Опыт социальной политики зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить теоретические основы социальной политики государства и исследовать социальную политику зарубежных стран и России.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: изучение сущности и происхождения социальной политики государства; характеристика функций и моделей социальной политики; выявление основных направлений социальной политики в России; исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики государства
1.1. Происхождение и понятие социальной политики……………………………………………………………………………...5
1.2. Сущность социальной политики и ее основные показатели……………………………………………………………………………8
Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран и России
2.1. Анализ моделей социальной политики зарубежных стран…………………………………………………………………………………11
2.2. Особенности социальной политики России: проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОДЕЛИ СП.docx

— 413.70 Кб (Скачать)

     Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

     Модель  социальной защиты, используемая Великобританией  и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу. Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.

     Американская  модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профсоюзов в общественно-политической жизни страны.

     Социальное  обеспечение в США признано важнейшим  приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена  между частными компаниями и государством. Частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство  поддерживать нуждающихся в целом. Государство отвечает за предоставление минимального уровня помощи, а также  за его широкую доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества.

     Единой  общенациональной централизованной системы  социального обеспечения в США  не существует. Она образуется из разного  рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно  федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями. Государственное социальное обеспечение в США включает две сферы – социальное страхование и социальное вспомоществование. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Эта сфера забирает львиную долю социальных расходов государства. Программы социального страхования охватывают основную часть американцев.

     Вторая  сфера государственного социального  обеспечения – социальное вспомоществование. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов («пасынки бюджета»). Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам, медицинскую помощь бедным, выдачу продовольственных талонов, жилищные пособия, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах и т.д. Всего существует 180 подобных программ.

     Основным  адресатом социальной помощи является семья. Главный критерий получения материальной поддержки – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание «натуральных» видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.

     Таким образом, исследование шведской, континентальной  и американо-британской моделей  показало, что осуществление таких  моделей возможно в государствах с высокоразвитой экономикой. Социальная политика в рамках выше названных  моделей приводит к эффективным  результатам и обеспечивает стабильность в обществе.

     Для наглядного представления и уяснения основных аспектов социальной политики стран, а также их сходств и  отличий мною была разработана сравнительная таблица. В таблице представлены характеристики моделей социальной политики каждой из стран по следующим основаниям: цели социальной политики, основные производители социальных услуг и реализации социальной политики, секторы, обеспечивающие финансирование социальной политики, охватываемые слои населения и другие. (Приложение №1) 

     2.2. Особенности социальной политики России: проблемы и пути их решения

     Актуальным  является вопрос о месте российской модели социальной политики в структуре  современных моделей. Для этого  рассмотрим основные направления и  средства реализации российской социальной политики, её главные проблемы и пути их решения.

     Переход к рыночным отношениям в начале 90-х  годов прошлого века обусловил перемены и в социальной сфере. Система  государственных бесплатных социальных услуг распалась, а условия для  создания новой еще не были созданы, так как социальная сфера в  период реформ не была для государства приоритетной. Поэтому объектами социальной политики становилась то одна социальная группа, то другая.

     Впоследствии  власть взяла курс на патерналистскую  модель социальной политики. Однако предпринимаемые меры, такие как выплаты пособий по безработице, индексация пенсий, компенсации роста цен, и другие не привели к желаемым результатам. Повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни населения. Оно привело к быстрому нарастанию бюджетного дефицита.

     Таким образом, патерналистская модель оказалась  неэффективной в регулировании  современных социальных процессов  в обществе. Однако ее применение на начальном этапе социально-экономических  преобразований было обосновано в силу ряда объективных причин: резкое падение  уровня жизни населения; отсутствие опыта решения масштабных задач  в области социальной политики; отсутствие необходимой материальной и нормативной базы для осуществления социальных реформ.

     В условиях дальнейшего развития рыночной экономики государство перешло от патерналистской модели к адресной модели социальной политики. Основными характеристиками этой модели являются: четкое определение приоритетов социальной политики; дифференциация помощи государства в отношении различных слоев населения; определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.

     Один  из важнейших аспектов изменения  модели социальной политики связан с  переходом от социальной поддержки  к социальному страхованию, с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов. Формирование адресной социальной поддержки предполагает введение целевого распределения и использования социальных трансфертов.

     Адресная  социальная политика предполагает концентрацию усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработку новых  механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных  бюджетных расходов и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

     В связи с этим по инициативе бывшего  Президента России В.В.Путина в 2005 году российским правительством были определены и разработаны приоритетные национальные проекты, напрямую связанные с проблемами социального развития: «Здоровье», «Образование», «Доступное жильё». Их осуществление началось в 2006 году и  в основном завершилось в 2010 году. Осуществление этих проектов позволило  решить многие социальные проблемы: укрепление материальной базы системы здравоохранения  и образования, повысить качество медицинских  и образовательных услуг, повысить заработанную плату работников этих сфер, снять остроту жилищного  вопроса и другие.

     В практике российского государства  в настоящее время остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет использоваться и окажется наиболее адекватной. Недовольство населения сложившейся в социальной сфере ситуацией ведет к поиску оптимальной для России модели социальной политики, как общества, так и властных структур. При этом ощущается явный дефицит включенности самого общества в осмысление и обсуждение социальных приоритетов, которые бы в полной мере соответствовали ожиданиям и потребностям различных групп населения.

     Отсюда  произошла идея проведения широкомасштабного  социологического исследования, основная цель которого – выявление общественного  мнения россиян по широкому кругу  вопросов социальной политики государства, выяснение того, что думают различные  слои населения о начатых и  намечающихся реформах в социальной сфере.16

     Исследование  было проведено в марте-апреле 2008 г. специалистами Института социологии РАН. По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны было опрошено 1750 респондентов, представляющих 11 социальных групп населения: рабочих предприятий, шахт и строек; инженерно-техническую интеллигенцию; гуманитарную интеллигенцию (преподаватели ВУЗов, учителя школ, ученые); работников торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи; предпринимателей малого и среднего бизнеса; военнослужащих и сотрудников МВД; жителей сел и деревень; городских пенсионеров; студентов ВУЗов; безработных.

     Опрос проводился в 58 поселениях, пропорционально  населению мегаполисов, областных  центров, районных городов и сел.

     Разработанная программа исследования позволила  осветить следующие проблемы: Как  представлена в общественном мнении россиян оптимальная модель социальной политики государства? Как оценивается  в общественном мнении ход реформ в сфере здравоохранения и  образования? Отвечают ли жилищная политика и реформы в сфере ЖКХ потребностям населения страны? Каково отношение российских граждан к президентским общенациональным проектам?

     Итак, обратимся к ответам на первый вопрос, который отражен на Рисунке 1 «Представления россиян о главных целях деятельности российского правительства».

     Рисунок 1

     Представления россиян о главных  целях деятельности российского правительства, %.

     На  первый вопрос были получены следующие  ответы: «развитие традиционных отраслей экономики» – 49%, «социальная помощь наиболее обездоленным слоям населения» – 45%, «повышение качества «человеческого капитала страны», прежде всего, за счет улучшения системы образования  и расширения доступа к нему»  – 32%, «выравнивание заработной платы  за одну и ту же работу в государственном  и частном секторах и в разных регионах страны» – 29%, «развитие  новых наукоемких отраслей экономики  (информационных технологий, авиастроения и т.д.)» – 27%, «забота о развитии культуры, морали, духовности и т.п.» – 23%, «развитие отечественной науки и рост обороноспособности страны» – 15%, «активная внешняя политика, отстаивание интересов России на международной арене» – 13%.

     Таким образом, среди наших сограждан  достаточно много сторонников включения  социальной политики в число основных приоритетов. В общей сложности 64% россиян назвали две основные задачи: инвестиционную – повышение  качества человеческого капитала страны, и гуманитарную – помощь наиболее нуждающимся слоям населения, т.е. в основной массе россияне связывают приоритеты государственной политики скорее, с экономикой, чем с социальной сферой. Однако 36% вообще не назвали ни одной задачи, связанной с проблематикой социальной политики.

     Рассматривая  вопрос о динамике взглядов населения страны о том, сможет или не сможет большинство россиян прожить без постоянной заботы и опеки со стороны государства мы получили следующую картину (Рисунок 2). 

Рисунок 2 

Динамика  взглядов населения  страны о том, сможет или не сможет большинство  россиян прожить  без постоянной заботы и опеки со стороны  государства, 1990-2008, %

     Сравнивая ответы 1990 и 2008гг. мы получили следующие  ответы: 1990 г од – 12% считают, что  смогут прожить без постоянной заботы и опеки со стороны государства, в 2008 году этот показатель составил 22%. Свыше 60% россиян выражали согласие с необходимостью заботы и опеки  государства о населении (1990 год  – 77%, 2008 год – 61%).

     Таким образом, из динамики взглядов наших граждан в период экономических реформ однозначно следует, что представления россиян об оптимальной социальной политике являются не столько результатом идеологических пристрастий или переноса на сегодняшнюю действительность советского опыта, сколько результатом осмысления новых российских реалий, и прежде всего – опыта самостоятельного решения своих социальных проблем в рыночных условиях. Сегодняшний всплеск патерналистских ожиданий – это ответ россиян на многолетний уход государства из социальной сферы.

Информация о работе Опыт социальной политики зарубежных стран и России