Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:18, курс лекций
Целесообразно составлять план основных мероприятий юридической службы на год и представлять его на утверждение руководителю предприятия. На основе этого плана составляется план работы на квартал. В нем следует указывать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. При определении исполнителей необходимо учитывать установленное в отделе (бюро) распределение обязанностей среди сотрудников.
1. Организация работы юридической службы на предприятии
1.1. Планирование работы
1.2. Учет и хранение нормативных актов
1.3. Работа по обеспечению законности документов правового характера
1.4. Договорная и претензионно-исковая работа
1.5. Работа по обеспечению соблюдения законодательства о труде и укреплению трудовой дисциплины
2. Правовое обслуживание предприятий адвокатурой
3. Задачи, права и обязанности юридических служб
4. Порядок заключения коллективных договоров
5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
6. Планирование работы юридических служб
7. Учет и хранение нормативных актов
8. Работа по обеспечению законности документов правового характера
9. Организация договорной работы на предприятии. Классификация коммерческих договоров.
10. Претензионный порядок урегулирования споров.
11. Понятие, виды трудовых договоров. Порядок заключения.
12. Прекращение трудового договора.
- договоры поставки,
- оптовой купли -продажи,
- контрактации сельскохозяйственной продукции,
- акупок для государственных нужд.
- товарный кредит.
Посреднические договоры, имеющие целью заключение в дальнейшем реализационных договоров.
- договоры комиссии,
- поручения
- коммерческой концессии
- договоры торгового агентирования.
договоры, содействующие торговле
- выполнение маркетинговых исследований;
- создание рекламной продукции;
- оказание рекламных и информационных услуг;
- хранение товаров.
10. Претензионный порядок урегулирования споров.
Претензионный порядок урегулирования споров можно условно разделить на следующие этапы:
1) фиксация исполнения обязательства надлежащим образом и нарушения обязательства второй стороной;
2) составление и направление претензии;
3) составление и направление ответа на претензию второй стороной.
Фиксация исполнения и нарушения обязательства второй стороной
Необходимость фиксации исполнения обязательства «пострадавшей» стороной присутствует при нарушении так называемых «встречных обязательств», которые в соответствии с договором обусловлены исполнением своих обязательств другой стороной (ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации — ГК РФ).
Фиксация нарушения обязательства второй стороной имеет доказательственное значение и происходит путем составления одно- или двухсторонних документов. При этом односторонний документ может быть составлен как кредитором, так и должником.
Одним из самых распространенных двусторонних документов, фиксирующих нарушение обязательства, является акт сверки расчетов (задолженности). Также нередко встречается акт осмотра помещения при спорах по договорам аренды помещений.
Следует иметь в виду, что обязанность составления указанных выше документов может вытекать не только из требований нормативных правовых актов, но и самого договора.
В идеале фиксация нарушения происходит при участии представителя второй стороны. При наличии возможности зафиксировать ненадлежащее исполнение обязательств необходимо направить уведомление другой стороне о вызове ее представителя. С его участием оформляется документ, фиксирующий ненадлежащее исполнение обязательства. Документ составляется в виде двустороннего акта (протокола и др.) и должен быть подписан всеми участвующими лицами. В случае отказа кого-либо от подписания документа фиксируется факт отказа.
В акте обязательно должны быть указаны следующие сведения:
дата и время составления;
место оформления;
лица, присутствовавшие при составлении;
зафиксированные нарушения (сорвана пломба, нарушена герметичность упаковки, отсутствовали документы, не соблюдены сроки строительства, приостановлено выполнение работ и т. д.).
Составление и направление претензии
Следующим после оформления факта ненадлежащего исполнения обязательств шагом является уведомление второй стороны о своих требованиях.
«Пострадавшей» стороне целесообразно отразить в претензии следующие сведения:
1) наименование, данные о государственной регистрации, адреса отправителя и получателя претензии;
2) обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее положение нормативных правовых актов:
выполнение своих обязанностей по договору;
невыполнение или ненадлежащее их выполнение второй стороной;
соблюдение срока реагирования на претензию, если таковой срок установлен;
3) требование об устранении второй стороной последствий нарушения условий договора;
4) сумма претензии, ее расчет, банковские реквизиты для перечисления денежных средств, если претензия подлежит денежной оценке;
5) иные сведения, необходимые для урегулирования спора;
6) перечень прилагаемых к претензии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.
Обычно не требуется прилагать к претензии подлинники документов, в этом случае можно обойтись надлежащим образом заверенными (нотариусом или отправителем претензии) копиями либо выписками из документов.
Обычно второй стороне направляются документы, которые у нее отсутствуют. В противном случае можно обойтись ссылками на документы в тексте претензии.
Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, иным лицом по доверенности, а затем отправляется заказным письмом либо вручается под расписку.
Часто перед отправителем претензии встает вопрос о том, можно ли отправить документ иным способом, кроме как при помощи почтовой связи или курьера, например по факсу или электронной почтой. При ответе на этот вопрос следует помнить о следующем.
В случаях, когда претензионный порядок урегулирования спора является обязательным и в дальнейшем вам придется обратиться за разрешением спора в суд, вы должны будете представить доказательства соблюдения претензионного порядка, в том числе получения претензии второй стороной. При отправке претензии по факсу или электронной почтой получение такого доказательства весьма затруднено. Уведомление об отправке сообщения, выдаваемое факсовым аппаратом, а также подтверждение доставки электронного письма доказательствами получения отправления второй стороной не являются.
Составление и направление ответа на претензию
В случае если претензия адресована вам, в ответе целесообразно указать следующее:
1) наименование компании, данные о государственной регистрации, адреса отправителя и получателя ответа на претензию;
2) реквизиты и суть претензии;
3) при полном или частичном удовлетворении претензии — признанную сумму, номер и дату платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
4) при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии — мотивы отказа со ссылкой на соответствующее положение нормативных правовых актов и доказательства, обосновывающие отказ;
5) перечень прилагаемых к ответу на претензию документов.
Подписание и отправка ответа на претензию осуществляются в том же порядке, что и подписание и отправка самой претензии.
11. Понятие, виды трудовых договоров. Порядок заключения.
Трудовой договор — это двустороннее соглашение. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель.
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Виды договоров:
Особенности срочных трудовых договоров
1. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и федеральными законами.
Часть 6 ст. 58 ТК РФ запрещает заключение срочных трудовых договоров во всех случаях, когда работодатель рассчитывает таким образом уклониться от предоставления работникам всех прав и гарантий, которые предусмотрены законодательством для работающих по бессрочному трудовому договору.
Статья 59 Трудового кодекса РФ приводит перечень случаев, дающих основание для заключения с работниками срочных трудовых договоров. Например, срочный трудовой договор может заключаться для замены временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы; с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства (с численностью до 40 работников), а также к работодателям - физическим лицам; с лицами, обучающимися по дневным формам обучения; с лицами, работающими по совместительству; с пенсионерами по возрасту; с руководителями, главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и др.
Продолжительность срочного трудового договора может определяться путем указания:
конкретного срока его действия (например, на три года);
конкретного события (например, на период отсутствия работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);
конкретной работы (например, на период строительства дома; на период проведения инвентаризации; для работы в ликвидационной комиссии).
2. По истечении определенного договором срока трудовой договор расторгается в соответствии с п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Но истечение срока трудового договора не может само по себе прекратить действие этого договора, потому что законодатель установил правило, согласно которому работодатель, желающий прекратить трудовые отношения, должен издать приказ об увольнении работника в связи с истечением срока трудового договора, предварительно предупредив работника в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения. Данное обстоятельство подтверждается письменными доказательствами, в частности распиской работника о получении уведомления.
Течение сроков, влекущих прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений (ст. 14 ТК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, он заканчивается в следующий за ним ближайший рабочий день. К примеру, срок трудового договора истекает 5 мая 2002 г. в воскресенье, тогда днем его окончания следует считать следующий за ним рабочий день - 6 мая 2002 г.
3. Если срок договора истек и ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу, то трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ч. 4 ст. 58 ТК РФ). Расторжение трудового договора в связи с истечением срока уже невозможно, а увольнение такого работника может происходить лишь по общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
Трудовой договор, заключаемый на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, может быть прекращен с даты выхода этого работника на работу. Днем увольнения в данном случае следует считать день выхода на работу временно отсутствовавшего работника. Продолжение трудовых отношений после наступления этой даты, а также отсутствие письменного предупреждения об увольнении за три дня позволяет сделать вывод о заключении трудового договора с неопределенным сроком действия. При возникновении подобных ситуаций у работодателя на одной должности оказывается два работника, что позволяет провести процедуры сокращения численности или штата работников организации.
Особенности договоров на временную работу
Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, предусмотрены гл. 45 Трудового кодекса РФ:
трудовой договор на срок до двух месяцев заключается для выполнения временных работ;
при приеме на работу не устанавливается испытательный срок;
работники могут быть привлечены с их письменного согласия к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (по общему правилу привлечение работников в выходные и нерабочие праздничные дни производится в строго определенных ст. 113 ТК РФ случаях, в иных же случаях привлечение к работе в эти дни допускается с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации);
работа в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере, а предоставление другого дня отдыха не предусмотрено (тогда как по общему правилу по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха - ст. 153 ТК РФ);
при увольнении работникам выплачивается денежная компенсация из расчета два рабочих дня за месяц работы (по общему правилу отпуска предоставляются в календарных днях);
работники имеют право расторгнуть трудовой договор досрочно, предупредив работодателя в письменной форме за три календарных дня (тогда как по общему правилу об увольнении по собственному желанию работники обязаны предупредить за две недели - ст. 80 ТК РФ);
работодатель обязан предупредить работника об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в письменной форме под расписку не менее чем за три календарных дня (тогда как по общему правилу работодатель обязан предупредить об увольнении не менее чем за два месяца до увольнения - ст. 180 ТК РФ);
выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено Трудовым кодексом, коллективным договором или трудовым договором.
Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах, предусмотрены гл. 46 Трудового кодекса РФ.
Сезонными признаются работы, которые в силу природных и иных климатических условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Сезонными признаются работы, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
Трудовой договор о сезонной работе заключается по общим правилам. В письменном трудовом договоре обязательно должно быть указание на сезонный характер работы. Особенности правового регулирования труда: