Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет - особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
дать определение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования и обозначить место в системе государственных органов;
проанализировать особенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
произвести сравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 История формирования Общественной палаты РФ
1.2 Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международная Ассоциация Общественно-экономических советов и схожих институтов
2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах
2.3 Подробное изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

моя курс.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

Положения о поддержке Общественной палатой  гражданских инициатив содержатся в ст. 21 ФЗ. В частности, Общественная палата осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 1 ст. 21), организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни (ч. 2 ст. 21), доводит до сведения граждан Российской Федерации информацию об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 3 ст. 21).9

Проведение  общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и  проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных  правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления (п. 3 ст. 2 ФЗ).

Экспертиза  проектов перечисленных нормативных  правовых актов не только закреплена в качестве одной из задач Общественной палаты, но и отнесена в соответствии к непосредственным полномочиям  Общественной палаты.

Осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также является одной из задач Общественной палаты.

Следует отметить два момента при рассмотрении данной задачи общественного контроля: во-первых, общественный контроль предусмотрен в отношении деятельности только исполнительных органов государственной  власти – Правительства РФ, федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, а также в  отношении деятельности органов  местного самоуправления; во-вторых, общественный контроль осуществляется в соответствии с Законом.

Выработка рекомендаций органам государственной  власти Российской Федерации при  определении приоритетов в области  государственной поддержки общественных объединений и иных объединений  граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Рассматриваемая задача направлена на разработку при  непосредственном участии Общественной палаты мер по государственной поддержке  тех общественных объединений и  иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых действительно  направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.

То, что  Общественная палата лишь вырабатывает рекомендации органам государственной  власти, взаимообусловлено положениями  о рекомендательном характере решений  Общественной палаты.

Именно  положительный опыт работы общественных палат, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, послужил толчком к созданию Общественной палаты федерального уровня. Соответственно, на Общественную палату возлагается задача по оказанию поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации. Поддержка Общественной палатой общественных палат субъектов Российской Федерации ограничена информационной, методической и иными подобными формами.

1 октября  2005 г. на собрании членов Общественной  палаты Российской Федерации  было принято Обращение к общественным  объединениям с предложением  включиться в процесс формирования  Общественной палаты России и  приступить к выдвижению кандидатов  в ее состав. При этом общественные  объединения должны руководствоваться  утвержденной Процедурой конкурсного  отбора в члены Общественной  палаты Российской Федерации  представителей общероссийских  общественных объединений. Межрегиональные  и региональные общественные  объединения в срок до 28 октября  2005 г. должны провести собрания  представителей межрегиональных  и региональных общественных  объединений в субъектах Российской  Федерации для выдвижения делегатов  на конференции в федеральные  округа, а конференции в федеральных  округах проводятся в срок  до 27 ноября 2005 г.

В целях  содействия в подготовке собраний и  конференций принято решение  образовать семь инициативных региональных групп из членов Общественной палаты Российской Федерации.

В развитие озвученных инициатив, Президент РФ В. Путин направил в Государственную  Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об Общественной палате Российской Федерации», согласно которому этот орган  наделяется еще большими полномочиями. Так, законопроект предполагает, что  Общественная палата Российской Федерации  сможет осуществлять общественный контроль за средствами массовой информации, т.е. «за соблюдением свободы слова в СМИ и равным доступом к СМИ различных политических сил». Общественной палате РФ предоставляется право привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов об обеспечении гарантий свободы слова и свободы массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, а также вырабатывать по этим вопросам рекомендации. 10

В настоящее  время о российском парламенте так  сказать нельзя даже с натяжкой. Отношение россиян к депутатам  не самое уважительное и вызвано  оно, прежде всего, неуважением самой  власти к народу, которое естественным образом вызывает ответное чувство  народа к власти. Получается следующая  ситуация: вместо того чтобы прилагать  все усилия для того, чтобы российский парламент стал действительно «народным  рупором», параллельно с ним властью  создается искусственная структура  общественного контроля за самой собой с туманным прошлым и весьма неопределенным будущим.

Более того, цели деятельности и функции Общественной палаты пересекаются с аналогичными, установленными Федеральным конституционным  законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно ч. 1 ст. 1 которого должность  Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии с Конституцией России в целях  обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.11 При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Задумываясь над тем, для чего понадобилось Палата, призванная заниматься принятием никого ни к чему не обязывающих заключений, да еще с заслуженными людьми, нельзя исключать и возможности последующего ее переоформления в Конституционное  собрание в целях пересмотра Конституции  РФ в нужном власти направлении. В  целом можно сказать, что и  простые граждане не вполне понимают, для чего нужна Общественная палата. По опросам лишь 12% граждан одобряют идею создания Общественной палаты, 17% - не одобряют, а 71% затруднились ответить.12

Государство не должно диктовать гражданскому обществу свою волю. В лучшем случае Общественная палата будет выступать в роли потемкинской деревни в обществе фиктивной демократии. В худшем случае деятельность палаты приведет к демонтажу  ныне существующих в России структур гражданского общества: вместо того, чтобы  интересоваться мнением реальных его  представителей на местах, власть будет  ограничиваться заявлениями Общественной палаты. И это будет уже не диалог государства с гражданами, а монолог, который государство будет вести  само с собой.

Общественность  должна взять под контроль правоприменительную  практику в сфере деятельности некоммерческих общественных организаций. Общественная палата может выступить в роли эксперта при решении спорных  вопросов, возникающих в сфере  деятельности некоммерческих общественных организаций.

Работа  Общественной палаты должна способствовать утверждению в обществе принципов  взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, что она внесет вклад в формирование высокой культуры, общественной жизни, обладающей прочным иммунитетом  от каких-либо проявлений вражды, национальной или религиозной розни.

Главными  лозунгами Общественной палаты должны стать профессионализм и компетентность. Общественная палата может давать авторитетные советы при определении тех общественных проектов и инициатив, которым нужно оказать государственную финансовую поддержку.

В целом  всё же можно подчеркнуть большую  роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником  в диалоге между властью и  обществом.

 

 

ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Международная  ассоциация общественно-экономических  советов

 

Общественные  палаты и их аналоги созданы уже  более чем в 40 странах и это  является главным показателем развития гражданского общества. Все Общественные палаты, Экономические Советы и другие общественно-политические организации  состоят в Международной Ассоциации общественно-экономических советов. Она объединяет около 50 национальных и международных консультативных органов, с которыми правительства советуются по проблемам социальной и экономической политики.

Цель  Международной Ассоциации - содействие диалогу и обмену информацией  и документами между экономическими и социальными комитетами-членами МАЭСССИ, а в перспективе и глобальному диалогу мировых экономических и социальных партнеров. Через обмен визитами и результатами работы национальных советов Ассоциация способствует созданию экономических и социальных советов в странах, где подобные структуры пока отсутствуют, и способствует развитию в этих странах гражданского общества в соответствии с принципами ООН и Всеобщей Декларацией прав человека.13

Ассоциация  регулярно проводит заседания рабочих  групп, международные ассамблеи  и круглые столы. В последнее  время Ассоциация обсуждала следующие  темы:

  • роль гражданского общества в развитии глобальной торговли; (презентация доклада «Глобализация торговли ради общего блага – какую роль в этом процессе играет гражданское общество»);
  • статус женщин (рабочий документ, принятый на 49 Сессии Комиссии по статусу женщин Экономического и социального совета ООН).

Ассоциация  зарегистрирована в Гааге, Генеральный  секретариат Ассоциации расположен в Париже, финансируется за счет членских взносов, субсидий, дотаций, и  других источников.

Председатель (президент) Ассоциации – Wang Zhongyu, Почетный Председатель – Жак Дермань (Jacques Dermagne), Генеральный секретарь Ассоциации – Бертран Дюруфле (Bertrand Durufle).

Действительными членами Ассоциации могут быть национальные автономные организации, действующие  на основании закона, устава или  иного документа, признаваемого  национальными властями и представляющего  реальные социальные и экономические  интересы. Если в стране пока отсутствует  экономический и социальный совет, то действительным членом может стать  одна из региональных организаций. В  случае, если в стране существуют несколько экономических и социальных советов, эти советы представляют одна делегация с правом одного голоса.

Ассоциированные члены имеют право присутствовать и выступать на Генеральной Ассамблее, но не имеют права голоса. Решение  о вступлении в Ассоциацию нового действительного или ассоциированного члена принимается Генеральной Ассамблеей Ассоциации. Международные или континентальные организации получают статус ассоциированного члена. Почетные члены Ассоциации назначаются Генеральной Ассамблеей.

Как правило Председателем Ассоциации на двухлетний срок назначается президент Экономического и социального комитета одной из стран-участниц. Председатель отвечает за организацию Международной конференции, которая проводится один раз в два года. Председатель Ассоциации является членом Совета, и возглавляет Совет и председательствует на Генеральной Ассамблее.

Генеральная Ассамблея собирается ежегодно во втором полугодии, а также, по требованию Председателя или не менее десяти процентов  действительных членов, в случае необходимости  в любое другое время. Приглашения на Генеральную Ассамблею, содержащие информацию о повестке дня, как правило, должны рассылаться за 30 дней до ее проведения.

Решения Генеральной Ассамблеи принимаются  абсолютным большинством голосов. Для  принятия решений по вопросам назначений, отставок и исключений проводятся тайные голосования. Отсутствующий член Ассоциации может направить на ассамблею  своего представителя, также являющегося  членом Ассоциации. Представитель может  замещать только одного отсутствующего члена.

Совет Ассоциации состоит из 10-15 человек, которые номинируются действительными членами Ассоциации или Советом.14 В частности это и есть представители стран, в которых существуют Общественные палаты и её аналоги. По сложившейся традиции в Совет входят:

- 1 представитель  Латинской Америки,

- 5 представителей  стран Африки,

- 5 представитель  Европы,

- 1 представитель  стран Азии.

Председатель  Совета несет ответственность за организацию Международной конференции, которая проводится каждые два года.

Информация о работе Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом