Опыт социальной политики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить теоретические основы социальной политики государства и исследовать социальную политику зарубежных стран и России.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: изучение сущности и происхождения социальной политики государства; характеристика функций и моделей социальной политики; выявление основных направлений социальной политики в России; исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики государства
1.1. Происхождение и понятие социальной политики……………………………………………………………………………...5
1.2. Сущность социальной политики и ее основные показатели……………………………………………………………………………8
Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран и России
2.1. Анализ моделей социальной политики зарубежных стран…………………………………………………………………………………11
2.2. Особенности социальной политики России: проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОДЕЛИ СП.docx

— 413.70 Кб (Скачать)

     Особое  внимание хотелось бы обратить на динамику взглядов россиян в 1996 и 2008гг. на то, как должна строиться система социальной защиты граждан, т.е. на то, кто должен получать помощь, и кто – ее оказывать. (Рисунок 3)

     Рисунок 3

Динамика  взглядов россиян  на то, как должна строиться система  социальной защиты граждан, 1996-2008, %

     Характер динамики представлений населения об оптимальной  системе социальной защиты за последние 12 лет говорит, что, во-первых, резко выросла доля россиян, полагающих, что государство должно защищать всех малоимущих, в настоящее время так думает 50% россиян. Во-вторых, резко сократилась доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать только нетрудоспособных. В-третьих, втрое сократилось число россиян, связывающих решение задач социальной политики в первую очередь с деятельностью предприятий.

     Характер  «кажущегося благополучия» в социально-экономической сфере подтверждает динамика основных опасений россиян в социальной сфере. Из Рисунка 4 видно, что интенсивность опасений россиян за последние три года возросла.

Рисунок 4

Динамика  опасений россиян, % (допускалось до 5-ти ответов)

     С проблемами плохого материального  положения в 2008 году столкнулись 39% россиян, в то время как без  средств к существованию боятся остаться около 50%. Проблемы, связанные с работой, испытывали 24%, в то время как боятся потерять работу – 32%. Доля россиян, которые знают, что такое вредные привычки у близких (алкоголизм и т.п.), составляет 7%. В 2003 году доля россиян, считавших главной причиной неустроенности своей жизни наличие вредных привычек у членов семьи, составляла почти 7%. В то же время боятся превращения кого-то из близких в алкоголика 13% россиян, а превращения ребенка в наркомана – почти 25%. С проблемами, связанными со здоровьем, сталкивалось 35% россиян, по поводу потери собственного здоровья или здоровья близких испытывают страх более 70% опрошенных.

     Таким образом, наши граждане опасаются не столько того, что уже произошло, а того, что может случиться. Например, страх потери здоровья для них связан и с ослаблением позиции на рынке труда (вызванным болезнью, инвалидностью и слабой поддержкой близких). Поэтому многие уверены, что не найдут хорошую работу по состоянию здоровья. Разрыв между опасениями и проблемами характерен и для других страхов россиян. Это невозможность получить медицинскую помощь и определенное образование, остаться без средств к существованию; рост жилищно-коммунальных платежей и неясность перспектив на будущее и т.д.

     Реформы 1990-х годов обусловили настороженное, а в ряде случаев заведомо негативное отношение к любым преобразованиям  в экономической и социальной сферах. Одновременно в обществе все  последние годы формировался запрос на новое качество жизни и требование «вернуть» государству социальную сферу. Все это обусловило достаточно противоречивое отношение россиян  к этой проблеме.

     На  вопрос о том, как изменилось положение  дел в различных сферах жизни  российского общества за время президентства  В. Путина, из 14-ти показателей лишь в 4-х респондентами отмечаются позитивные изменения (безработица – 38%, возможность  зарабатывать – 43%, поддержка семьи  и рождаемости – 34%, пенсионное обеспечение  – 29%). По остальным сферам россияне либо не видят никаких изменений  в лучшую, либо отмечают ухудшение ситуации. Доля критических оценок превышает долю положительных по следующим сферам жизни: бедность – 31%, социальная справедливость – 30%, ситуация с дошкольными детскими учреждениями – 31%, высшее образование – 34%, здравоохранение – 43%, жилищная ситуация – 42%, уровень жизни населения – 32%, , экологическая ситуация – 28%, личная безопасность – 25%. (Таблица 1).

Таблица 1

     Изменение положения дел  в различных сферах жизни за время  президентства В.В.Путина, %

Сферы жизни Ситуация  улучшилась Ситуация  ухудшилась
Безработица 38,0 16,0
Возможность зарабатывать 43,0 13,0
Бедность 16,0 31,0
Социальная  справедливость 11,0 30,0
Поддержка семьи и рождаемости 34,0 19,0
Дошкольные  детские учреждения 13,0 31,0
Среднее образование 14,0 17,0
Высшее  образование 13,0 34,0
Здравоохранение 13,0 43,0
Жилищная  ситуация 10,0 42,0
Пенсионное  обеспечение 29,0 24,0
Уровень жизни населения 20,0 32,0
Экологическая ситуация 7,0 28,0
Личная  безопасность 7,0 25,00
 

     Среди причин роста недовольства россиян  в последние годы следует назвать  настороженное отношение наших  сограждан к любым социальным новациям властей. Настороженное отношение  к любым социальным реформам связано  с крайне низким уровнем информированности россиян о сути этих реформ, что в свою очередь порождает массу слухов, домыслов, фобий и т. д.

     Так, от объявления президентом о национальных проектах до проведения настоящего исследования прошло полгода, однако 44% респондентов о них ничего не знают. Отсюда весьма смутное представление о том, для чего эти проекты нужны и какой результат от них ожидать.

