Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет - особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
дать определение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования и обозначить место в системе государственных органов;
проанализировать особенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
произвести сравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 История формирования Общественной палаты РФ
1.2 Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международная Ассоциация Общественно-экономических советов и схожих институтов
2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах
2.3 Подробное изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

моя курс.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

Международная конференция организуется каждые два  года, на нее приглашаются делегации  членов МАЭССИ, а также все те, кого посчитает нужным пригласить Оргкомитет конференции.

Во втором полугодии каждого года Совет  представляет Генеральной Ассамблее  доклад о состоянии и политике Ассоциации, а также финансовый отчет, подписанные членами Совета. После того, как Генеральная Ассамблея утверждает доклад, Совет уходит в отставку, если Генеральная Ассамблея не примет обратное решение.

Ассоциация  также старается, по мере сил, способствовать созданию экономических и социальных советов и аналогичных институтов в странах, где они пока отсутствуют. МАЭСССИ работает на благо экономического и социального развития народов, а также поддерживает развитие в разных странах демократического гражданского общества, руководствуясь при этом принципами ООН и Всеобщей декларации прав человека.

Именно  Ассоциация является главный центром, где все Общественные палаты и их аналоги получают возможность широко обмена информацией и опытом с подобными организациями. Провозглашаемой целью работы МАЭСССИ является поощрение и развитие диалога и обмена опытом между ее членами а также, в более широком смысле, развитие диалога между экономическими и социальными партнерами по всему миру. Именно по этим причинам вступление России 15 октября 2006 года в Ассоциацию является неоспоримым достижением, из которого для нашей страны вытекает немалое количество плюсов.

 

2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах

 

Многолетний международный опыт показывает эффективность  таких институтов как Общественная палата и их высокую ценность для  общества.

Общественная  палата уже несколько лет действует  в России. По образцу российской Общественной палаты подобные структуры  были созданы в центрально-азиатском регионе. Первой из них стала Общественная палата Казахстана. Идея создания прототипов Общественной палаты в странах бывшего СССР, в том числе в Центральной Азии, появилась именно после аналогичной инициативы в Российской Федерации.

Так, например, в Узбекистане, когда в 2005 г. Региональные центры поддержки гражданского общества выступили с инициативой создания общественных советов при региональных органах государственной власти, идея не нашла поддержки у руководства  страны. Более того, в стране началась кампания по ликвидации некоммерческих организаций. В 2006 г. Усилиями общественности в Узбекистане был основан  Общественный Фонд поддержки некоммерческих объединений и других институтов гражданского общества, аналогичный Общественной палате Российской Федерации.15

В ряде стран  Содружества Независимых Государств, в том числе и на Украине, был  бы весьма полезным российский опыт создания Общественной палаты. Современные средства массовой информации, общественность, правительство многих стран СНГ высказывают надежду на то, что в их странах будут созданы также и другие общественные институты - различные Национальные гражданские ассоциации (аналог Общественной палаты РФ), появятся гражданские представители в органах власти (экспертные группы, советы); а также будут существовать специальные палаты парламента, состоящие из представителей некоммерческих организаций.

Также аналог Общественной палаты создан и в Армении. Общественный Совет носит статус конституционного органа, создан исходя из необходимости стимулирования общественно-политического  диалога в Армении. Общественный совет рассматривает вопросы, представляющие государственное значение, проводит анализ законов, подзаконных актов, указов президента. Решения структуры  носят консультативный характер.16

Структуры, подобные российской Общественной палате, существуют в 70 зарубежных странах - как  в развитых европейских странах (Германия, Швейцария, Италия, Дания), так  и в «транзитных», посткоммунистических странах Центральной и Восточной  Европы и Азии, находящиеся в процессе трансформации и становления  демократических институтов (Венгрия, Болгария, Казахстан, Узбекистан и др.).

 На  основании Конституцией 1958 года  во Франции действует Социально-экономический  совет.17 Этот орган состоит из представителей профессиональных групп страны и призван давать правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера. Подобные органы, действуют также в Австрии и Голландии. Опыт Франции и Греции показывает, что в случае политической конфронтации именно эти организации могут выступать стабилизирующим фактором, ставя на первое место не конкретные политические интересы отдельных политических групп, а общенациональные интересы, не тактику политической борьбы, а стратегическое видение общенационального развития.

Во Франции  Совет - это обязательная переговорная площадка между основными общественными  институтами. У него нет права  вето, но правительственные структуры  обязаны присылать туда документы  на согласование. И французское правительство  само запрашивает мнение Общественной палаты, когда собирается принять то или иное решение. А греческий Общественный совет имеет право законодательной инициативы. Но самое главное, что в эти структуры входят крупные общественные деятели, известные специалисты по экономике, науке, культуре, внешним отношениям.

Весьма  значимым событием в арабском мире является организация местных социально-экономических  советов (аналогов общественных палат). Они создаются для поддержания  мирных взаимоотношений между гражданским  обществом и властью. Данные аналоги  Общественных палат являются гарантом демократии, однако, не действуют как  политические органы.

Значительную  роль в общеевропейской политике играет Европейский социально-экономический  комитет – консультативный орган  Европейского Союза, выполняющий роль своеобразного «моста» между  Европейским Союзом и гражданами. Образован в соответствии с Римским договором.

Комитет состоит из 344 членов - их назначает  Совет Европейского Союза на 4 года по рекомендации национальных правительств.18 Члены Социально-экономического комитета относятся к таким категориям так называемого организованного гражданского общества как работодатели, профсоюзные деятели и представители различных групп интересов (профессиональных объединений, фермеров, защитников окружающей среды, потребителей и т.п.). Социально-экономический комитет представляет их позицию и отстаивает их интересы в диалоге с Европейской Комиссией, Советом Европейского Союза и Европейским Парламентом. Задание Социально-экономического комитета состоит в том, чтобы давать советы Комиссии и Совету, которые обязаны консультироваться с ним по социальным и экономическим вопросам. Социально-экономический комитет может также высказывать свою позицию по собственной инициативе. Таким образом, Социально-экономический комитет должен играть роль своеобразного «моста» между Европейским Союзом и гражданами.

