Орган государства: понятие, признаки, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта - исследование принципов разделения властей и определить основу построения механизма государства.

Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо

структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

1. Рассмотреть понятие «механизм государства» и структуру механизма государства;

2. Изучить принципы организации и деятельности

механизма российского государства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….2
ГЛАВА 1. ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….…….3


1.1. Механизм государства: понятие и структура…………………….. .…3
1.2. Принципы организации и деятельности
механизма российского государства………………………..…………….….11

1.3. Структура государственного аппарата РФ ……………………….……15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………….17
2.1. Теория разделения властей…………………………………………….18
2.2.Законодательная власть…………………………………………………20

2.3. Исполнительная власть…………………………………………………..22

2.4. Судебная власть……………………………………………..…………..26


ГЛАВА 3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………………..…………………………………….…31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….….35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………….….

Работа содержит 1 файл

курсовик саня.docx

— 65.14 Кб (Скачать)

  Сильная  исполнительная  власть  в   России  нужна.  Но  также   нужен  и

механизм взаимных сдержек и противовесов.  Многие   называют  исполнительную власть доминирующей в системе  государственных  органов.  Но  эта  тенденция государственно-правового развития  России прослеживается  достаточно  ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти  во  всем мире.

     Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем.  Её  деятельность  должна быть основана на законе,  осуществляться  в  рамках  закона.  Исполнительные органы  и  государственные  должностные  лица  не   имеют   права   издавать общеобязательные акты, устанавливающие  новые,  не  предусмотренные  законом права или обязанности граждан и  организаций.  Исполнительная  власть  носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной  властью, действует  на  началах   законности.   Сдерживание   исполнительной   власти достигается также  посредством  её  подотчётности  и  ответственности  перед представительными органами государственной власти.  В  правовом  государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные  действия  исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. 

    1. Судебная   власть
  

      К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:  
 -  Конституционный Суд Российской Федерации;   
 -  Верховный Суд Российской Федерации;   
 -  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;   
 -  районные народные суды; суды специальной юрисдикции. 

      Судебная  власть — одна из ветвей власти, такая  же опора государства, как законодательная  и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции  РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные  суды.   Конституционный   Суд   призван   осуществлять   контроль   за   всеми государственными  органами  в  РФ.  О  соответствии  Конституции  издаваемых нормативных    актах,    заключаемых    международных    договоров.    Также Конституционный   Суд   решает    споры    между    федеральными    органами государственной власти России и органами  государственной  власти  субъектов Российской Федерации РФ. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства способного обеспечить действенную защиту прав граждан. Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим Генеральному прокурору РФ. Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция федерального Закона “О прокуратуре Российской Федерации” подтвердила статус прокуратуры РФ как важнейшего независимого органа право охраны и обеспечения законности в стране Согласно этому документу, прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов и иные функции, в том числе уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

      К  сожалению,  все  еще  традиционно  слабым  местом остается в России судебная власть.  Прокламированные  Конституцией  принципы

судоустройства  и судопроизводства реализуются  с трудом. И  в  данном  случае ощущается противодействие  и  давление  со  стороны других  ветвей  власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные  гарантии  судьи,  как  то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. ,  они  очень  часто не  могут  полностью   обеспечиваться   из-за   отсутствия   технической   и материальной базы.

    В связи с принятием России  в Совет Европы   теперь   юрисдикция

Европейского  Суда  распространяется  и  на  территорию  России.  Это  теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

   Судебная   власть  призвана   охранять    право,    правовые    устои

государственной и общественной жизни  от  любых  нарушений,  кто  бы  их  не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только  судебными органами.  Никто  не  может   присвоить   себе   функции   суда.   В   своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только  законом,  правом и не зависит от  субъективных  влияний  законодательной  или  исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются  важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной  стороны, суд не может присваивать себе  функции  законодательной  или  исполнительной власти,    с    другой    стороны    его    важнейшей    задачей    является организационно–правовой  контроль  за  нормативными  актами  этих   властей. Судебная   власть,   таким   образом,   выступает   сдерживающим   фактором, предупреждающим   нарушение   правовых   установлений,   и   прежде    всего конституционных,  как  со  стороны  законодательных,  так  и  исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем  самым  реальное  разделение властей.

 

ГЛАВА 3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

     Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.

     Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями  осуществлять государственную власть, принимать от имени государства  юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

     - порядок формирования и деятельности  органа, его структура и компетенция  (права и обязанности) закрепляются  нормами права; 

     - орган государства наделен правом  издания юридических актов, содержащих  обязательные общие и индивидуальные  правовые предписания;

     -установленные  этими актами предписания обеспечиваются  прежде всего мерами убеждения,  воспитания, поощрения, будучи одновременно  с тем охраняемыми от нарушений  возможностью применения принудительной  силы государства;

     -государственный  орган опирается на материальное  обеспечение своих предписаний,  благодаря возможности распоряжаться  определенной частью средств  из государственного бюджета.

     В категории государственно-властного  полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом  и отдельного государственного органа.

     Наличие у организации, учреждения перечисленных  выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственновластного  полномочия, позволяет определить его  как государственный орган. Обладание  властными полномочиями - важнейший  признак государственного органа.

     Государственный орган обладает определенной экономической  и организационной обособленностью  и самостоятельностью.

     Каждый  государственный орган сообразно  своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства  действует через отдельные государственные  органы: функции государства в  целом осуществляются посредством  функций отдельных государственных  органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных  функций государства.

     Для осуществления функций государственные  органы располагают необходимыми материальными  средствами Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

      Разделение  труда между государственными органами происходит вследствие многообразия решаемых социально-политических, экономических  и прочих задач происходит в рамках единой государственной власти и  закрепляется организационнотехнически в компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Власть остается единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях

     Органы  государства по такому критерию, как  юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые  в установленном законодательством  порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных  органов (Администрация Президента, аппараты палат федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов  РФ, органов законодательной и  исполнительной власти субъектов РФ).

     Государственные органы, относящиеся к первому  из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму - вторичными, производными от первых.

     На  основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные  органы подразделяются на федеральные  органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные  силы всегда относятся к федеральным  органам.

      По  длительности действия государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство действуют  на постоянной основе, а  временного характера  связаны с решением неотложных задач.

      Органы  государства различаются между  собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним  лицом. По общему правилу орган государства  состоит из коллектива государственных  служащих.

      Общий анализ проблемы ответственности органов  государственной власти свидетельствует  по меньшей мере о несовершенстве действующей системы ответственности  этих органов. Необходима научная выработка  единой позиции в ее решении с  охватом органов государственной  власти федерального и регионального  уровней. Очевидно, было бы целесообразно  восстановить принцип коллегиальной  судебной ответственности, действовавший  в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов  федерации в механизм оценки правомерности  и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное  закрепление общих принципов  правовой ответственности органов  государственной власти всех уровней. Только обеспечив единство требований в данном вопросе, можно двигаться  дальше по пути построения правового  государства в России.

 

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В курсовом проекте по теме  «Основа построения механизма государства. Принципы разделения властей» все поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.

     Механизм  современного Российского государства - это закрепленная Конституцией и  иными действующими в настоящий  момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных  органов с их полномочиями, формами  и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.

     Принципы  организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные  начала, идеи и требования, лежащие  в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

     К общим конституционным принципам  организации и деятельности механизма  современного Российскою государства  относятся: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане юридических гарантий законности. Необходимым условием становления и формирования правового государства является также наличие единого правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции.

Информация о работе Орган государства: понятие, признаки, классификация