатов суда при  кворуме в 6 судей. В Федеральном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах земель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов  федерации, земель, всех ведомств и  судов.

В землях действуют конституционные  суды земель. Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов земель как федеральной, так  и местной конституции6.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО  ПОЛОЖЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ В  ФРГ

 

2.1. Основные права

Основные права — это  закрепленные в конституции неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы  человека и гражданина. Учитывая особое значение основных прав, создатели Основного закона выделили их как систему ценностей и требований в самом начале текста, в первом разделе конституции. Следует, однако, иметь в виду, что помимо зафиксированных в разд. I Основной закон гарантирует и другие права, которые по своим особенностям не отличаются от прав, обозначенных законодателем как основные (ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 101, ст. 103, 104).

Основной закон исходит  из естественной принадлежности человеку его прав, которые не создаются конституцией, а признаются ею. Новым в немецкой конституционной истории в связи с этим является то, что основные права являются непосредственно действующими. Новое также и то, что все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) связаны основными правами (ч. 3 ст. 1). В конституции Веймарской республики основные права признавались лишь постольку, поскольку они были закреплены законами, а в соответствии с Основным законом сами законы действуют только в рамках основных прав.

Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне, так как положения конституций земель остаются в силе, поскольку они гарантируют основные права в соответствии со ст. 1—18 Основного закона (ст. 142).

Конституция гарантирует каждому свободное развитие личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка и нравственного закона. В Основном законе закрепляются элементарные условия существования, отвечающие природе человека: право на жизнь и физическую неприкосновенность, а также свобода личности (ст. 2)7. Там же подчеркнуто, что вмешательство в эти права допустимо только на основании закона.

В тесной связи с гарантией  свободы личности находится гарантия свободы передвижения (ч. 1 ст. 11). Она включает в себя право свободного определения места пребывания и места жительства. Это право может быть ограничено лишь законом или на основании закона в определенных, строго указанных случаях (ч. 2 ст. 11). Конституция закрепляет право на неприкосновенность жилища (ст. 13) и гарантии тайны переписки, почтовой, телефонной и телеграфной связи (ст. 10), рассматривая их как важнейшие условия неприкосновенности личной жизни. Эти права могут быть ограничены на основании оговорок, содержащихся ч. 2 и 3 ст. 13, а также ч. 2 ст. 10.

Основными в группе прав и свобод, обеспечивающих свободу личности, являются свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов и свобода совести (ст. 4).

Эти свободы включают в  себя также требование защиты от нарушений  и от любого, прямого или косвенного, принуждения в вопросах веры или  мировоззрения. Последовательно провозглашая свободу совести, конституция предоставляет право отказа от военной службы, если она противоречит убеждениям (п. 3 ст. 4).

К числу важнейших политических прав относится свобода мнений, которая подразумевает право каждого свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Гарантии указанных свобод усиливаются запрещением цензуры. Ограничения этих прав устанавливаются законодательством об охране прав молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести (ч. 2 ст. 5).

В тесной связи с предоставлением  свободы выражения мнений находится  предоставленное всем немцам право собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или разрешения (ч. 1 ст. 8). Собрания позволяют использовать свободу выражения общего мнения для совместных действий. Они являются действенным политическим методом борьбы, наиболее приспособлены для выдвижения политических требований. Для собраний под открытым небом это основное право может быть ограничено законом или, на основании закона (ч. 2 ст. 8). Такие ограничения, в частности, содержатся в Законе о собраниях от 24 июля 1953 г.

Согласно ч. 1 ст. 9 "все  немцы имеют право создавать союзы и общества". Это основное право служит охране политической свободы, так как представляет собой существенную предпосылку формирования общественного мнения, обеспечивает равные возможности для меньшинства и свободное политическое развитие. В понятие "объединения" согласно ст. 9 не включаются политические партии, политические и религиозные общества. Конституционное регулирование статуса партий содержится в ст. 21 Основного закона. Запрещаются объединения, цели либо деятельность которых противоречит уголовным законам или направлены против конституционного строя либо против идеи взаимопонимания народов (ч. 2 ст. 9). Иное ограничение свободы объединений недопустимо. Как частный случай свободы объединений конституция (ч. 3 ст. 9) предоставляет право создавать объединения в целях улучшения условий труда и экономических условий. Это право гарантируется каждому и представителям всех профессий. Основной закон объявляет соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительными, а направленные на это меры — незаконными.

Закрепленное в конституции (ст. 17) право петиции предоставляет возможность обращаться письменно — как отдельно, так и совместно с другими лицами — в компетентные учреждения или к народному представительству с просьбами и жалобами. В Основном законе отсутствует статья, где прямо закреплялось бы право каждого гражданина на участие в делах общества и государства, однако есть нормы, закрепляющие институты прямой (ст. 29) и представительной демократии, принадлежность всей государственной власти народу (ст. 20, 28). Конституция устанавливает, что выборы являются всеобщими, прямыми, равными, тайными и свободными (ч. 1 ст. 38).

Среди социально-экономических  и социально-культурных прав Основной закон называет право выбора профессии, места работы и места получения образования (ч. 1 ст. 12). Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В конституции содержится гарантия права собственности и права наследования (ст. 14), в то же время она допускает возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной основе (ч. 3 ст. 14 и ст. 15). В соответствии с принципом социальной государственности подчеркивается, что собственность должна служить общему благу.

Гарантией духовной свободы  является освобождение ее от опеки со стороны государства. Искусство и наука, исследования и преподавание свободны (ч. 3 ст. 5). Свобода преподавания не освобождает, тем не менее, от обязанности сохранять верность конституции. Школьное дело, согласно Основному закону, находится под контролем государства. Преподавание религии обязательно, однако управомоченные на воспитание лица имеют право решать, будет ли ребенок участвовать в религиозных занятиях. Гарантируется право создания частных школ. В соответствии с немецкими традициями особое внимание конституция уделяет браку и семье. Уход за детьми и их воспитание является естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Брак и семья находятся под особой защитой государства.8

 

2.2. Германское  гражданство

Конституция ФРГ проводит различие между всеобщими правами  человека и так называемыми гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Основной закон не употребляет термины "граждане", "гражданин". Согласно ст. 116 конституции немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, а также супруга или потомки одного из этих лиц. Немцами признаются также те бывшие граждане Германии, кто был лишен гражданства между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным мотивам, и их потомки. Они подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданства, если после 8 мая 1945 г. поселись в Германии и не выразили иной воли. Сегодня термин "немец" в правовом отношении практически идентичен термину "гражданин ФРГ".

Согласно ст. 16 Основного  закона лишение германского гражданства  запрещено, а его утрата возможна лишь на основании закона. Ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Более подробно вопросы гражданства урегулированы в Законе о государственной принадлежности от 22 июля 1913 г., который продолжает действовать сообразно ч. 1 ст. 123 Основного закона. Конституция ФРГ относит регулирование вопросов гражданства к исключительной компетенции Федерации (п. 2 ст. 73).

Гражданство ФРГ приобретается  в основном по рождению. Ребенок приобретает по рождению германское гражданство, если один из родителей является немцем (в указанном выше смысле).

Для иностранцев основным условием приобретения гражданства является натурализация, т. е. издание административного акта по ходатайству заинтересованного лица. К иностранцу предъявляются определенные требования: быть дееспособным по законам своей страны, вести безупречный образ жизни, иметь жилище и быть в состоянии содержать себя и своих близких.

Гражданство утрачивается в  результате приобретения иностранного гражданства, а также выхода из гражданства. Последнее осуществляется на основе административного акта по ходатайству заинтересованного лица. Определенные категории лиц по закону не могут выйти из гражданства (чиновники, судьи, солдаты, военнообязанные, не прошедшие срочной службы). Выход из гражданства считается недействительным, если вышедший из гражданства не приобрел в течение года иностранное гражданство.

 

 

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ФРГ

 

3.1. Бундестаг

В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат (Союзное  заседание и Союзный совет). В  этом процессе участвует и президент  республики, который подписывает  законы и вправе возвратить их на вторичное  рассмотрение.

Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в бундестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения преступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клеветнические высказывания в парламенте. Денежное вознаграждение депутата составляет 16 тыс. марок в месяц9.

В соответствии с конституцией и регламентом, который неоднократно изменялся и дополнялся, руководит  заседаниями бундестага избранный  им на весь срок полномочий председатель (на немецком языке эта должность, как и многие другие председательские должности, называется "президент  бундестага"). Он осуществляет распорядительную деятельность в здании бундестага, ему подчинены службы этого органа, он обладает "полицейской властью" в нем, без его разрешения в  помещении палаты не может производиться  обыск, а также другие следственные действия. Председателю бундестага помогает избранный палатой заместитель. Секретари бундестага тоже относятся  к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В бундестаге создаются партийные  фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов бундестага). Их руководство участвует в формировании органов бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комиссий и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. Он принимает повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комиссиям, решает процедурные вопросы. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии — следственные, ревизионные и другие10.

В германском праве не существует понятия "сессия парламента". Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда бундестаг не заседает вообще. Заседания бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.

 

3.2. Бундесрат

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли имеют от трех до шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории — более чем в 100 раз. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей (следовательно, земли неравноправны: более крупные имеют большее число голосов, больший вес при принятии решений бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли действуют в бундесрате по инструкциям своего правительства).

В бундесрате создаются руководящие  и вспомогательные органы. Председатель бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем  по мере надобности. Он обязан созвать  заседание по требованию представителей, по крайней мере, двух земель, а также по требованию федерального правительства. Заседания являются открытыми, но могут проводиться и закрытые заседания.

Правом законодательной  инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бундесрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бундесрат (для получения мнения земель), а  затем с мнением бундесрата в  течение установленного срока (6 недель) должны быть переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его  в бундестаг, не дожидаясь решения  верхней палаты. Депутаты бундестага могут вносить законопроекты  только коллективно: от имени фракции  либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить  законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг  они могут только через федеральное  правительство, которое прилагает  к законопроекту свое заключение. Законопроекты в бундестаге рассматриваются  в трех чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и  передача законопроекта в соответствующую  отраслевую постоянную комиссию или  комитет; постатейное обсуждение с  докладом комиссии каждой статьи и  голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. Есть две  процедуры принятия текста последним. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам бундесрат не соглашается с текстом, принятым бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей бундестага и бундесрата. Создания согласительного комитета может потребовать и правительство. Если согласительный комитет поддерживает решение бундестага, то бундесрат принимает это решение, а, следовательно, и текст закона, предложенный бундестагом. Если комитет решение бундестага не поддерживает, то бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам у бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето11.

Информация о работе Основы конституционного права Германии