 

2.3 Подробное  изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции

 

Для России, учитывая особенности ее политической системы, предоставляющей особую роль Общественной палаты, наиболее интересен  опыт Франции, где существует целых  две такие палаты - главная называется Социальный и экономический Совет. Именно поэтому, говоря о реформ российской политической системы, предложенной недавно Владимиром Путиным, государственные СМИ ссылаются на действующий во Франции Социальный и экономический совет.

Национальный  социальный и экономический совет (НСЭС) является консультативным органом, чья деятельность закреплена в Конституции  страны и включена в систему публичной  власти. Представляя основные экономические  и общественные интересы, Совет способствует сотрудничеству различных профессиональных категорий и обеспечивает их участие  в выработке экономической и  социальной политики Правительства. НСЭС входит в международную Ассоциацию социально-экономических палат (International Association of Economic and Social Councils and Similar Institutions) и европейский Комитет социально-экономических палат (CESE).19

Совет выполняет  три основные функции:

  • консультации Правительства и участие в разработке социальной и экономической политики;
  • создание условий для диалога между социопрофессиональными категориями, чьи интересы, изначально отличающиеся друг от друга, сближаются в процессе выработки предложений, направленных на достижение общественного интереса;
  • информирование политических органов.

В истории  Франции можно проследить своеобразную динамику развития подобных консультативных  органов уже с Торгового совета, созданного при короле Генрихе IV. Тем не менее, периоды поощрения властью представительства "корпораций" в средневековом понимании этого термина чередовались с периодами индивидуализма интересов, начиная с Великой французской революции, когда корпоративизм воспринимался как характеристика монархического режима. В близком к своему нынешнему виде Совет сформировался с принятием в 1946 году Конституции IV Республики, закрепившей деятельность НСЭС в сотрудничестве с главным на тот момент источником власти – Парламентом. С принятием Конституции 1958 года Совет сохраняет свой конституционный статус, но в процессе "уравновешивания" исполнительной и законодательной властей приближается в своей деятельности к исполнительной ветви власти. 20

В настоящий  момент Совет входит 231 советник. Члены  Совета распределены по 18 группам представительства, длительность мандата советников составляет 5 лет. Способ формирования НСЭС включает различные системы. 163 советника назначены социопрофессиональными организациями, из которых:

  • 69 от профсоюзов, представляющих государственный и частный сектора;
  • 65 от профессиональных организаций, представляющих частные предприятия индустрии, торговли, сельского хозяйства, ремесел, и лиц свободных профессий;
  • 19 от обществ взаимного страхования;
  • 10 от семейных ассоциаций.

Остальные 68 советников назначены Правительством: 17 по представлению консультативных  органов, представляющих государственные  предприятия и французов, живущих  вне Франции; 9 после консультаций с наиболее представительными профессиональными  организациями заморских территорий; 2 компетентных в области сбережений и строительства; 40 отобранных среди  квалифицированных и пользующихся уважением персоналий в различных  областях экономической, социальной, научной  и культурной деятельности. К 231 советнику добавляются 72 "члена секций", назначенных премьер-министром на 2 года в качестве экспертов.

Управляющий орган Совета – Бюро, избираемое ассамблеей, состоит из Президента и 18 членов, представляющих 18 секций НСЭС. Также в рамках Совета действуют 9 постоянных секций и Специальная  комиссия Плана, формируемые из 231 советника. Секции собираются каждую неделю, пленарное заседание Совета проходит каждый второй и четвертый вторник и среду месяца.

Совет принимает  к рассмотрению вопросы, предложенные Правительством, или выдвинутые по собственной инициативе. В обоих  случаях Бюро назначает секцию или  комиссию, уполномоченную подготовить  проект заключения Совета или исследование. К работе могут быть подключены и  эксперты со стороны. Бюро проводит заседание  за закрытыми дверями, результатом  которого становится отчет, выносимый  на пленарное заседание Совета, которое проходит публично в присутствие государственных министров, предупрежденных заранее, и прессы. Заключения, отчеты и исследования Совета передаются Премьер-министру. Они также адресуются обеим палатам Парламента.

Национальный  социальный и экономический совет  во Франции выполняет ряд важнейших  функций по обеспечению эффективности  политики государства. Во-первых, постоянное привлечение общественных сил к  разработке и экспертизе политических решений повышает уровень легитимности принимаемых мер. Во-вторых, совместная работа представителей различных интересов  по подготовке заключения или исследования по той или иной политике повышает уровень общественного согласия, что особенно подчеркивают документы, создающие правовые основы деятельности Совета. В-третьих, участие известных  персоналий и экспертов налагает ответственность на результаты работы Совета, обеспечивая высокий уровень  и объективность экспертизы.

Все же, анализируя деятельность Совета в терминах оценивания программ и политик, надо признать, что он в основном ориентируется  на предварительную оценку, хотя может  также подготовить и исследование текущей ситуации с целью разработки политических мер по ее улучшению (например, так в настоящий момент ведется  подготовка исследования текущей ситуации для разработки законопроекта по децентрализации и контрактным  отношениям центра и регионов во Франции). Все же, Совет представляет собой довольно консервативную организацию, с трудом перенимающую новые методики. Если в его рамках и ведется полномасштабное оценивание, то происходит это в менее формальном и закрытом порядке, информации в открытом доступе на этот счет нет.

 

 

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Информация о работе Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом