Определение и развитие функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи: дать определение понятию «функции государства» и определить признаки функций государства, проанализировать эволюцию развития функций государства, которая включает в себя развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды, раскрыть виды функций государства, дать общую характеристику глобальных проблем современности и определить пути их решения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Вопрос о функциях государства и глобальных проблемах современности имеет не толь.docx

— 51.59 Кб (Скачать)

Осуществляя рассматриваемую  функцию,  Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международнопризнанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств,  гражданства и защиты переселенцев,  заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;  создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых  моментов, перспектив и тенденции  развития данной функции являются такие  документы, как Договор о Союзе  Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Договор  между Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

4) Функция интеграции в  мировую экономику и сотрудничества  с другими странами в решении  глобальных проблем. В самостоятельную  основную функцию данное направление  деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Новый характер международных  связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США,  с государствами Западной Европы,  с большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение  России  в  мировую  экономику  привело  к  реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической  политики потребовало соответствующего правового обеспечения.  В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", законы Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы", и др.

Важной стороной данной функции  является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем,  затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф. 

 

2.3. Функция сотрудничества  с другими государствами в  решении глобальных проблем

Современное развитие цивилизации  проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации[11].

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида. К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др. Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.

Что касается второй разновидности  глобальных проблем современности, то, как заметил проф. Венгеров, «человечество — особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения»[12]. Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов — целенаправленная деятельность государства.

Существование глобальных проблем  человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Наличие глобальных функций  практически стирает различия между  внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:

1.                  функцию защиты прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ);

2.                  функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;

3.                  функцию решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;

4.                  функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;

5.                  функцию сотрудничества в области освоения космоса;

6. функцию объединения  усилий в создании общепланетарного информационного пространства; и др.

В современных условиях развитие государств определяется процессом  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс  углубляется в программе совершенствования  сотрудничества.

Функция сотрудничества и  взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются  различные организации, деятельность которых направлена на улучшение  экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с  другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения  необходимо устанавливать, развивать  и регулировать.

Политические отношения: Государство обязано защищать своих  граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.[13]  Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место  государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими  государствами. Внешняя торговля, кредиты  и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она  не может развиваться обособленно, так как связана с мировой  культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что  служит взаимному духовному росту  и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные  выставки, фестивали, олимпиады, международный  туризм и многое другое.

Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро  встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится  в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной  частью программы завершения строительства  материально - технической базы в  государстве.

В ряде государств это проявляется  в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках  мира. Из государственного бюджета  все больше и больше выделяется средств  на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную  помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

Сущность экологической  глобальной проблемы, или нарушенного взаимодействия общества и природы, составляет неконтролируемый рост техносферы и его отрицательное воздействие на биосферу. Ее компонентами являются: уничтожение многих видов растений и животных и снижение биосферного разнообразия; истощение невозобновляемых природных ресурсов и деградация возобновляемых (почвы, лесов, пресных вод) ввиду увеличения масштабов их потребления; исчерпание возможностей среды обитания по поглощению отходов антропогенной деятельности; насыщение биосферы техносферными элементами (особенно химическими и радиационными составляющими); угроза деградации и вымирания человечества в результате ухудшения экологической обстановки; растущая концентрация населения в крупнейших городах; подмена естественных процессов саморегуляции биосферы антропогенным воздействием и рост необходимого участия человека в поддержании благоприятного состояния природной окружающей среды.

Сущность антропологической  глобальной проблемы, или нарушения межчеловеческих связей и культурных процессов, составляет усиливающаяся дисгармония между развитием природных и социальных качеств человека. Ее компонентами являются: снижение природного здоровья людей, угроза разрушения генофонда человечества и появление новых болезней; отрыв человека от биосферной жизни и переход в техносферные условия жизнедеятельности; дегуманизация людей и открытая проповедь аморализма; расщепление культуры на элитарную и массовую, ее коммерциализация и отрыв от человека; рост количества самоубийств, алкоголизма, наркомании и других способов «ухода от реальности»; расцвет тоталитарных религиозных и политических группировок.

Сущность социальной глобальной проблемы, или нарушения социальных и политических взаимосвязей, составляет неприспособленность механизмов социальной регуляции к изменившейся реальности. Ее компонентами являются: растущая дифференциация стран и регионов мира по уровню потребления природных ресурсов и уровню экономического развития; сохранение, несмотря на техногенное развитие, большой численности людей, живущих в условиях недоедания и нищеты, переход (вследствие глобализации экономического пространства) денежных и природных ресурсов под контроль транснациональных корпораций; неконтролируемая миграция населения из регионов бедствий в благополучные регионы и взрыв межэтнической напряженности; формирование в промышленно развитых странах низшего слоя населения, не задействованного в общественном производстве и не имеющего шансов на продвижение ввиду низкого уровня образования; вырождение политических партий и демократической системы выборов при обработке массового сознания современными СМИ. 

 

У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и  противоречивом мире, требующем его  особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой "в цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав". Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав — это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только "цивилизованного", но и любого уважающего себя и своих граждан государства и общества. А,  во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

В настоящее время нет  необходимости возвращаться к уже  пройденному пути и пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

Итак,  в процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются  и  видоизменяют  свое  содержание,  третьи  —  возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства,

Информация о работе Определение и развитие функций государства