Орган государства: понятие, признаки, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта - исследование принципов разделения властей и определить основу построения механизма государства.

Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо

структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

1. Рассмотреть понятие «механизм государства» и структуру механизма государства;

2. Изучить принципы организации и деятельности

механизма российского государства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….2
ГЛАВА 1. ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….…….3


1.1. Механизм государства: понятие и структура…………………….. .…3
1.2. Принципы организации и деятельности
механизма российского государства………………………..…………….….11

1.3. Структура государственного аппарата РФ ……………………….……15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………….17
2.1. Теория разделения властей…………………………………………….18
2.2.Законодательная власть…………………………………………………20

2.3. Исполнительная власть…………………………………………………..22

2.4. Судебная власть……………………………………………..…………..26


ГЛАВА 3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………………..…………………………………….…31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….….35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………….….

Работа содержит 1 файл

курсовик саня.docx

— 65.14 Кб (Скачать)

системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой  государственных органов. Вместе с  тем от функций государства зависит  структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных органов, посредством  которой осуществляются задачи и  функции государства. Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства  понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь. Структура механизма  государства включает в себя: 1) государственные  органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности  при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных  органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и  возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.); 3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.); 4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); 5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета); 6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.   

1.2.Принципы организации и деятельности

механизма российского государства 

  Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

     Общие принципы, в свою очередь, принято  делить на две группы. К первой относятся  принципы, закрепленные в Конституции  Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном  законе «Об основах государственной  службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном  Суде Российской Федерации», «О прокуратуре  Российской Федерации» и др.).

     Первая  группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: разделение властей; народовластие; гуманизм; федерализм; разделение властей; законность.

     Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

     Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

     Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

     Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

     Согласно  статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

     -верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

  -приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

  -равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

  -обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

  -профессионализм и компетентность госслужащих;

  -гласность в осуществлении государственной службы;

  -ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  -внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

     -и некоторые другие. К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

     Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

     1.3. Структура государственного аппарата Российской Федерации

     Тесная  взаимосвязь функций и механизма  государства обусловливает необходимость  структурно-функционального подхода  к изучению структуры государственного механизма. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры  и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура  механизма государства должна рассматриваться  в неразрывной связи с его  деятельностью по выполнению государственных  функций. Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского  государства означает изучение роли и места в нем образующих его  элементов государственных органов  и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход). Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

     В абстрактной, всеобщей форме структура  государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной  власти - то есть «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 

      Теория  разделения  властей,  именуемая  нередко  принципом  разделения властей,  в  том  виде,  как  она  воспринимается   ныне   применительно   к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями  ее считаются  английский  философ-материалист,  создатель   идейно-политической доктрины материализма Джон Локк  (1632--1704)  и французский  просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

      Идеи Локка относительно необходимости  и  важности  разделения  властей были  изложены  в  главном  его  труде  «Два  трактата   о   государственном правлении» (1690), а идеи  Монтескье  о  разделении  властей  и  другие  его общественно-политические  воззрения  -   в   романе   «Персидские   письма»; историческом очерке «Размышления о причинах  величия  и  падения  римлян»  и основном его произведении - «О духе законов» (1748).

      Подобно другим научным идеям  и концепциям, теория  разделения  властей возникла не на пустом  месте.  Она  была  подготовлена  всем  предшествующим социально-политическим  развитием  и  накоплением  исторического   опыта   в организации  государственно-правовой  жизни  и  поддержании  стабильности  в обществе и государстве.

       Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. 
 
 

Информация о работе Орган государства: понятие, признаки, классификация