Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет - особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
дать определение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования и обозначить место в системе государственных органов;
проанализировать особенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
произвести сравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 История формирования Общественной палаты РФ
1.2 Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России
ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Международная Ассоциация Общественно-экономических советов и схожих институтов
2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах
2.3 Подробное изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

моя курс.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1 История формирования Общественной палаты РФ

1.2 Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России

ГЛАВА II. ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Международная Ассоциация Общественно-экономических советов и схожих институтов

2.2 Формирование и деятельность Общественных палат в зарубежных странах

2.3 Подробное изучение зарубежной Общественной палаты на примере Франции

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ И ЕЁ ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гражданское общество - это неотъемлемый спутник  правового государства. Современные  государства не в состоянии эффективно реализовать свои функции без  активного участия со стороны  общественности, которая должна осуществлять постоянный контроль над государством. Компетентный и ответственный контроль со стороны общественных структур выступает  в качестве одного из наиболее действенных  факторов улучшения работы государственного аппарата и искоренения коррупции, гарантией реализации законности и  обеспечения правопорядка в стране.

Появившийся в нашей стране сравнительно недавно  новый институт Общественных палат  призван усилить связь гражданского общества с органами государственной  власти через представительные учреждения. Однако, российские структуры Общественных палат не единственные примеры «диалогового окна» между обществом и властью  в мире. Аналоги таких институтов существуют более, чем в 60 странах мира. Их объединяет единая миссия - это непосредственное выстраивание моста между гражданским обществом и представителями власти.

Анализ  особенностей формирования и деятельности данных институтов гражданского общества является актуальным не только, для  Российской Федерации, но и для всего  мира в целом. Наличие таких органов  для некоторых стран может  являться гарантом демократии, основой  для создания настоящего гражданского общества, а также стабилизатором в критических ситуациях, который  будет выравнивать отношения  между общественными структурами  и государственной властью. Повсеместное создание Общественных палат и её аналогов показывает, насколько оно  необходимо каждому государству.

Сравнительный анализ общественной палаты РФ и её прототипов в зарубежных странах  необходим для того, чтобы выявить  недостающие функциональные качества отечественного органа. Также многолетний опыт некоторых зарубежных примеров поможет избежать ошибок и более эффективно проводить свою общественно-политическую деятельность.

Объектом  данной курсовой работы является Общественная палата РФ и её зарубежные аналоги. Предмет - особенности их формирования и деятельности. Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами. Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  • дать определение Общественной палате, рассмотреть историю её формирования и обозначить место в системе государственных органов;
  • проанализировать особенности формирования и деятельности зарубежных Общественных палат;
  • произвести сравнительный анализ деятельности Общественной палаты РФ с её зарубежными аналогами.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных политогов, социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме: Абакумов С.А., Гриб В.В., Бурмистров С.А., Кара-Мурза А.А., Садовникова Г.Д., Аракелян Г. и др.

В ходе работы над темой использовался анализ нормативных актов федерального значения, регламентирующих деятельность Общественной палаты РФ, научных статей по заданной теме, а также ресурсов сети Интернет об Общественной палате и её прототипах в зарубежных странах.

общественная палата

 

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

1.1 История  формирования Общественной палаты  РФ

 

Общественная  палата РФ была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно закону, Общественная палата избирается на два года. Она призвана осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.1

Приоритетными направлениями работы Палаты являются защита прав и свобод граждан, развитие гражданского общества в России, проведение общественной экспертизы федеральных  законопроектов, осуществление общественного  контроля за деятельностью органов государственной власти.

Общественная  палата РФ первого состава (2006-2007 гг.), впервые начиная деятельность подобного  рода, стала поддержкой и опорой для некоммерческих организаций  России. Благодаря вмешательству  Общественной палаты, удалось смягчить положения закона об некоммерческих организациях; при активном участии  палаты общественные организации страны получили государственную финансовую поддержку.

В первые годы своего существования Общественная палата содействовала формированию и становлению региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных  структур. Ее члены вошли в 35 вновь  сформированных общественных советов  при федеральных министерствах и ведомствах.

В целях  проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная  Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2006-2007 гг. Общественной палатой была проведена экспертиза свыше 35 законопроектов. Многие рекомендации палаты были учтены при принятии законов и других нормативных актов. Тем не менее, данная работа требует совершенствования  и упорядочения. Поэтому в планах Палаты рекомендовать парламентариям, чтобы все социально значимые законопроекты в обязательном порядке  проходили экспертизу в Общественной палате, с тем, чтобы при их принятии учитывалась позиция общественности.

