Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет - особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
дать определение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования и обозначить место в системе государственных органов;
проанализировать особенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
произвести сравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 История формирования Общественной палаты РФ
1.2 Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международная Ассоциация Общественно-экономических советов и схожих институтов
2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах
2.3 Подробное изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Международная конференция организуется каждые два года, на нее приглашаются делегации членов МАЭССИ, а также все те, кого посчитает нужным пригласить Оргкомитет конференции.
Во втором полугодии каждого года Совет представляет Генеральной Ассамблее доклад о состоянии и политике Ассоциации, а также финансовый отчет, подписанные членами Совета. После того, как Генеральная Ассамблея утверждает доклад, Совет уходит в отставку, если Генеральная Ассамблея не примет обратное решение.
Ассоциация
также старается, по мере сил, способствовать
созданию экономических и социальных
советов и аналогичных
Именно Ассоциация является главный центром, где все Общественные палаты и их аналоги получают возможность широко обмена информацией и опытом с подобными организациями. Провозглашаемой целью работы МАЭСССИ является поощрение и развитие диалога и обмена опытом между ее членами а также, в более широком смысле, развитие диалога между экономическими и социальными партнерами по всему миру. Именно по этим причинам вступление России 15 октября 2006 года в Ассоциацию является неоспоримым достижением, из которого для нашей страны вытекает немалое количество плюсов.
2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах
Многолетний международный опыт показывает эффективность таких институтов как Общественная палата и их высокую ценность для общества.
Общественная палата уже несколько лет действует в России. По образцу российской Общественной палаты подобные структуры были созданы в центрально-азиатском регионе. Первой из них стала Общественная палата Казахстана. Идея создания прототипов Общественной палаты в странах бывшего СССР, в том числе в Центральной Азии, появилась именно после аналогичной инициативы в Российской Федерации.
Так, например,
в Узбекистане, когда в 2005 г. Региональные
центры поддержки гражданского общества
выступили с инициативой
В ряде стран
Содружества Независимых
Также аналог
Общественной палаты создан и в Армении.
Общественный Совет носит статус
конституционного органа, создан исходя
из необходимости стимулирования общественно-политического
диалога в Армении. Общественный
совет рассматривает вопросы, представляющие
государственное значение, проводит
анализ законов, подзаконных актов,
указов президента. Решения структуры
носят консультативный
Структуры,
подобные российской Общественной палате,
существуют в 70 зарубежных странах - как
в развитых европейских странах
(Германия, Швейцария, Италия, Дания), так
и в «транзитных», посткоммунистических
странах Центральной и
На
основании Конституцией 1958 года
во Франции действует
Во Франции Совет - это обязательная переговорная площадка между основными общественными институтами. У него нет права вето, но правительственные структуры обязаны присылать туда документы на согласование. И французское правительство само запрашивает мнение Общественной палаты, когда собирается принять то или иное решение. А греческий Общественный совет имеет право законодательной инициативы. Но самое главное, что в эти структуры входят крупные общественные деятели, известные специалисты по экономике, науке, культуре, внешним отношениям.
Весьма
значимым событием в арабском мире
является организация местных социально-
Значительную
роль в общеевропейской политике
играет Европейский социально-
Комитет состоит из 344 членов - их назначает Совет Европейского Союза на 4 года по рекомендации национальных правительств.18 Члены Социально-экономического комитета относятся к таким категориям так называемого организованного гражданского общества как работодатели, профсоюзные деятели и представители различных групп интересов (профессиональных объединений, фермеров, защитников окружающей среды, потребителей и т.п.). Социально-экономический комитет представляет их позицию и отстаивает их интересы в диалоге с Европейской Комиссией, Советом Европейского Союза и Европейским Парламентом. Задание Социально-экономического комитета состоит в том, чтобы давать советы Комиссии и Совету, которые обязаны консультироваться с ним по социальным и экономическим вопросам. Социально-экономический комитет может также высказывать свою позицию по собственной инициативе. Таким образом, Социально-экономический комитет должен играть роль своеобразного «моста» между Европейским Союзом и гражданами.
2.3 Подробное
изучение зарубежной
Для России, учитывая особенности ее политической системы, предоставляющей особую роль Общественной палаты, наиболее интересен опыт Франции, где существует целых две такие палаты - главная называется Социальный и экономический Совет. Именно поэтому, говоря о реформ российской политической системы, предложенной недавно Владимиром Путиным, государственные СМИ ссылаются на действующий во Франции Социальный и экономический совет.
Национальный социальный и экономический совет (НСЭС) является консультативным органом, чья деятельность закреплена в Конституции страны и включена в систему публичной власти. Представляя основные экономические и общественные интересы, Совет способствует сотрудничеству различных профессиональных категорий и обеспечивает их участие в выработке экономической и социальной политики Правительства. НСЭС входит в международную Ассоциацию социально-экономических палат (International Association of Economic and Social Councils and Similar Institutions) и европейский Комитет социально-экономических палат (CESE).19
Совет выполняет три основные функции:
В истории
Франции можно проследить своеобразную
динамику развития подобных консультативных
органов уже с Торгового
В настоящий момент Совет входит 231 советник. Члены Совета распределены по 18 группам представительства, длительность мандата советников составляет 5 лет. Способ формирования НСЭС включает различные системы. 163 советника назначены социопрофессиональными организациями, из которых:
Остальные
68 советников назначены Правительством:
17 по представлению консультативных
органов, представляющих государственные
предприятия и французов, живущих
вне Франции; 9 после консультаций
с наиболее представительными
Управляющий орган Совета – Бюро, избираемое ассамблеей, состоит из Президента и 18 членов, представляющих 18 секций НСЭС. Также в рамках Совета действуют 9 постоянных секций и Специальная комиссия Плана, формируемые из 231 советника. Секции собираются каждую неделю, пленарное заседание Совета проходит каждый второй и четвертый вторник и среду месяца.
Совет принимает к рассмотрению вопросы, предложенные Правительством, или выдвинутые по собственной инициативе. В обоих случаях Бюро назначает секцию или комиссию, уполномоченную подготовить проект заключения Совета или исследование. К работе могут быть подключены и эксперты со стороны. Бюро проводит заседание за закрытыми дверями, результатом которого становится отчет, выносимый на пленарное заседание Совета, которое проходит публично в присутствие государственных министров, предупрежденных заранее, и прессы. Заключения, отчеты и исследования Совета передаются Премьер-министру. Они также адресуются обеим палатам Парламента.
Национальный
социальный и экономический совет
во Франции выполняет ряд
Все же,
анализируя деятельность Совета в терминах
оценивания программ и политик, надо
признать, что он в основном ориентируется
на предварительную оценку, хотя может
также подготовить и
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Информация о работе Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом