Основные подходы к понятию государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы - показать многообразие подходов к определению понятия и сущности государства.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
- рассмотреть основные подходы к пониманию сущности государства;
- Обозначить классические и современные теории сущности государства.

Содержание

Введение

1. Основные подходы к понятию государства 6
1.1. Социальное назначение и роль государства 10
2. Основные подходы к сущности государства 13
2.1. Сущность государства 13
2.2 Классические теории о сущности государства 19
2.3. Современные теории о сущности государства 23
Заключение 28

Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

курсовая теория гос-ва.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Итак, выводом можно считать тот факт, что существует множество подходов к объяснению процесса происхождения государства, которые основывались и основываются на одном определяющем факторе. Но большинство современных ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства с каким – то одним фактором, что именно комплекс причин, объективных процессов, происходивших в обществе, обусловил появление государственной организации.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современные теории о сущности государства

 

 

 Либертарно - юридическая теория

 

Естественно в прошлом  было представлено много теорий о  происхождении и сущности государства, но ученые – юристы не останавливались  на достигнутом. В каждую временную эпоху или особо значимый период времени человеческому обозреванию предоставлялись все новые и новые теории о сущности и происхождении государства. В 1990-2000 годах ученые подтвердили новую теорию, которую назвали либертарно – юридической. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Причины и условия, породившие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение права – весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты (ПА) рабовладельческой и феодальной эпох.

Возникновение права  – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в  обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше. На процесс возникновения права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно – исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно - религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и так далее). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

Возвращаясь к характеристике либертарно – юридической теории нельзя не вспомнить об определении  права и его признаков, потому что право является одной из основных характеристик этой теории. Право, как и государство, является продуктом общественного развития, юридически оно оформляется в государственно – организованном обществе. Право- в юридическом смысле это система общеобязательных формально определенных юридических норм, которые выражают волю народа или общества в целом, устанавливаемое и обеспечиваемое государством.

Так же выделяются следующие  признаки права:

1)   Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2)   Общеобязательность, т.е. НП обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3)   Формальная определенность. Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.

4)   Неперсонифицированность, т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

5)   Право выражает волю народа.

6)   Право устанавливается и обеспечивается государством.

 

Патримониальная теория

 

Вторая современная  теория о сущности и происхождении  государства, которую я рассмотрю  в своей курсовой работе, будет патримониальная теория. Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет. С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно. За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия, отношения и обращения которым они подвергались.

 
Патерналистская теория 

 

Патерналистская теория возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного».Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».

 

 Теологическая  теория в условиях современности

 

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. В настоящее время теологической теории придерживаются верующие в Бога люди. Атеисты же примут какую угодно любую другую теорию только бы теологическую. Служители церкви так же придерживаются теологической теории, потому что именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет и обитает на «земле грешной». Государство зародилось по велению Божьему, именно Бог дал нам законы – «заповеди Христовы». Если вникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть, что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан, причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил правовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого он послал на землю для управления.

Какова же социальная сущность правового государства? Социальная сущность правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно поэтому в 1991году Верховным Советом РФ принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина. Из этого можно сделать вывод, что государство признает приоритет прав и свобод человек, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства. На долю правового государства выпало много характеристик ученых -философов различных эпох.

I период - Древние мыслители  античности.

«Правовое государство  – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой  закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. »

II период - Период рождения  феодализма.

« Цель правового государства  – обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности. »

III период – Период  ранних буржуазных революций.

Спиноза:

« Правовое государство  могущественно тогда, когда оно  гарантирует каждому гражданину не только сохранение его жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу. »

Локк:

«Задача правового государства  – обеспечить свободу каждого, следовать  своему желанию во всех случаях, когда  это не запрещает закон. »

Монтескье:

«Свобода – есть право  делать все, что дозволено законом»

Кант:

«Правовое государство-это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. »

Гегель:

«правовое государство  – наиболее современная организация  общественной жизни, в которой все  строится на правовой основе. »

Итак, правовое государство  в своей деятельности связано и ограничено правом, поскольку стоит под правом, а не вне и не над ним.

Во второй главе я  рассмотрела наиболее яркие современные  теории о сущности государства.

На примере патерналистской  теории видно, что учения, мысли и  выводы ученых прошлых временных лет оказывали огромное влияние на наших современников, которые жили в XX-XXI веках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение.

 

 

За многотысячелетний  опыт образования, становления, развития и функционирования государства  у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях - причины происхождения, форма, функции, государственная  власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответы на вопросы - что такое государство? каким может быть определение или понятие государства? - естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.

Понятие государства  неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства  состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории политический мысли известны сотни понятий  и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство - это "власть, население, территория"; государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".

Информация о работе Основные подходы к понятию государства