Определение и развитие функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи: дать определение понятию «функции государства» и определить признаки функций государства, проанализировать эволюцию развития функций государства, которая включает в себя развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды, раскрыть виды функций государства, дать общую характеристику глобальных проблем современности и определить пути их решения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Вопрос о функциях государства и глобальных проблемах современности имеет не толь.docx

— 51.59 Кб (Скачать)

Вопрос о функциях государства  и глобальных проблемах современности  имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Ответ на этот вопрос позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,  внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Актуальность избранной  темы объясняется, прежде всего, тем, что  государство играет важную роль в  жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории  человечества не было одинаковым.[1] Вопросы  о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся  к числу основополагающих и дискуссионных.

Однако функции государства  не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций  могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

Об актуальности данной темы свидетельствует и то, что современное  развитие цивилизации проходит под  знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Существование глобальных проблем  человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический  процесс, протекающий по объективным  законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества.[2] Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи: дать определение  понятию «функции государства» и  определить признаки функций государства, проанализировать эволюцию развития функций  государства, которая включает в  себя развитие и изменение функций  как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся  внешней среды,  раскрыть виды функций государства, дать общую характеристику глобальных проблем современности и определить пути их решения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

В процессе работы была использована научная и периодическая литература.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

I. Определение и развитие  функций государства.

1.1. Понятие, содержание  и признаки функций государства.

В западной науке вопрос о  функциях государства практически  не рассматривается, речь идет о целях  и задачах государства. В нашей  науке понятие «функции государства» появилось и стало широко использоваться на раннем этапе развития отечественной  теории государства и права. 

Термин "функция" в научной  литературе имеет далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане  он рассматривается  как  "внешнее  проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей манере".

Применительно к государству  термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько  иной смысл и значение. Функции  государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства,  обусловленные его сущностью и содержанием,  а также стоящими перед ним на том, или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства. Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.

Не всеми авторами такое  представление о функциях тогда  разделялось, но, тем не менее, в модернизированном  виде оно в значительной мере сохранилось  и по сей день. В подтверждение  сказанного можно сослаться на определение  понятия "функция государства",  в соответствии с которым им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.[3]

Еще раньше названного варианта трактовки функций государства  в западной,  а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось  при  рассмотрении  деятельности  государства  как "чисто юридического  феномена",  сугубо юридического  лица и  как своеобразной корпорации.

Помимо названных вариантов  понимания и трактовки функций  государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"4. При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики,  его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения. Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе,  предпринимается ничем не  оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

Наличие различных точек  зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства  является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед  государством на том или ином этапе  его развития, при осуществлении  своих функций государство может  использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая) исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться  в нескольких сферах жизни общества.

Итак, функции государства  — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства,  в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение[4].

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций  государства.

1. Функции государства  непосредственно выражают и предметно  конкретизируют его классовую  и общечеловеческую сущность. Их  содержание учитывает  классовые,  групповые    национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства  воплощается и раскрывается его  активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства  возникают и развиваются сообразно  его историческим задачам и  целям. Государство выполняет  свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств  различных исторических типов  проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные в зависимости  от важности и социальной значимости направлений деятельности государства.

Основные функции —  это наиболее общие, важнейшие направления  деятельности государства по осуществлению  коренных стратегических задач и  целей, стоящих перед ним в  определенный исторический период.

Основным функциям государства  присущ ряд  общих черт. 

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая  и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,  финансовая деятельность,  дипломатия,  внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата. В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих,  генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни. 

 Неосновные функции,  будучи  составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни, Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — определенная, проникнутая  внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

Итак, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции  государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания,  его социально-классовой предопределенности к направленности, а также в значительной мере — от его идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью,  содержанием,  идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением. 

 

1.2.  Эволюция функций государства 
 

Выше уже отмечалось, что  функции государства подвергаются не только влиянию собственно  государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой «живет», действует государство.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой  сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или  менее причинная зависимость  все же характеризует функции  государства, которые представляют собой важнейшие направления  деятельности государства в определяющих областях его существования в  экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Для определения этого  влияния в теории государства  используется понятие эволюции функции  государства, которое включает развитие и изменение функций как под  воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так  и под воздействием развивающейся  внешней среды.  При этом, разумеется, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоятельностью.

Информация о работе Определение и развитие функций государства