Орган государства: понятие, признаки, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта - исследование принципов разделения властей и определить основу построения механизма государства.

Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо

структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

1. Рассмотреть понятие «механизм государства» и структуру механизма государства;

2. Изучить принципы организации и деятельности

механизма российского государства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….2
ГЛАВА 1. ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….…….3


1.1. Механизм государства: понятие и структура…………………….. .…3
1.2. Принципы организации и деятельности
механизма российского государства………………………..…………….….11

1.3. Структура государственного аппарата РФ ……………………….……15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………….17
2.1. Теория разделения властей…………………………………………….18
2.2.Законодательная власть…………………………………………………20

2.3. Исполнительная власть…………………………………………………..22

2.4. Судебная власть……………………………………………..…………..26


ГЛАВА 3. ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………………..…………………………………….…31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….….35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………….….

Работа содержит 1 файл

курсовик саня.docx

— 65.14 Кб (Скачать)

2.1.Теория разделения властей 

Основные положения  теории разделения властей: 

  1. разделение  властей закрепляется конституцией;
  2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

   Принцип разделения властей воспринят теорией  и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».     

 Государственная  власть в правовом государстве  не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.     

    С  помощью разделения властей правовое  государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках  своей компетенции, не подменяя  друг друга; устанавливается взаимный  контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную,  исполнительную и судебную власть. 
      В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."  Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
 

    1. Законодательная  власть
 

      К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:  
-  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;   
-  органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

      Представительным  и законодательным постоянно  действующим органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание.. Совет Федерации и Государственной  Думы, наделены широкими полномочиями, главное среди которых - издание  федеральных законов. Интересно  вспомнить, что в процессе обсуждения проекта новой Конституции его  противники утверждали, что в нем  будто бы узаконивается диктатура  Президента, принижаются роль и место  парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое  Президенту право роспуска Государственной  Думы. Но, во-первых, такое право закреплено в конституциях многих демократических  государств, а во-вторых, право роспуска Государственной Думы предоставляется  Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых  Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное  Собрание РФ наделяется правом в указанных  в Конституции РФ случаях и  с соблюдением установленного порядка  отрешить Президента РФ от должности. Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется  право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в  ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

      Депутаты Государственной думы   избираются  населением  страны  путем всеобщих,  равных  и прямых выборов  (450  депутатов),  и  Совет  Федерации,  который  выбирается  путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по  два  от каждого  субъекта).  Поскольку   органом общенародного   представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль  за деятельностью  Правительства  и  ей  принадлежит  право   выражения   вотума недоверия.

      Государственная  Дума  единственный  законодательный   орган   страны.

Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе.  Депутаты Федерального  Собрания  обладают   неприкосновенностью   в   течение   всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

      Федеральное Собрание рассматривает  все вопросы  связанные   с  основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет;   федеральный сбор налогов и т.д.

      Законодательная власть обладает   верховенством,   поскольку   она устанавливает  правовые  начала  государственной   и   общественной   жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а  следовательно, определяет в  конечном  счёте  правовую  организацию  и  формы  деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение  законодательных органов в механизме правового государства обуславливает  высшую  юридическую силу принимаемых  ими  законов,  придаёт  общеобязательный  характер  нормам права, выраженных в  них.  Однако  верховенство  законодательной  власти  не носит абсолютного характера.  Пределы  её  действия  ограничены  принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.  Она

находится под  контролем народа  и  специальных  конституционных  органов,  с помощью   которых   обеспечивается    соответствие    законов    действующей конституции.

  

2.3.Исполнительная власть      

       К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:   
 -  Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;  
 -  Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;   
 -  Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

     Президент РФ. С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по Конституции  РФ Президент РФ как глава государства  не относится непосредственно к  какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это  закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии. Согласно Конституции  РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и  свобод человека и гражданина. В  установленном Конституцией РФ порядке  он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства. Он как  глава государства представляет Россию внутри страны и в международных  отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон  “Об обороне” закрепил, что Президент  РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует  совместно с Федеральным Собранием  России. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Институт президентства  имеет место и в ряде республик  в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы  исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.  

      Исполнительную  власть  Российской  Федерации осуществляет Правительство  Российской  Федерации”,  —  гласит  ст.110  п.1 Конституции РФ.

      Председатель  Правительства   РФ  назначается  Президентом   России   с

согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек  и противовесов,  т.к.  при  назначение   Президенту   придется   считаться   с парламентским   большинством.    Председатель    Правительства    предлагает кандидатуры   Президенту  на  должности  его  заместителей   и   федеральных министров.

      Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями  по осуществлению  внутренней  и  внешней  политики  государства.   Статья   114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

      Правительством   Российской   Федерации   осуществляется :  а) разработка и представление Государственной Думе РФ федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе РФ отчета об исполнении федерального бюджета; б) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществление управления федеральной собственностью; д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти

      Структура этих государственных органов включает в себя: 1) федеральные министерства (Министерство по атомной энергии, Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министерство путей сообщения, Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство финансов, Министерство экономики и др.); 2) государственные комитеты Российской Федерации (Государственный Комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, государственный Комитет по высшему образованию, Государственный Комитет по оборонным отраслям промышленности, Государственный Комитет по управлению государственным имуществом и др.); 3) комитеты Российской Федерации (Высший аттестационный комитет, Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по кинематографии, Комитет по машиностроению, Комитет по печати и др.); 4) иные федеральные органы исполнительной власти (Государственная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.). Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации. Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.     

      Механизм  парламентской   ответственности   Правительства   описан   в российской  Конституции  в  общих  чертах.  Необходима  его  детализация   в специальном  законодательстве.  Совершенно  ясно,   однако,   что институт ответственности — обоюдоострое оружие.  Его  может использовать  как  Дума, отказывая в доверии правительству,  так  и  исполнительная  власть,  угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Информация о работе Орган государства: понятие, признаки, классификация