Опыт социальной политики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить теоретические основы социальной политики государства и исследовать социальную политику зарубежных стран и России.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: изучение сущности и происхождения социальной политики государства; характеристика функций и моделей социальной политики; выявление основных направлений социальной политики в России; исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики государства
1.1. Происхождение и понятие социальной политики……………………………………………………………………………...5
1.2. Сущность социальной политики и ее основные показатели……………………………………………………………………………8
Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран и России
2.1. Анализ моделей социальной политики зарубежных стран…………………………………………………………………………………11
2.2. Особенности социальной политики России: проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОДЕЛИ СП.docx

— 413.70 Кб (Скачать)

    По  мнению В. В. Колкова, на основе анализа  деятельности современных государств можно выделить следующие элементы социальной политики - социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.8

    В.М. Капицин, к числу ее основных направлений  относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку  семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое  обслуживание населения; 4) поддержку  престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов.9

     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование  и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые  другие сферы. 

     Существуют  различные классификации моделей  социальной политики, но так или  иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.

     Ряд исследователей выделяют следующие принципы социальной политики, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

  • гуманизм, социальная справедливость;
  • системность, непрерывность, преемственность;
  • сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
  • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
  • адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.10

    В социальной сфере проявляются и  оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и  способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и  проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистический  смысл направленности общественного развития.11

    По  мнению большинства исследователей, основными индикаторами общественного  развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются доходы, как материальные источники существования, занятость населения, здоровье и продолжительность жизни, обеспеченность жильём, уровень культуры и образования, состояние окружающей среды и т.д.

    Таким образом, социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста становится главной целью экономической деятельности. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. То есть, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы. 

Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран  и России

2.1. Анализ моделей социальной политики зарубежных стран

     Мировая экономика сформировала несколько  общих моделей социально-экономического развития, в рамках которых реализуется соответствующая модель социальной политики. Объединяет их цель, заключающаяся в наиболее полной реализации потенциала граждан и достижении социально- экономического благополучия всего населения, но в каждой модели реализуются различные средства её достижения.

     Особый  интерес представляют модели социальной политики, сложившиеся в развитых зарубежных странах, например, шведская, континентальная, американо-британская. Рассмотрим каждую из этих моделей более детально и выделим особенности каждой из них.

     Лучшим образцом социальной политики в наше время большинство теоретиков и практиков считают шведскую модель. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов граждан.

     Приоритетной  целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей  численности занятых работающие по найму составляют 92%.12 Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

     В шведской модели социальной политики значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения доходов является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. А услуги в большинстве случаев реализуются через муниципалитеты.

     Осуществление основных задач социальной политики идет через перераспределение доходов. Универсальность модели выражается во всеобщности и доступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.13

     Отличительная черта шведской модели - широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не зависят от занятости и уплаты страховых взносов.

     Социальное  обеспечение в Швеции находится на высоком уровне. Оно предусматривает, прежде всего, выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства.

     Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается  до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми.

     Образование в Швеции охватывает все население  и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее  и высшее образование, а также  программы переквалификации и ряд  других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения  дает возможность непрерывного образования  на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования  значительно снижают уровень  безработицы и отражают политику полной занятости населения.

     Швеция  тратит на образование больше, чем  любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Высшее образование в Швеции финансируется в значительной степени от налоговых поступлений. С 2011 года плата за обучение будет введена для студентов из-за пределов ЕС/ЕЭП и Швейцарии. «Правительство полагает, что шведское высшее образование должно конкурировать с точки зрения качества и хорошие условия, а не только путем предоставления бесплатного образования».14 Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда.

     Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государство несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действенное функционирование различных социальных служб. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

     В дополнение к услугам государственного социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

     Бесплатное  здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

     Континентальная модель устанавливает жесткую связь  между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит  социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. Целью такой  социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической  сфере. Для этого требуются общие  институциональные условия, которые  регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит  не перераспределение дохода через  бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий  для трудового активного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.15

     В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь  бюджетные отчисления и страховые  взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения  являются как государственные, так  и частные (но находящиеся под  контролем государства) социально-страховые  фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

     Центральным принципом данной модели является упор на рынок и принцип социального  страхования под государственным  наблюдением. Из-за приверженности к  системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партерами», как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, эта модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь.

     Страной, где максимально полно реализованы принципы континентальной модели, является Германия. Эта страна первой в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда; Закон о страховании от несчастных случаев на производстве; Закон об инвалидности и страховании по старости. Этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня. Развитая система социальной помощи – одна из черт «социального рыночного хозяйства» в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя - «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, будет оказана помощь.

     В Германии действует четыре вида социального страхования: пенсионное, медицинское, по безработицы и от несчастных случаев.

     Социальное  страхование финансируется совместно работодателями и наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней.

     Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при  рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам  войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.

     В системе здравоохранения действует  система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения  охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан  платит государство.

     В системе образования главным  является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он соответствует всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.

     Система социальной защиты в Германии действует  по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной  независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Отдельно действуют организации по пенсионному  обеспечению, обеспечению по болезни  и в связи с несчастными  случаями на производстве. Страхование  по безработице не входит в общую  систему социальной защиты и действует  в рамках политики содействия занятости  населения, которая находится в  ведении федерального ведомства  по труду.

Информация о работе Опыт социальной политики зарубежных стран и России