     Даже  если взять такое стабильно одобряемое обществом дело, как повышение  зарплат: 58% россиян не верят, что  увеличение зарплат бюджетникам  в полтора раза до 2009 г. сможет действительно  улучшить их материальное положение. Еще  больше тех (72%), кто не верит, что  это увеличение будет способствовать росту качества медицинских и  образовательных услуг (Рисунок  5). 

     Рисунок 5

     Уровень информированности  россиян о национальных проектах и их отношение  к этим проектам, %

     Чем хуже (по самооценкам) материально обеспечены респонденты, тем, как правило, они  менее информированы о национальных проектах в социальной сфере, и тем  больше скепсиса демонстрируют в  отношении того, что увеличение зарплаты бюджетников заметно улучшит  их положение, а рост зарплат повлечет за собой улучшение работы системы  образования и здравоохранения.

     Как показывает исследование, у многих россиян весьма смутные представления  не только о национальных проектах, но и о реформах, которые начались уже– 5-6 лет назад (Рисунок 7).

     Рисунок 7

     Отношение россиян к реформам в социальной сфере, реализация которых  началась или может  скоро начаться, %

     

     В то же время неправильно считать, что в российском обществе доминирует глухое неприятие и отторжение любых  социальных новаций властных структур. В целом отношение к реформам можно разделить на две группы. Первая – осуществляемые или планируемые реформы, которые отвергаются населением, считаются неправильными и неприемлемыми. К ним можно отнести предложения об увеличении возраста выхода на пенсию, реформу ЖКХ и медицины и, что неожиданно, единую 13% шкалу подоходного налога, существующую много лет и не вызывавшую, казалось бы, особых нареканий.

     Ко второй группе относятся реформы, которые значительное число россиян готовы поддержать, хотя и с оговорками. Имеется в виду их поддержка только в том случае, если соответствующие реформы не ухудшат их материального положения. К таким реформам относятся пенсионная реформа, монетизация льгот, введение единого госэкзамена в школах.

     Как показало исследование, один из ключевых факторов, определяющих отношение россиян  к социальной политике государства  – это практикуемые формы социальной помощи бедным слоям населения. За их обеспечение, по мнению россиян, несет  ответственность, в первую очередь, государство, как фактически единственный значимый субъект социальной политики.

     Для более полного анализа социальной политики России мною был проведен экспертный опрос. В качестве эксперта выступил руководитель Управления социальной защиты населения муниципального района Пестравский Голушкова Марина Николаевна. (Приложение №2)

     Затрагивая  вопрос о оценке социальной политики, проводимой в нашем государстве  и эффективности деятельности социальных служб, было получено следующее мнение: «…в целом могу сказать, что, к сожалению, вся система социального обеспечения была сформирована в 50-е годы прошлого столетия, еще при развитом социализме, и сегодня она мало изменилась. Она привнесла не только определенные положительные моменты, но, к сожалению, и отрицательные. Связаны они во многом с иждивенческими настроениями со стороны населения, с достаточно слабой финансовой обеспеченностью и достаточно формализованным подходом…».

     По  мнению эксперта на сегодняшний день кардинально изменилась категория  граждан, которым в преобладающем  большинстве оказывается социальная помощь - «…если раньше на первый план у нас всегда выходили пенсионеры, и они были самыми бедными, то теперь – это семьи с двумя и более детьми, которые на данный момент относятся к категории наиболее малообеспеченных слоев населения. Поэтому деятельность социальных работников должна быть ориентирована на помощь конкретным семьям, и выстроить совершенно другой принцип работы».

     Эксперт также обратил внимание на такую  проблему социальной сферы, как сами работники данной области, «…у которых очень низкая заработная плата - в среднем она составляет от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, у которых очень серьезный синдром выгорания, т.к. они работают в основном со сложными слоями населения и все время видят негативные, сложные моменты жизни».

     Говоря  о мерах, которые должно предпринять  государство, чтобы совершенствовать деятельность социальной политики следует отметить следующее – «…сейчас встает вопрос о системной перенастройке работы социальной сферы, я бы даже сказала о системной модернизации социальной сферы, которую необходимо начинать от целеполагания до конкретных механизмов, в том числе с использованием современных технологий, современных управленческих методов, чтобы сделать социальную сферу более адресно-ориентированной и максимально эффективной».

     Таким образом, результаты исследования показывают, что современное государство  должно гарантировать социальные права  граждан и защищать их от социальных рисков. В этой связи политикам  и обществу важно отдавать себе отчет, какие ресурсы необходимо предоставить самым нуждающимся, чтобы остановить процесс скатывания миллионов людей  в социальную и экономическую  изоляцию. Главной предпосылкой социальной политики должно стать понимание  того, что ответственность за социальные риски и их последствия не может возлагаться на человека без предоставления ему рычагов и механизмов реализации этой ответственности. 

     Заключение

     Социальная  политика - это одна из важнейших  составляющих жизни любого общества. Она представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий  для удовлетворения потребностей человека, повышение общего уровня благосостояния населения и создание эффективной  системы социальных гарантий.

     Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своём социальном развитии.

     Основными задачи социальной политики любого государства являются стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, сдерживание роста безработицы и материальная поддержка социально незащищённого населения, поддержание стабильного уровня реальных доходов населения, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура) и другие.

     Каждое  государство выбирает свою модель социального  развития. Этот выбор определяется уровнем экономического развития страны, приоритетами социальной политики, особенностями исторического развития и другими. В высокоразвитых европейских странах наиболее распространены шведская, континентальная, англо-американская модели. Каждая из них предполагает свои цели государства в социальном развитии  и методы их достижения.

Информация о работе Опыт социальной политики зарубежных стран и России