Определение и развитие функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи: дать определение понятию «функции государства» и определить признаки функций государства, проанализировать эволюцию развития функций государства, которая включает в себя развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды, раскрыть виды функций государства, дать общую характеристику глобальных проблем современности и определить пути их решения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Вопрос о функциях государства и глобальных проблемах современности имеет не толь.docx

— 51.59 Кб (Скачать)

3) Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция  сложилась  вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции "каждому гарантируется  свобода  литературного,  художественного,  научного, технического и других видов творчества, преподавания[8]", охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции  сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,  кино,  музыки,  живописи,  архитектуры и т.д.;  физической культуры и спорта; радио,  телевидения и других средств массовой информации;  сохранение историко-культурных памятников,  исторических комплексов,  заповедных территорий,  архивов, музеев,  библиотек.

В  содержание данной функции входят  также:  государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных  коллективов и для  свободной  состязательности различных школ и направлений;  поддержка  приоритетного  развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования;  меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления  данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре. Закон РФ "Об образовании"  (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации "О государственной поддержке Российского фонда культуры", "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ" и др.

4) Экологическая функция,  или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов.  Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и последствия ее для  человека.  Создавая  огромные  блага  для  людей,   научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической  функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей  среды,  регулирования  природопользования,  обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

Ведущая роль в осуществлении  экологической функции принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды. Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему профилю, участвуют Министерство по атомной энергии. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, комитеты Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет  на себя обязательства перед своими гражданами по  обеспечению нормальной среды обитания„  Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды",  "Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения" и др.

5) Функция налогообложения  и взимания налогов. Это направление  деятельности государства охватывалось  ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и  усложнения  содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий,  основанных на всех формам собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом  выполнения рассматриваемой функции  выступает Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы  РФ". В нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права,  обязанности,  ответственность налогоплательщиков и т.д.  Контроль над исполнением данного Закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральную налоговую полицию, которые проверяют правильность исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.

Кроме того,  они призваны обеспечивать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостоверения.

Нынешние кризисные явления  в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции,  как ее регулирующее воздействие на экономику,

6) Функция охраны прав  и свобод граждан, всех форм  собственности, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации  (ст.2),  признав человека, его права и свободы высшей ценностью,  впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономических, социальных,  культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, согласно статье 8 Конституции, "в  Российской Федерации признаются и  защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности"[9].  Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций  в динамике роста и структуре  преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное  в охране правопорядка сегодня —  это обуздание преступности.

В последнее время предприняты  меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении,  подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью  призван занять  Уголовный кодекс Российской Федерации. Важная роль в этом принадлежит также законам РФ "О прокуратуре РФ", "Об оперативно-розыскной деятельности", указам Президента Российской Федерации "О защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и др.

2.2 Основные внешние функции

В течение последнего времени  изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно  существенные  изменения  претерпели  основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам),  другие — получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие  (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение  национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка;  сотрудничество и укрепление  связей  со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

1) Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международной  обстановки, у России еще немало  внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ.

Соответственно одно из важнейших  направлений внешнеполитической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции  Вооруженные Силы РФ предназначены  для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной  защиты целостности  и  неприкосновенности  территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Оборона страны,  формирование и функционирование Вооруженных Сил России других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам, пакет которых пополнился новым Федеральным законом "Об обороне". Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны,  ответственность  за нарушение  законодательства Российской Федерации в сфере обороны,  а также другие касающиеся обороны нормы.

2) Функция обеспечения  мира и поддержки мирового  порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира — это недопущение новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших  военных  технологий,  повышение контролируемости международной  торговли  оружием  при  соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия.[10]

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву  место в мировой политике. Встречи  глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ.  Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала'для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности". Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность. 

Функция сотрудничества и  укрепления связей со странами СНГ. Эта  новая основная функция возникла у Российского государства в  связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой ответственности  и особых взаимных  интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь  таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой  государственности в ряде стран  СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны,

Информация о работе Определение и развитие функций государства