Опыт социальной политики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить теоретические основы социальной политики государства и исследовать социальную политику зарубежных стран и России.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: изучение сущности и происхождения социальной политики государства; характеристика функций и моделей социальной политики; выявление основных направлений социальной политики в России; исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики государства
1.1. Происхождение и понятие социальной политики……………………………………………………………………………...5
1.2. Сущность социальной политики и ее основные показатели……………………………………………………………………………8
Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран и России
2.1. Анализ моделей социальной политики зарубежных стран…………………………………………………………………………………11
2.2. Особенности социальной политики России: проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОДЕЛИ СП.docx

— 413.70 Кб (Скачать)

     Правильный, разумный выбор стратегии социальной политики для российского общества, предполагает изучение и применение прогрессивных моделей зарубежных стран. В то же время при освоении зарубежного опыта важно учитывать  исторические условия и национальные особенности России.

     Относительно  России остается открытым вопрос о  том, какая модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Многие исследователи считают, что национально-культурные традиции России, включая сформировавшуюся модель патерналистских отношений между  государством и человеком, не позволяют  в обозримом будущем перейти  к либеральной экономической  модели функционирования социального  комплекса. Единственно осуществимой может быть социальная политика, соответствующая  смешанной экономике. Причем становление  этой модели должно идти параллельно  с созданием предпосылок для  такого перехода.

     Подобный  подход находит свое воплощение в  приоритетных национальных проектах, главная цель которых - инвестиции в  человека, в повышение качества жизни.

     Таким образом, современная социальная политика государства, представляющая систему  научно обоснованных, скоординированных  по целям, правовых мер, может стать  эффективной лишь при условии  ее финансового обеспечения. Причем инвестиции, полученные из федеральных, региональных государственных и  частных источников, должны быть скоординированы  по уровням государственного и хозяйственного управления, срокам, местам и субъектам  реализации принимаемых проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б. Типы социальной политики: концепции, практика // Общество и экономика. – 1997. - №5.
  2. Жуков В. И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. - М., 1996. - № 3.
  3. Кочетков А.А. Основы экономической теории: Курс лекций / А.А.Кочетков. –2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». -  2005.
  4. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов / И.П.Николаева.- М.:Юнити – Дана. -  2004.
  5. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. – 1999.
  6. Смирнов C.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. - 2004.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н.,  проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М. - 2004.
  8. Хайнц Л. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело. - 1994.
  9. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К». -  2004.
  10. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. – 1999. – № 1.
  11. www.bibliofond.ru ()
  12. www.isras.ru (Официальный сайт Института социологии РАН)
  13. www.sweden.se (Официальный сайт Швеции)
 
 
 
 
 

    Приложение  №1 

Основные  аспекты социальной политики Модели  социальной политики
Шведская  модель Континентальная модель Американо – британская модель
Цели  социальной политики Полная занятость  и выравнивание доходов граждан Создание условий  для активной самореализации каждого  члена общества в экономической  сфере;

создание  благоприятных экономических условий  для трудового активного населения

Сохранение  физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;  создание институциональных  и социально-экономических предпосылок  для реализации гражданами своих  потребностей и интересов.
Основные  производители социальных услуг и реализации социальной политики Государство Государственные, частные, социально – страховые  и благотворительные фонды Государство и  частные компании (работодатели)
Секторы, обеспечивающие финансирование социальной политики Государство Государственные и частные фонды (работодатели) Частные сбережения и частное страхование, государство
Способы финансирования социальной политики Система налогообложения Система социального  страхование и перераспределения  налогов Страховые взносы и система общего налогообложения
Охватываемые  слои населения Все население  страны В преобладающем  количестве это экономически активное население страны Все население  страны, но основным адресатом социальной помощи является семья
Формы социального обеспечения  и защиты Пособия по безработице, ежемесячные детские пособия (независимо от доходов родителей) Пособия на детей, единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям, помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам. Единой общенациональной централизованной системы социального  обеспечения не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных органами власти (помощь матерям-одиночкам, выдача продовольственных талонов, жилищные пособия и т.п.)
Учреждения, реализующие социальную политику Государственные учреждения, негосударственные организации Государственные учреждения, частные и благотворительные  фонды Государственные учреждения, частные компании и негосударственные  фонды
Доступность образования Бесплатное  среднее и высшее образование  и программы переквалификации Бесплатное  среднее и высшее образование Существует платное и бесплатное обучение (обучается примерно 70% граждан)
Доступность здравоохранения Полное обеспечение  медицинскими услугами  всего населения  страны посредством медицинского страхования Полное обеспечение  медицинскими услугами  всего населения  страны посредством медицинского страхования Все виды медицинского обслуживания ориентируются на самообеспечение населения. Медицинская помощь платная для подавляющей части населения. суммы взносов.
Отличительные черты Всеобщность и  доступность социальной защиты;

широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые  требуют поддержки общества

Учреждения, реализующие  социальную политику наделены правовой, финансовой, организационной независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере.

Особенностью  социальной политики является преобладание «натуральных» видов помощи нуждающимся  над денежными. Это например, талоны на питание, которые включают покупку  только пищевых продуктов .

 
 
 
 
 
 

Приложение  №2

Интервью  с Голушковой Мариной Николаевной,

руководителем Управления социальной защиты населения  муниципального района Пестравский 

- Марина Николаевна, скажите, пожалуйста, как долго Вы работаете социальной сфере?  

- Социальной  сфере я посвятила практически  всю свою жизнь – работаю  с 1985! С 2004 года работаю в  должности руководителя Управления социальной защиты населения муниципального района Пестравский. 

- Скажите пожалуйста, как Вы оцениваете социальную политику, проводимую в нашем государстве и в целом эффективность деятельности социальных служб на сегодняшний день?

- Это актуальный и серьезный вопрос. Совсем недавно мы анализировали, на каком уровне развития находится вся наша социальная система. В целом могу сказать, что, к сожалению, вся система социального обеспечения была сформирована в 50-е годы прошлого столетия, еще при развитом социализме, и сегодня она мало изменилась. Она привнесла не только определенные положительные моменты, но, к сожалению, и отрицательные. Связаны они во многом с иждивенческими настроениями со стороны населения, с достаточно слабой финансовой обеспеченностью и достаточно формализованным подходом со стороны социальных служб, которые нацелены не на работу с конкретными случаями, с конкретными трудными жизненными ситуациями, с детьми, инвалидами, другими гражданами, а большей частью нацелены на работу с документооборотом. Я могу сказать, что по большому счету 80% времени социального работника занимает разбор документов.

- Ответьте, пожалуйста, на какую категорию граждан сегодня в основном направлены меры социальной политики?

- Должна  сказать, что если раньше на  первый план у нас всегда выходили пенсионеры, и они были самыми бедными, то теперь – это семьи с двумя и более детьми, которые на данный момент относятся к категории наиболее малообеспеченных слоев населения. Поэтому деятельность социальных работников должна быть ориентирована на помощь конкретным семьям, и выстроить совершенно другой принцип работы.

- Марина Николаевна, на Ваш взгляд, какие особенно острые проблемы существует в социальной сфере и нужно ли реформирование работы социальных служб?

- Могу  сказать, что одной из главных проблем социальной политики являются сами работники социальной сферы, у которых очень низкая заработная плата - в среднем она составляет от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, у которых очень серьезный синдром выгорания, т.к. они работают в основном со сложными слоями населения и все время видят негативные, сложные моменты жизни. Очень часто социальные работники прекращают заниматься этим видом деятельности уже через год после начала работы.

Такой кризис говорит о том, что недовольство работников своей работой, а также  недовольство граждан этой работой  приводит к тому, что сейчас встает вопрос о системной перенастройке  работы социальной сферы, я бы даже сказала о системной модернизации социальной сферы, которую необходимо начинать от целеполагания до конкретных механизмов, в том числе с использованием современных технологий, современных  управленческих методов, чтобы сделать  социальную сферу более адресно-ориентированной  и максимально эффективной.

- Если говорить  о выплачиваемых  пособиях, хочется  узнать выполняется ли их адресность?

- В Государственной Думе был принят закон о государственной социальной помощи, в котором идет речь о адресности социальной помощи. Суть закона заключается в обеспечении соответствующей помощью именно тех, кто в ней нуждается, т.е. тем самым выполнение так называемого принципа адресности. Но парадокс заключается в том, что например только 20% финансирования уходит на беднейших, а остальные 80% расходятся по всем остальным.

- На Ваш взгляд, какие меры должно предпринять государство, чтобы совершенствовать деятельность социальной политики?

- Государство наше должно проводить последовательно социальную политику, направленную на защиту прав и интересов граждан, на то, чтобы обеспечить нормальные условия работы для тех, кто может заработать сам и оказывать социальную поддержку и помощь тем, кто сам заработать не может и нуждается в общественной поддержке.

- Марина Николаевна, большое спасибо Вам за подробные ответы и время, потраченной на нашу беседу! Успехов в Вашей нелегкой работе!

Информация о работе Опыт социальной политики зарубежных стран и России