Утверждая свое место на международной арене, Общественная палата РФ стала полноправным членом Международной Ассоциации экономических  и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ), подписала Меморандум с Европейским социально-экономическим  комитетом.

В 2006 и  в 2007 годах Общественной палатой  РФ были подготовлены Доклады о состоянии  гражданского общества в России, которые  стали своего рода первыми в России полномасштабными исследованиями третьего сектора.

22 декабря  2007 года Общественная палата первого  состава РФ завершила свою  работу. Подводя итоги деятельности ОП 2006-2007 г.г., секретарь палаты Евгений Велихов заявил, что: "если раньше гражданские институты представляли собой разрозненную массу в одиночку решающих узкие задачи объединений, мало кому известных, не имевших подлинного авторитета и признания, то теперь их работа - в центре внимания разных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов органов власти, они - тот дозор, в котором нуждается Россия».2

Формирование  Общественной палаты второго состава  завершилось 24 декабря 2007 года.

23 января 2008 года прошло первое пленарное  заседание нового состава Общественной  палаты РФ, в ходе которого  были избраны Совет Общественной  палаты, Секретарь Палаты, а также  утверждены заместители секретаря  Палаты и внесены изменения  в Регламент ОП.

В Общественную палату РФ нового состава избрано 126 человек, из них 24 женщины и 102 мужчины. Все члены Общественной палаты имеют  высшее или неоконченное высшее образование. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: общественными деятелями (46 человек), учеными (34 человека), работниками искусства и культуры (9 человек), юристами (4 человека), журналистами, писателями и политологами (12 человек), религиозными деятелями (7 человек), предпринимателями (9 человек), врачами (5 человек).3

В Общественной палате РФ сформировано 17 комиссий, а  также 4 межкомиссионные рабочие группы: по подготовке ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации; по организации экспертной деятельности Общественной палаты; по международной деятельности Общественной палаты; по этике, регламенту и организации работы Общественной палаты.

Основные  направления работы Общественной палаты ведут профильные комиссии, которые  определили стратегию изучения и  решения наиболее актуальных проблем  по своим направлениям. Кроме того, в Общественной палате созданы Подкомиссии  и Рабочие группы по изучению наиболее актуальных социальных и экономических  проблем современного российского  общества.

 

1.2 Место  и роль Общественной палаты  РФ в системе государственных  органов России

 

Не существует ни одного «юридического» определения  Общественной палаты РФ. Можно сказать, что Общественная палата – это, во-первых, институт, во-вторых, институт общественный, неполитический (не участвующий в  распределении власти и в борьбе за ее осуществление), можно даже сказать, гуманитарно-научный институт, созданный  для согласования интересов общества и его членов.

Общественная  палата РФ не входит в систему органов  государственной власти РФ. В статье 11 Конституции РФ установлено, что  государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.4

Правительство РФ в своем Заключении «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало  на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая является формой взаимодействия граждан и органов государственной  власти, но при этом имеет аппарат  в форме государственного учреждения. 5Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.

В результате об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно – это  новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и  интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений  при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Аппарат Общественной палаты выполняет следующие  функции по взаимодействию с органами государственной власти РФ:

  • обеспечивает взаимодействие Общественной палаты с Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также организует присутствие членов Общественной палаты на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, коллегиях федеральных органов исполнительной власти;
  • обеспечивает рассмотрение Общественной палатой обращений Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Целью Общественной палаты является обеспечение согласования для решения наиболее важных вопросов интересов:

  • с одной стороны – общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и общественных объединений;
  • с другой стороны – интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления.6

В качестве сфер, наиболее важные вопросы, в которых  подлежат разрешению с помощью согласования, обеспечиваемого Общественной палатой, в ст. 2 ФЗ указаны7:

  • экономическое и социальное развитие России;
  • обеспечение национальной безопасности России;
  • защита прав и свобод граждан России;
  • защита конституционного строя России;
  • защита демократических принципов развития гражданского общества в России.

Следует отметить, что целью Общественной палаты является согласование интересов  именно органов государственной  власти. Президент РФ же согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ является главой государства.8

В статье 2 ФЗ «Об Общественной палате РФ»  также обозначены шесть задач  Общественной палаты, в отношении  которых следует отметить следующее:

  • Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики (п. 1 ст. 2 ФЗ);
  • Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики установлено в качестве одной из задач Общественной палаты (п. 2 ст. 2 ФЗ).

Информация о работе Общественная палата в РФ и ее аналоги за рубежом