Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет - особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
дать определение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования и обозначить место в системе государственных органов;
проанализировать особенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
произвести сравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 История формирования Общественной палаты РФ
1.2 Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международная Ассоциация Общественно-экономических советов и схожих институтов
2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах
2.3 Подробное изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Общественная
палата РФ является инструментом, с
помощью которого происходит диалог
гражданского общества с органами власти.
Такой тип организации
Представленные нам в первых двух главах принципы формирования и особенности деятельности двух Общественных палат разных стран могут стать показателями некоторых различий и основных сходств работы данных институтов. Несомненным сходством деятельности этих органов является их общая миссия - построение моста для эффективного взаимодействия между гражданином и властью.
Но, несмотря
на общность главной цели, есть и
некоторые различия в деятельности
данных институтов. В первую очередь
рассмотрим наиболее главное различие
Общественной палаты РФ с её европейскими
аналогами - выступление представителей
органов власти непосредственно
перед членами Общественной палаты.
По указу Президента РФ, сейчас Общественная
палата обязана делать экспертизу законопроектов,
которые проходят через Думу. Рассматривается
вопрос об обязательном выступлении
членов Палаты на думских слушаниях.
Во многих европейских странах, где
есть аналоги Общественной палаты -
они представляют собой социально-экономические
советы - обязательно выступление
премьеров, министров перед
В связи с ростом числа Общественных палат в российских регионах особую значимость приобретает совершенствование правового регулирования их статуса и функций. В начале 2007 года региональное законодательство, посвященное деятельности общественных палат, существовало в 33 субъектах РФ. В течение 2008 года процесс формирования правовой базы, регулирующей вопросы функционирования общественных палат в регионах России, проходил достаточно активно. Законы, касающиеся деятельности Общественных палат, были приняты или вступили в силу в 2008 г. Более чем в 10 субъектах Федерации (Амурская, Тамбовская, Белгородская, Вологодская, Орловская, Псковская и др.). В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что Общественная палата РФ находится в стадии развития в высоких темпах, в то время, как многие европейские аналоги Общественной палаты находятся в стадии стабильного и эффективного состояния.21
Общественная
палата Российской Федерации находится
в середине становления данного
института между аналогами
В развитых
странах общественный контроль должен
служить непременным условием развития
общества. Признаком развитого
Перед гражданским обществом многих стран стоит задача четко определить и обозначить пределы диалога, между государственными органами и различными институтами гражданского общества. Существует задача, сделать подобный диалог более транспарантным. В этой связи необходимо внедрение более эффективных механизмов, так как существующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обязательного привлечения акторов гражданского общества к работе государственных органов относятся к числу «не работающих».
По мнению экспертов, гражданское общество России еще не в полностью соответствует европейским стандартам, но тем не менее, его позиции и влияние заметно усилились. В частности, европейский стандарт предполагает невозможность реализации стратегических целей страны без участия гражданского общества. Таким образом, хоть и небольшими рывками, но Федерация идёт к модернизации гражданского общества.22
Подводя итоги сравнительного анализа очевиден вывод, что общественная палата РФ еще должна внести в свою деятельность некоторые изменения, чтобы гражданское общество продолжало свой путь к демократизации и модернизации и, тем самым, была более близка к европейским стандартам. Зарубежные аналоги Общественных палат более четко регулируют деятельность многих управленческих органов и этому способствует сильная правовая база. В этой сфере есть недоработки отечественной Общественной палаты.
Однако, России не только есть к чему стремиться, но и есть результаты, которыми стоит гордиться. При сравнении Общественной палаты РФ и её аналогов в странах СНГ выявлено, что палата России является образцом и инициативой для создания её аналогов в Центрально-Азиатском регионе.
Несмотря на достаточно небольшой период существования Общественной палаты, Россия уже накопила позитивный опыт создания и функционирования такой формы контроля общества над государством. В связи с этим весьма полезным для стран СНГ было бы использование российского опыта и более широкое привлечение общественных объединений и граждан к реализации государственной политики с целью выдвижения гражданских инициатив, имеющих общегосударственное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие гражданского общества в мире является сегодня одним из наиболее приоритетных направлений. Актуальность создания Общественных палат и схожих институтов обусловлена необходимостью гражданского контроля над государственной властью. Без такого рода участия общественности в жизни власти гражданское общество теряет своё назначение и форму.
В связи с этим появление Общественной палаты РФ как специального механизма, обеспечивающего «обратную связь», можно рассматривать как один из этапов реализации политической стратегии российской власти. Создание Общественной палаты стало закономерным шагом в развитии партнёрских отношений между властью и обществом.
Сейчас
в нашей стране перед властью
стоит задача создания благоприятных
условий для развития гармоничных
отношений с гражданским
Для достижения
наиболее высокой степени эффективности
Общественной палате РФ следует полагаться
на опыт европейских стран в
Также Общественная палата России является неизменным примером для построения эффективного диалога власти с обществом для стран СНГ, гражданское общество которых находиться только в стадии зарождения и становления.
Сравнительный анализ Общественных палат - это некий мониторинг успешных способов построения прочного моста для сотрудничества общества с государственной властью. Такой анализ необходимо производить для выявления сильных и слабых моментов в построении такого моста.
Таким образом,
можно сделать вывод, что Общественная
палата и схожие с ней институты
- это необходимый элемент
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Научная и учебная литература
Размещено на Allbest.ru
2 Официальный сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/.
3 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). // СЗ РФ, 11.04.2005. - № 15. - С. 786.;
4 Конституция Российской Федерации (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008).//СЗ РФ. - 2009.- №4.
5 Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации». / Российская газета, № 116, 16.12.2004 г - С. 1165
6 Регламент Общественной палаты РФ от
22 января 2006 г. (ред. 22 февраля 2011г.) [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/ru/about/
7 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). // СЗ РФ, 11.04.2005. - № 15. - С. 657;
8 Конституция Российской Федерации (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008). // СЗ РФ. - 2009.- №4. - С 123;
9 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). // СЗ РФ, 11.04.2005. - № 15. - с. 459;
10 Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2005, № 1 (4). - С. 21-24;
11 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ, 11.04.2005. - № 15. - С. 209.;
12 Официальный сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/
13 Официальный сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/
14 Официальный сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/
15 Алдаева О. Контроль общества над государством в странах СНГ: исторические и политические аспекты // Актуальные проблемы Украины, России и стран Европы, 2009, № 3 - С. 276;
16 Аракелян Г. Общественный совет для общества // Общественно-политическая газета «Голос Армении»//
17 Конституция Французской Республики
от 03.06.1958 г. // [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.labex.ru/page/
18 Филатов И. Устройство Европейского экономического
и социального комитета // Бизнес и власть
в Европейском союзе// [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.fineco-biz.com/
19 Буссель Ю.Н. Социальный и экономический
Совет Франции: Роль в системе оптимизации
государственных программ // Политанализ.ру
- 23.09.2004 - [Электронный рекурс]. Режим доступа: http://www.politanaliz.ru/
20 Конституция Французской Республики от 03.06.1958 г.
21 Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. - 2010. - № 3. - С. 34;
Информация о работе Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом